Сакрально-символическое значение желтофонной керамики: возможности реконструкции (на примере археологических артефактов городища Культобе)

Авторы

  • Жанерке Шайгозова Казахский национальный педагогический университет имени Абая https://orcid.org/0000-0001-8167-7598
  • Андрей Хазбулатов Казахский научно-исследовательский институт культуры https://orcid.org/0000-0001-8167-7598

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i3.454

Аннотация

Развитие туркестанского стиля керамики происходило в течение нескольких веков, который, к средневековью окончательно сформировавшись, смог подняться до уровня самобытного художественного явления в казахской культуре. Исследованию гончарного производства Южного Казахстана с точки зрения археологии посвящено немало трудов таких отечественных ученых, как Карл Байпаков, Александр Подушкин, Ерболат Смагулов и многие другие. Они составляют базовую основу для дальнейших культуролого-искусствоведческих интерпретаций казахстанского гончарного искусства, которым в отечественном искусствознании незаслуженно уделено очень мало внимания.В настоящей статье на основе анализа работ о специфике керамики Южного Казахстана, а также обнаруженных образцов керамического производства в процессе археологического исследования городища Культобе (г. Туркестан, Туркестанская область) представлена попытка реконструкции сакрально-символического значения желтофонной поливной керамики.В статье авторы стремятся раскрыть два главных аспекта: взаимосвязь художественного языка и знаковой системы (орнамента и цвета), что по большому счету можно назвать одним из визуальных отражений многочисленных языков традиционной культуры. Особое внимание уделено народным представлениям, связанным с цветом, формой, орнаментом керамических изделий, и их взаимосвязи с обрядово-ритуальной жизнью.Материалы, представленные в данной работе, расширяют научную базу в области генезиса и специфики традиционных казахских ремесел Южного Казахстана, одним из которых является гончарное производство, частично сохранившееся до наших дней.Статья подготовлена в рамках проекта Министерства образования и науки Республики Казахстан АР09259862 «Исследование традиционных ремёсел современного Казахстана: состояние и поиск путей сохранения».

Ключевые слова:

керамика , самобытный туркестанский стиль , обыденное и сакральное пространство , археология , артефакты , Культобе

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Жанерке Шайгозова, Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры художественного образования

Андрей Хазбулатов, Казахский научно-исследовательский институт культуры

PhD, генеральный директор

Библиографические ссылки

Ageyeva, Elena “Keramika Gorodov i Poselenii Srednego Techeniya Syr-Dar'i i Karatau” [“Ceramics of Cities and Settlements in the Middle Reaches of the Syr Darya and Karatau”]. Newsletter of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR. Archaeological series, iss. 2, I960, pp. 115–116. (In Russian)

Akishev, Kemal, et al. Drevnii Otrar (Topografiya, Stratigrafiya, Perspektivy) [Ancient Otrar (Topography, Stratigraphy, Perspectives)]. Alma-Ata, Nauka, 1972. (In Russian)

Akishev, Kemal, et al. Otrar v XIII–XV vekakh [Otrar in the 13th–15th centuries]. Alma-Ata, Nauka, 1987. (In Russian)

Baipakov, Karl. Srednevekovaya Gorodskaya Kul'tura Yuzhnogo Kazakhstana i Semirech'ya (VI – nachalo XIII veka) [Medieval Urban Culture of South Kazakhstan and Semirechye (6th – early 8th century)]. Alma-Ata, Nauka, 1986. (In Russian)

Baipakov, Karl and Olga Kuznetsova. Khudozhestvennaya Kul'tura Tsentral'noi Azii i Azerbaidzhana IX–XV vv. Tom I. Keramika [The Artistic Culture of Central Asia and Azerbaijan in the 9th–15th Centuries. Vol. I. Ceramics]. Samarkand-Tashkent, IICAS, SMI-ASIA, 2011. (In Russian)

Berdajs, Tina. “Zbirateljstvo Vzhodnoazijske Keramike Na Slovenskem V 19. Stoletju.” Ars & Humanitas, vol. 14, no. 2, 2020, pp. 29–43, doi:10.4312/ars.14.2.29-43.

Carroll, Jon. “Reinterpreting Springwells Ceramics in the Great Lakes Region of North America.” Midcontinental Journal of Archaeology, vol. 44, iss. 2, 2019, pp. 181–206. DOI: 10.1080/01461109.2018.1543106.

Gul, Elmira. “Polivnaya Keramika Uzbekistana: Etapy Razvitiya.” [“Irrigation Ceramics in Uzbekistan: Stages of Development”]. Polivnaya Keramika Sredizemnomor’ya i Prichernomor’ya X–XVIII vv. [Glazed pottery of the Mediterranean and the Black Sea region, 10th–18th centuries], edited by Sergey Bocharov et al, Kazan-Kishinev, vol. 2, 2017, pp. 779–793. archtat.ru/content/uploads/2019/12/Polivnaya-keramika-tom-2_compressed.pdf. Accessed at 10 July 2021 (In Russian)

Heath-Stout, Laura E. “Pottery on the Periphery: Contact-period Ceramics and Regional Integration at La Laguna, Tlaxcala, Mexico.” Journal of Anthropological Archaeology, vol. 56, 2019. DOI: 10.1016/j.jaa.2019.101088.

Jervis, Ben. “Ceramics and Coastal Communities in Medieval (Twelfth–Fourteenth Century) Europe: Negotiating Identity in England's Channel Ports.” European Journal of Archaeology, vol. 20, no. 1, 2017, pp. 148–167, doi:10.1017/eaa.2016.3.

Joyce, Ho and Patrick Sean Quinn Ho. “Intentional Clay-mixing in the Production of Traditional and Ancient Ceramics and Its Identification in Thin Section”. Journal of Archaeological Science: Reports, vol. 37, 2021. DOI: 10.1016/j.jasrep.2021.102945.

Klesner, Catherin, et al. “Local Production and Long-distance Trade of Islamic Glazed Ceramics in Central Asia: A Compositional Analysis of Ceramics from Southern Kazakhstan by NAA and LA-ICP-MS”. Journal of Archaeological Science: Reports, vo. 26, 2019. DOI: 10.1016/j.jasrep.2019.101905.

Kriss, Dawn, et al. “A Material and Technical Study of Paracas Painted Ceramics.” Antiquity, vol. 92, no. 366, 2018, pp. 1492–1510, doi:10.15184/aqy.2018.164.

Kubel, Evgeniy. Sredneaziatskaya Keramika v Sobranii Rossiiskogo Etnograficheskogo Muzeya (Kollektsionnye Sbory 1900–1912 gg.) [Central Asian Ceramics in the Collection of the Russian Ethnographic Museum (collections of 1900–1912)]. Available at: https://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-277-7/978-5-88431-277-7_14.pdf. Accessed June 3, 2021. (In Russian)

Kuz’min, Yaroslav. “Emergence of Ancient Ceramics in East Asia (the Geoarcheological Aspect)”. Anthropology & Archeology of Eurasia, vol. 58, iss. 1–2: Cross-Cultural Influences in the Far East and Central Asia, 2019, pp. 6–22. DOI: 10.1080/10611959.2019.1674094.

Mirzaakhmedov, Djamaliddin. Glazurovannaya Keramika Bukhary Vtoroi Poloviny XVII–nachala XX vv. [Glazed Ceramics of Bukhara, the second half of the 17th–early 20th centuries as a historical source]. Samarkand, Academy of Sciences of the Uzbek SSR, Institute of Archeology, 1987. (In Russian)

Rodríguez, Verónica Pérez, et al. “Tiltepec yellow-ware ceramics from Cerro Jazmín, Oaxaca: a contribution to the ceramic chronology of the Mixteca Alta.” Latin American Antiquity, vol. 28, no. 3, 2017, pp. 431–440., doi:10.1017/laq.2017.34.

Salinas, Elena, et al. “Tracing the tin-opacified yellow glazed ceramics in the western Islamic world: the findings at Madīnat al-Zahrā.” Archaeol Anthropol Sci, vol. 11, iss. 3, 2019, pp. 777–787. DOI: 10.1007/s12520-017-0562-x.

Senigova, Taisiya. “Keramika Gorodishcha Turkistan iz Verkhnego Stroitel'nogo Gorizonta (XVII–XVIII vv.).” [“Ceramics of the Turkistan Settlement from the Upper Building Horizon (17th–18th centuries)”]. In Arkheologicheskiye pamyatniki Kazakhstana [Archaeological monuments of Kazakhstan], edited by Kemal Akishev. Alma-Ata, Nauka, 1978, pp. 171–187. (In Russian)

Shimmel, Annemari. Mir Islamskogo Mistitsizma [The World of Islamic Mysticism]. Moscow, Enigma, 2000. (In Russian)

Smagulov, Yerbolat et al. Etnokul'turnyi Aspekt Proiskhozhdeniya Kolorita Timuridskogo Stilya v Keramike. Ocherki po Istorii i Arkheologii Srednevekovogo Turkistana [Ethnocultural Origin Aspect of the Color of the Timurid style in ceramics. Essays on the History and Archeology of Medieval Turkistan]. Almaty, Gylym, 1999. (In Russian)

Smagulov, Yerbolat. “Turkistanskie Gonchary” [“Turkistan Potters”]. Goroda Turkistana [Turkistan cities], edited by Karl Baipakov. Almaty, Gylym, 1999, pp. 128–156. (In Russian)

Vasiltsov, Konstantin. Tsvet v Kul'ture Narodov Tsentral'noi Azii. V Sbornike Statei “Tsentral'naya Aziya. Traditsiya v Usloviyakh Peremen” [Color in the Central Asians Culture. The Collection of Articles “Central Asia. Tradition during the Changes”]. Saint Petersburg, Nauka, 2017. (In Russian)

Yelibaeva, Karlygash. “Simvolika i Semantika v Kazakhskoi Kul'ture”. [“Symbols and Semantics in Kazakh culture”]. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, no. 4, 2012, pp. 60–67. (In Russian)

Yerzakovich, Lev. “Polivnaya Keramika Gorodishcha Suzak XIII–XVIII vv”. [“Glazed Ceramics of the Suzak Settlement, 13th–18th centuries”]. Bulletin of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR, no. 5, 1966, pp. 78–81. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 72

Опубликован

2021-09-29

Как цитировать

Шайгозова Zhanerke, и Хазбулатов Andrey. «Сакрально-символическое значение желтофонной керамики: возможности реконструкции (на примере археологических артефактов городища Культобе)». Central Asian Journal of Art Studies, т. 6, № 3, 2021 г., с. 74–88, doi:10.47940/cajas.v6i3.454.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons