Проблемы интермедиальности в аспекте изучения вокально-эстрадного исполнительства

Авторы

  • Зарина Курманбаева Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова https://orcid.org/0000-0001-5080-8129
  • Зульфия Касимова Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова https://orcid.org/0000-0003-2568-1212

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i4.457

Аннотация

Статья посвящена исследованию современной популярной музыки, вбирающейв себя элементы разных видов искусств и характеризующейся разносторонностью.В данном аспекте впервые выдвигается проблема интеграции понятия «интермедиальность»в исследования эстрадно-вокальной музыки и подготовки исполнителей популярной песни.За весь свой исторический путь развития поп-музыка, которая является своего родаразветвлением джаза, предстала и как массовая музыка, рассчитанная на представителейрабочего класса, и как направление, отражающее революционные настроения и протестмолодого поколения против старых режимов, и как стиль поведения, одежды, раскрываястремление к свободе слова и независимости. Но как бы то ни было, важно одно: поп-музыка была неразрывно связана с процессами, происходившими в ХХ столетии, отражаяи научно-технический прогресс, и глобальные тенденции, тем самым сближаясь с постулатамифилософии постмодернизма. Можно утверждать, что именно все сказанное в совокупностипородило новый вид поп-культуры, которая обрела формы намного шире, чем простомузыкальная культура в классическом ее понимании. На передний план выдвинулосьисполнительское искусство, обретая значение важного творческого процесса, посколькуоно предполагало самобытность интерпретаций, узнаваемый почерк артиста. Ведущаяроль стала принадлежать музыкальной импровизации, однако не менее существеннымпредставилось включение немузыкальных компонентов в исполнение, рамки которогорасширялись со временем. В современных условиях цифровизации и глобализации как никогда актуальны новые, более комплексные требования и подходы в обучении исполнителя-вокалиста, чем, по нашему мнению, станет интермедиальность и интермедиальный анализ. Статья имеет обзорный и общепонятийный характер, здесь раскрываются значения терминов «интермедиальность», «интертекстуальность», «текст» и «медиа» в контексте поп-музыки. Необходимо также отметить, что при рассмотрении смысла понятия «интермедиальность» выявлена многогранность его трактовки с позиций изучения аспектов синтезированности в литературе, живописи, философии, филологии и т. д. Вместе с тем важно то, что в постсоветской и западной науке понятие «интермедиальность» имеет различные интерпретации, а в данной статье оно связано с обозначением понятия «взаимодействие искусств», но шире – предполагает взаимодействие языков разных видов искусств в системе единого целого.Таким образом, предусматривается новый подход к изучению современных теченийв популярной музыке, тем самым предпринимаются попытки к формированию новойтеоретической и методологической базы для дальнейших научно-исследовательских работв данном направлении.

Ключевые слова:

интермедиальность, поп-культура, искусство, взаимодействие искусств, эстрадный вокал

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Зарина Курманбаева, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

Докторант 2-го курса кафедры эстрадного вокала

Зульфия Касимова, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

Кандидат искусствоведения, преподаватель, декан факультета музыкального искусства

Библиографические ссылки

Arnold, Irina. Problemy dialogizma, intertekstual'nosti i germenevtiki [Problems of Dialogism, Intertextuality and Hermeneutics.]. Saint-Petersburg, Obrazovanie, 1995. (In Russian)

Arnold, Irina. Semantika. Stilistika. Intertekstual'nost' [Semantics. Stylistics. Intertextuality.]. Saint-Petersburg, Lenand, 1999. (In Russian)

Bart, Roland. “Intertekstual'nost'” [“Intertextuality”] Sovremennoe zarubezhnoe literaturovedenie [Modern foreign literary criticism], edited by Ilya Ilyin and Yelena Tsurganova. Moscow, Intrada – INION, 1996, pp. 204–210.

Denisova, Galina. V mire interteksta: yazyk, pamyat', perevod [In the World of Intertext: Language, Memory, Translation]. Moscow, Azbukovnik, 2003. (In Russian)

Epstein, Mikhail. Postmodern v Rossii: literatura i teoriya [Postmodernity in Russia: Literature and Theory]. Moscow, Izd. R. Elinina, 2000. (In Russian)

Fateyeva, Natalia. Kontrapunkt intertekstual'nosti, ili intertekst v mire tekstov [Counterpoint of Intertextuality, or Intertext in the World of Texts]. Moscow, Akademiya, 2007. (In Russian)

Guchinskaya, Nina. Hermeneutica in nuce. Ocherk filologicheskoi germenevtiki [Hermeneutica in nuce. Essay on Philological Hermeneutics]. Saint-Petersburg, Cerkov' i kul'tura, 2002. (In Russian)

Hаnsen-Löve, Aage Ansgar. Intermediаlität und Intertextuаlität: Prоbleme der Kоrrelаtiоn vоn Wоrt- und Bildkunst. Diаlоg der Texte. Wiener Slаwistischer Аlmаnаch. Sоnderbаnd. 1983, pp. 291–360.

