Влияние ораторий Газизы Жубановой на современную казахскую хоровую культуру
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v6i3.461Аннотация
Статья направлена на изучение исполнительской практики ораторий Газизы Жубановой. Оратории 60–90-х годов ХХ века не только стали ценным образцом казахской хоровой культуры, но и подняли ее развитие на новый уровень. В последние годы широко изучается хоровое творчество Г. Жубановой. Однако вопрос об истории и практическом значении самого ораториального искусства игнорируется. История исполнения ораторий композитора в советский период и на сцене независимого Казахстана раскрывает актуальность вокально-симфонического жанра разных периодов. Поэтому основная цель данной статьи – определить влияние жанра оратории на формирование и развитие национальной хоровой культуры на основе истории исполнения. Для установления жанрового характера оратории в казахской хоровой культуре в ее полный исторический период (1960–2020 гг.) национальный исторический опыт соотносится с глобальными процессами ораториального искусства. Исходная методологическая позиция заключается в признании этого явления неделимым целым. Статья содержит научные знания о жанре оратории, творческих особенностях музыкального искусства, жизни ораториальных произведений русских и западноевропейских классиков в премьерах и публикациях. В качестве материала – музыкальные тексты ораторий Г. Жубановой, сохранившиеся в печати, рукописи, клавиры, аудио- и видеозаписи. При изучении сценической практики ораторий Г. Жубановой были выявлены особенности группы «юбилейных ораторий» среди ораторий историко-патриотических, т. е. исполнительская практика данных произведений напрямую зависела от тематики. При обсуждении результатов исследования оратории Г. Жубановой были разделены на «историко-патриотическую», «юбилейную» и «философскую» группы. Сделан вывод, что в основе данного деления не только тема, но и история написания, особенности развития сюжета оратории. Результаты статьи показывают практическое значение музыковедения для исследований в области вокальной музыки. На основе изучения ораторского искусства Г. Жубановой возможно углубленное изучение темы казахской хоровой музыки в целом, а также ораторского искусства казахских композиторов.Ключевые слова:
оратории Газизы Жубановой , казахская хоровая культура, исполнительская практика , тема оратории , жанровые особенности ораторииСкачивания
Библиографические ссылки
Sheinbaum, John J. Good Music: What It Is and Who Gets to Decide. Chicago, The University of Chicago Press, 2019.
Smither, Howard E. A History of the Oratorio: Vol. 4: The Oratorio in the Nineteenth and Twentieth Centuries. The University of North Carolina Press, 2012.
Алибекова, Бибигуль. «Казахское хоровое искусство сегодня». Музыкальная академия, № 4, 2011, с. 193–195.
Арикайнен, Георгий. Хоровое пение в Казахстане. Алма-Ата, Казахстан, 1965.
Ахметова, Гульжазира. Восхождение маэстро и казахская капелла. Алматы, 1999.
Аязбекова, Сабина. Мир музыки Г. Жубановой: время – культура – этнос. Алматы, Институт философии и политологии МОН РК, 1999.
Джумакова, Умитжан и Гульнар Абдрахман. Приношение Газизе Жубановой: научно-документальный портрет. Астана, Фолиант, 2017.
Жубанова, Газиза. «О кантатах и ораториях». Жубанова, Газиза. Мир мой – Музыка (статьи, очерки, воспоминания). Алматы, Білім, 2008, c. 185–192.
История современной отечественной музыки: учебное пособие. Вып. 2. Редактор-составитель М. Е. Тараканов, Москва, Музыка, 1999.
История современной отечественной музыки: учебное пособие. Вып. 3. Редактор-составитель Е. Б. Долинская, Москва, Музыка, 2001.
Кетегенова, Нургиян. Творческие портреты композиторов Казахстана. Алматы, Алатау, 2009.
«Казахская кантатно-ораториальная музыка в контексте идеи независимости». Дәстүрлі музыка мен композиторлық шығармашылықтағы тәуелсіздік идеясы, жауапты редактор Сара Күзембай. Алматы, Print Express, 2011, с. 475–537.
Мамбетов, Алиби. «Роль Газизы Жубановой в мировом искусстве ХХ века». Газиза Жубанова и музыка ХХ века: материалы международной научно-практической конференции, Алматы, КНК им. Курмангазы, 2008, с. 3–6.
Недлина, Валерия. Пути развития музыкальной культуры Казахстана на рубеже XX–XXI столетий. 2017. ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского», кандидатская диссертация.
Сапарова, Назым. Азербайжан Мамбетов: Путь к славе. Алматы, Полиграфкомбинат, 2021.
Томашевский, Мечислав. Шопен: человек, творчество, резонанс. Перевод с польского Левона Акопяна и Елены Янус, Москва, Музыка, 2011.
References
Sheinbaum, John J. Good Music: What It Is and Who Gets to Decide. Chicago, The University of Chicago Press, 2019.
Smither, Howard E. A History of the Oratorio: Vol. 4: The Oratorio in the Nineteenth and Twentieth Centuries. The University of North Carolina Press, 2012.
Alibekova, Bibigul'. “Kazahskoe horovoe iskusstvo segodnya.” [“Kazakh choral art today.”]. Muzykal'naya akademiya, №4, 2011, pp. 193–195. (In Russian)
Arikajnen, Georgij. Horovoe penie v Kazahstane [Choral singing in Kazakhstan]. Alma-Ata, Kazakhstan, 1965. (In Russian)
Ahmetova, Gul'zhazira. Voskhozhdenie maestro i kazahskaya kapella [The ascent of the maestro and the Kazakh chapel]. Almaty, 1999. (In Russian)
Ayazbekova, Sabina. Mir muzyki G. Zhubanovoj. Vremya–kul'tura–etnos [The world of music by G. Zhubanova. Time-culture-ethnos]. Almaty, Institut filosofii i politologii MON RK, 1999. (In Russian)
Dzhumakova, Umitzhan and Gul'nar Abdrahman. Prinoshenie Gazize Zhubanovoj: nauchno-dokumental'nyj portret [Tribute to Gaziza Zhubanova: scientific and documentary portrait]. Astana, Foliant, 2017. (In Russian)
Zhubanova, Gaziza. “O kantatah i oratoriyah.” [“On cantatas and oratorios.”]. In Mir moi – Muzyka (stat'i, ocherki, vospominaniya) [My World — Music (articles, essays, memoirs)] by Gaziza Zhubanova. Almaty, Bilim, 2008, pp. 185–192. (In Russian)
Tarakanov, Mikhail (editor). Istoriya sovremennoj otechestvennoj muzyki [History of contemporary Russian music]. Moscow, Muzyka, 1999. (In Russian)
Dolinskaya, Elena (editor). Istoriya sovremennoj otechestvennoj muzyki [History of contemporary Russian music]. Moscow, Muzyka, 2001. (In Russian)
Ketegenova, Nurgiyan. Tvorcheskie portrety kompozitorov Kazahstana [Creative portraits of composers of Kazakhstan]. Almaty, Alatau, 2009. (In Russian)
“Kazakh cantata-oratorio music in the context of the idea of independence.” Dәstүrlі muzyka men kompozitorlyk shygarmashylyktagy tauelsіzdіk ideyasy [The idea of independence in traditional music and composing], edited by Sara Kazembay. Almaty, Print Express, 2011, p. 475–537. (In Russian)
Mambetov, Alibi. “Rol' Gazizy Zhubanovoj v mirovom iskusstve XX veka.” [“The role of Gaziza Zhubanova in the world art of the 20th century.”]. Materials of the International scientific-practical conference Gaziza Zhubanov and music of the twentieth century. Almaty, KNK im. Kurmangazy, 2008, p. 3–6. (In Russian)
Nedlina, Valeriya. Puti razvitiya muzykal'noj kul'tury Kazahstana na rubezhe XX–XXI stoletij [Ways of development of the musical culture of Kazakhstan at the turn of the 20th–21th centuries]. 2017. Moscow, Moscow State Concervatory, PhD Thesis, www.mosconsv.ru/upload/images/Documents/DiserCand/nedlina_dissertation.pdf. Accessed 10 August 2021. (In Russian)
Saparova, Nazym. Azerbajdzhan Mambetov: Put' k slave [Azerbaijan Mambetov: Path to glory]. Almaty, Poligrafkombinat, 2021. (In Russian)
Tomashevskij, Mechislav. Shopen: chelovek, tvorchestvo, rezonans [Chopin: man, creativity, resonance]. Moscow, Muzyka, 2011. (In Russian)