«Иконографика» образа древнетюркского полководца Кюль-Тегина в изобразительном искусстве Казахстана
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v6i3.439Аннотация
В статье проводится искусствоведческий анализ художественно-композиционных особенностей решения образа Кюль-Тегина современными художниками Казахстана. Образ Кюль-Тегина как полководца и легендарной личности начала VIII века нашей эры, посвятившего свою жизнь делу объединения древнетюркских племен в единое государство – Тюркский каганат, вызывает неподдельный интерес у его современных потомков. «Иконографика» портретного образа Кюль-Тегина дошла до нас благодаря археологическим изысканиям, в результате которых на территории современной Монголии ученые обнаружили погребальный комплекс, возведенный в честь древнетюркского полководца. На месте погребального комплекса, помимо многих других исторических артефактов, были найдены так называемые «стела Кюль-Тегина» и «голова Кюль-Тегина». Современным художникам, создающим произведения в жанре исторического портрета, необходимо изучать и привлекать в данный процесс материалы научно-исторические, археологические и этнографические. К сожалению, замечено, что многие художники при работе над портретом конкретной исторической личности слишком увлекаются внешней атрибутикой и не уделяют должного внимания наполнению его образа духовно-сакральным содержанием. Подобные произведения не несут высоких художественных достоинств и характеризуются иллюстративностью сюжетно-композиционного и изобразительного решения. Необходимо отметить следующую особенность: каждый казахстанский художник, обращающийся к личности легендарного полководца древности, по-своему, в авторском аспекте интерпретирует художественный образ Кюль-Тегина и вносит свою лепту в развитие портретно-исторического жанра в национальном изобразительном искусстве.Ключевые слова:
Кюль-Тегин , образ Кюль-Тегина , «стела Кюль-Тегина» , «голова Кюль- Тегина» , Тюркский каганат , древнетюркский полководец , военно-прикладная культура номадов, портретно-исторический жанр , искусство КазахстанаСкачивания
Библиографические ссылки
Абрамкин, Иван. «Об истории изучения портрета: вопросы историографии и перспективы исследования». Артикульт. Вестник факультета истории и искусства МГУ, № 14 (2), 2014, с. 6–9, articult.rsuh.ru/upload/articult/journal_content/014/ARTICULT-14_(2-2014,P.6-12)-Abramkin.pdf. Дата доступа 18 мая 2021.
Ахметжан, Калиолла. Этнография традиционного вооружения казахов. Алматы, Алматыкітап, 2007.
Беристен, Жанарбек. «Стиль “Туранского романтизма” – своеобразное развитие национального искусства». Central Asian Journal of Art Studies, т. 3, № 3, 2018, с. 24–30, www.cajas.kz/journal/article/view/156/137. Дата доступа 17 мая 2021.
«Волчеглавое знамя – символ Тюркской Государственности». Казакская Орда, www.facebook.com/QazaqOrda/photos/a.133053730185910/261915027299779. Дата доступа 09 сентября 2019.
Гавритухин, Игорь. «Кюль-тегина стела». Большая российская энциклопедия, www.bigenc.ru/archeology/text/2127212. Дата доступа 11 апреля 2021.
Горелик, Михаил. Оружие Древнего Востока. IV тысячелетие – IV век до н. э. Издание 2-е, доп., Санкт-Петербург, Атлант, 2003.
Кляшторный, Сергей. История Центральной Азии и памятники рунического письма. Москва, Наука, 2003.
Кубарев, Владимир. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск, Наука, 1984.
Малов, Сергей. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. Москва, Наука, 1959.
Радлов, Василий и Платон Мелиоранский. Древнетюркские памятники в Кошо-Цайдаме. Санкт-Петербург, 1879.
Сарсенбаева, Аида и Айнаш Жубанова. «Современное номадическое творчество: художественный язык, ментальность, изобразительные средства». Central Asian Journal of Art Studies, т. 5, № 1, 2020, с. 79–91, www.cajas.kz/journal/article/view/239. Дата доступа 10 мая 2021.
Сарсенбаева, Зира. Этнос и ценности. Издание 2-е, перераб. и доп. Алматы, Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2018.
Тугельбаева, Айжан. «Книга “Вечное небо казахов” расскажет об истоках духовного наследия». Tengrinews, 12 ноября 2013, www.tengrinews.kz/books/kniga-vechnoe-nebo-kazahov-rasskajet-istokah-duhovnogo-245351/. Дата доступа 20 мая 2021.
Тугушева, Лилия. Тюркские рунические письменные памятники из Монголии. Москва, ИНСАН, 2008.