Hansen-Löve, Aage Ansgar. Intermedialität der Moderne zwischen linguistic und pictorial turn. Zum medialen Ort des Verbalen – mit Rückblicken auf russischen Medienlandschaften (Vortrag Konstanz, April 2006). München, 2007.

Ilyin, Ilya. Nekotorye kontseptsii iskusstva postmodernizma v sovremennykh zarubezhnykh issledovaniyakh [Some Concepts of Postmodern Art in Contemporary Foreign Studies]. Мoscow, GBL, 1998. (In Russian)

Ilyin, Ilya. Poststrukturalizm. Dekonstruktivizm. Postmodernizm [Poststructuralism. Deconstructivism. Postmodernism]. Moscow, Intrada, 1996. (In Russian)

Ilyin, Ilya. Postmodernizm ot istokov do kontsa stoletiya: Evolyutsiya nauchnogo mifa [Postmodernism from the Beginnings to the End of the Century: Evolution of a Scientific Myth]. Мoscow, Intrada, 1998. (In Russian)

Kristeva, Yuliya. “Bakhtine, le mot, le dialogue et le roman.” Critique, no. 23, 1967, pp. 438–465.

Kuzmina, Nataliya. Intertekst i ego rol' v protsessakh ehvolyutsii poehticheskogo yazyka: Izd. 2-e, stereotip [Intertext and its Role in the Evolution of Poetic Language: 2nd ed., stereotype]. Moscow, Editorial URSS, 2004. (In Russian)

Lotman, Yuriy. “Tekst i poliglotizm kul'tury.” [“Text and Polyglotism of Culture.”]. Selected Articles: vol. 1. Tallinn, Aleksandra, 1996. (In Russian)

Prokhorova, Larisa. Sinkreticheskaya intertekstual'nost' v literaturnoi skazke. Vospriyatie, informatsiya, interpretatsiya [Syncretic Intertextuality in a Literary Tale. Perception, Information, Interpretation]. 2002. Мoscow, PhD thesis. (In Russian)

Ronen, Omri. “Imitation, Antiparody, Intertextuality and Commentary.” New Literary Review, no. 42, 2000, pp. 255–261.

Shak, Tatiana. Muzyka v strukture mediateksta: na materiale khudozhestvennogo i animatsionnogo kino [Music within media text: based on material from fiction and animation films]. 2010. Rostov-na-Donu, avtoreferat dissertacii [The Abstract of Thesis]. (In Russian)

Smirnova, Natalia. Evolyutsiya metateksta angliiskogo romantizma: Bairon – Uail'd – Gardi – Faulz. [Evolution of the Metatext of English Romanticism: Byron – Wilde – Hardy – Fowles]. 2002. Moscow, avtoreferat dissertacii [the Abstract of Thesis]. www.dissercat.com/content/evolyutsiya-metateksta-angliiskogo-romantizma. Accessed 1 December 2021. (In Russian)

Tishunina, Natalia. Zapadnoevropeiskii simvolizm i problema sinteza iskusstv: opyt intermedial'nogo analiza [Western European Symbolism and Problem of Synthesis of Arts: Experience of Intermediate Analysis]. Saint-Petersburg, Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 1998. (In Russian)

Tishunina, Natalia. “Problema vzaimodeistviya iskusstv v literature zapadnoevropeiskogo simvolizma. Sintez v russkoi i mirovoi khudozhestvennoi kul'ture.” [“Problem of Interaction of Arts in the Literature of Western European Symbolism. Synthesis in Russian and World Art Culture.”] Materialy II nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj pamyati A. F. Loseva [Materials of II Scientific and Practical Conference Dedicated to the Memory of A. F. Losev]. Мoscow, 2002. (In Russian)

Vladimirova, Natalia. “Kategoriya intertekstual'nosti v sovremennom literaturovedenii.” [“Category of Intertextuality in Modern Literary Criticism.”]. Literaturovedenie na poroge XXI veka [Literary Criticism around the turn of the XXI Century], proceedings of the international scientific-practical conference. Moscow, Iskusstvo, 1998, pp. 182–188. (In Russian)

Wоlf, Werner. “Intermediаlity Revisited Reflectiоns оn Wоrd аnd Music Relаtiоns in the Cоntext оf а Generаl Typоlоgy оf Intermediаlity.” Wоrd аnd Music Studies, vоl. 4: Essаys in Hоnоr оf Steven Pаul Scher аnd оn Culturаl Identity аnd the Musicаl Stаge. Аmsterdаm–New York, Rоdоpi, 2002, pp. 16–29. DOI: 10.1163/9789004334069_003.

Yampolsky, Mikhail. Pamyat' Tiresiya: Intertekstual'nost' i kinematograf [Memory of Tiresias: Intertextuality and Cinema]. Moscow, Infra-M, 1993. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 121

Опубликован

2021-12-20

Как цитировать

Зарина Курманбаева, и Зульфия Касимова. «Проблемы интермедиальности в аспекте изучения вокально-эстрадного исполнительства». Central Asian Journal of Art Studies, т. 6, № 4, 2021 г., с. 91-103, doi:10.47940/cajas.v6i4.457.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons