Узбекистанский авангард: опыт типологической интерпретации

Авторы

  • Нигора Ахмедова Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан https://orcid.org/0000-0001-7379-0689

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.440

Аннотация

Статья посвящена исследованию специфики живописи узбекистанского авангарда с учетом роли историко-культурного контекста начала ХХ века. Определено влияние таких факторов, как идеологический фон, роль приезжих художников в формировании национального искусства, отсутствие традиций европейской живописи в регионе. Живопись Узбекистана 1920–1930-х годов, являясь результатом исторических, политических и культурных трансформаций, развивалась во взаимодействии локальных и инокультурных традиций. Несколько стилистических векторов и тенденций этого процесса, роль историко-культурного наследия Узбекистана придавали образам эпохи и стилевым формам самобытные черты. Научная новизна исследования заключается в актуализации вопроса о типологической специфике узбекистанского феномена в сравнении с русским авангардом и европейским модернизмом. В исследовании поставлены вопросы обновления методологических аспектов изучения советской модернизации, ее результатов в искусстве. Обращено внимание на сложный гибридный характер этих процессов и попытки исследователей адаптировать постколониальную эпистемологию к процессам центральноазиатского региона ХХ века. Рассмотрены вопросы применения терминов «авангард», «модернизм» в отношении локальных феноменов; показана актуальность терминологического уточнения, ограничения их применения и коррекции в отношении живописи Узбекистана. В заключении статьи обосновано, что изучение искусства Узбекистана 1920–1930-х годов необходимо проводить на основе деконструкции доминирующих дискурсов в отношении историко-политического контекста эпохи, формировать новые взгляды на смену культурных парадигм в регионе.

Ключевые слова:

живопись, узбекистан, XX век, ориентализм, традиции, авантгард, модернизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Нигора Ахмедова, Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан

Доктор искусствоведения, академик Академии художеств Узбекистана, главный научный сотрудник отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства

##submission.downloads##


Количество просмотров: 9

Опубликован

2021-06-29

Для цитирования:

Нигора Ахмедова. (2021). Узбекистанский авангард: опыт типологической интерпретации . Central Asian Journal of Art Studies, 6(2), 140-152. https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.440

Выпуск

Раздел

Искусствоведение