«Художник Алибек Койлакаев». Официальный сайт художника-графика Алибека Койлакаева, www.painter-alibek.ru/ru/avtor. Дата доступа 25 апреля 2018.
References
Abramkin, Ivan A. “Ob istorii izucheniya portreta: voprosy istopiografii b perspektivi issledovaniya.” [“On the history of the study of portrait: issues of historiography and research prospects”]. Artikult. Bulletin of the History and Art faculty at the Moscow State University. Moscow, no. 14 (2), 2014, pp. 6–9, articult.rsuh.ru/upload/articult/journal_content/014/ARTICULT-14_(2-2014,P.6-12)-Abramkin.pdf. Accessed 18 May 2021. (In Russian)
Ahmetjan, Kaliulla S. Etnografyia tradicionnogo voorujeniya kazakhov. [Ethnography of traditional weapons of Kazakhs]. Almaty, Almaty kitap, 2007. (In Russian)
Beristen, Zhanarbek. “Stil ‘Turanskogo romantizma’ – svoeobraznoe razvitie nacionalnogo iskusstva.” [“The style of ‘Turanian romanticism’ is a kind of development of national art.”]. Central Asian Journal of Art Studies, vol. 3, no. 3, 2018, pp. 24–30, www.cajas.kz/journal/article/view/156/137. Accessed 17 May 2021. (In Kazakh)
Gavrituhin, Igor'. “Kultegina stella” [“Kultegin Stele”]. Big Russian Encyclopedia, www.bigenc.ru/archeology/text/2127212. Accessed April 11, 2016. (In Russian)
Gorelik, Mikhail. Orujie Drevnego Vostoka. IV tysiacheletie – IV vek do n. e. izd. 2-e, dop. [Weapons of the Ancient East. 4th millennium – 4th century BC. 2nd ed., extended]. Saint Petersburg, Atlant, 2003. (In Russian)
“Khudozhnik Alibek Koilakayev.” [“Artist Alibek Koilakayev.”]. Official website of graphic artist Alibek Koilakayev, www.painter-alibek.ru/ru/avtor Accessed 25 April 2018. (In Russian)
Klyashtornyi, Sergey. Istoriya Centralnoyi Azii i pamytniki runicheskogo pisma. [History of Central Asia and monuments of runic writing]. Moscow, Nauka, 2003. (In Russian)
Kubarеv, Vladimir. Drevnetiyrkskie izvayanya Altaia. [Ancient Turkic sculptures of Altai]. Novosibirsk, Nauka, 1984. (In Russian)
Malov, Sergey. Pamyatniki drevnetyrkskoy pismennosti Mongolii i Kirgizii. [Monuments of ancient Turkic writing in Mongolia and Kyrgyzstan]. Moscow, Nauka, 1959. (In Russian)
Radloff, Vasilii and Platon Melioranskii. Drevnetyrkskie pamytniki v Kosho-Caydame. [Ancient Turkic monuments in Kosho-Tsaidam]. Saint Petersburg, 1879. (In Russian)
Sarsenbayeva, Aida and Ainash Zhubanova. “Sovremenoe nomadicheskoe tvorchestvo: hudozhestveniy yazik, mentalnost, izobrazitelniye sredstva.” [“Contemporary nomadic creativity: artistic language, mentality, visual means.”] Central Asian Journal of Art Studies, vol. 5, iss. 1, 2020, pp. 79–91, www.cajas.kz/journal/article/view/239. Assessed 10 May 2021 (In Russian)
Sarsenbayeva, Zira N. Etnos i cennosty. 2-e izd., pererab. i dop. [Ethnicity and values. 2nd edition, revised and extended]. Almaty, Institute for Philosophy, Political Science and Religion Studies of Committee Science of the Ministry of Education and Science оf the Republic of Kazakhstan, 2018. (In Russian)
Tugel’baeva, Aizhan. “Kniga Vechnoe nebo kazahov rasskazhet ob istokakh duhovnogo naslediia.” [“The book Eternal Heaven of Kazakhs will tell about the origins of the spiritual heritage.”] Tengrinews, www.tengrinews.kz/books/kniga-vechnoe-nebo-kazahov-rasskajet-istokah-duhovnogo-245351/. Accessed 20 May 2021 (In Russian)
Tugusheva, Liliya. Tyrkskie runicheskie pismennye pamytniki iz Mongolii [Türkic runic written monuments from Mongolia]. Novosibisk, 2008. (In Russian)
“Volcheglavoe znamya – simvol Tyurkskoi Gosudarstvennosti.” [“The wolf-headed banner is a symbol of the Turkic Statehood.”] Kazakh Horde, www.facebook.com/QazaqOrda/photos/a.133053730185910/261915027299779. Accessed 09 September 2019. (In Russian)