«Когда пела Ашуг Басти, даже камни плакали»: наследие азербайджанской поэтессы-ашуга Басти
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v6i3.464Аннотация
В данном исследовании рассматривается песенная поэзия Ашуга Басти (1836–1936), женщины-мастера ашугского искусства, музыкально-поэтической бардовской традиции Азербайджана. Ашуг Басти, будучи слепой, много путешествовала с выступлениями и вошла в плеяду самых известных ашугских коллективов Азербайджана XIX века. Она достигла статуса мастера ашуг (устад), обучавшего учеников; ее песни передаются по наследству и до сих пор исполняются в Азербайджане. Цель данной статьи – раскрыть важность деятельности и творческого наследия Ашуга Басти. Искусство ашугов в Азербайджане – это форма живого устного повествования, которое непрерывно продолжается с XVI века, однако еще не имеет глобального научного изучения. Настоящее исследование знакомит с творчеством поэтессы в переводе, открывая путь к интеграции искусства ашугов для дискуссий в сравнительной мировой литературе. Материалы для исследования почерпнуты из различных научных публикаций и архивов, а также из интервью с современными ашугами и фольклористами. Используемые методы включают всестороннее исследование темы, историко-контекстный анализ, сравнительный литературный анализ и детализированное чтение. Результатом исследования стал обзор творческого пути сельской поэтессы, работавшей в традиционном поэтическом жанре. В дискуссии разворачивается исторический и культурный контекст, на основе которого изучается жизнь и творческое наследие Ашуга Басти на примере ее избранных стихотворений. В заключении статьи автор акцентирует внимание читателя на многогранной ценности поэзии Ашуга Басти как в отношении творческого выражения личности, так и в плане широкого социального значения.Ключевые слова:
азербайджанский ашуг, устное повествование тюркских народов, искусство бардов, азербайджанский фольклор, азербайджанская музыка, гендер в азербайджанской культуре, Азербайджан XIX векаСкачивания
Библиографические ссылки
Abdulla, Behlul, Azərbaycan mərasim folkloru [The Folklore of Azerbaijani Ceremonies]. Baku, Qismet, 2005. (In Azerbaijan)
Abdullayeva, Səadət. Azərbaycan folklorunda çalgı alətləri [Musical Instruments in Azerbaijani Folklore]. Baku, Adiloğlu, 2007. (In Azerbaijan)
Altstadt, Audrey. The Azerbaijani Turks: Power and Identity under Russian Rule. Stanford, Hoover Institution Press, 1992.
Cəfərzadə, Əzizə. Azərbaycanin şair və aşıq qadınları. Baku, Gənclik, 1974. (In Azerbaijan)
Eldarova, Amina. Iskusstvo ashugov Azerbaidzhana [The Art of the Azerbaijani Ashiq]. Baku, Ishiq, 1984. (In Russian)
Ələsgər, İslam coll., ed. and intro. Aşıq Ələsgər [Ashiq Alasqar]. Baku, Çinar-Çap, 2003. (In Azerbaijan)
Həkimov, Mürsəl. Aşıq sənətinin poetikası [The Poetry of the Ashiq Art]. Baku, Səda, 2002. (In Azerbaijan)
Həsənli, Bilal. Ədəbiyyat müntəxəbatı [Literature Review]. Baku, Çaşıoğlu, 2002. (In Azerbaijan)
“Intangible Cultural Heritage.” UNESCO. https://ich.unesco.org/ Accessed August 29, 2021.
Lord, Albert. The Singer of Tales. Cambridge, Harvard University Press, [1960] 2001.
Olson, Laura. Performing Russia: Folk Revival and Russian Identity. New York, Routledge, 2004.
Pirsultanlı, Sədnik Paşa.coll., ed. and intro. Aşıq Bəsti: Bənovşələr. [Ashiq Besti: Violets] Baku: AGAH, 2001. (In Azerbaijan)
Qasımlı, Məhərrəm. Ozan Aşıq Sənəti [The art of the Ozan-Ashiq]. Baku, Uğur, 2003. (In Azerbaijan)
Świętochowski, Tadeusz, and Brian Collins. Historical Dictionary of Azerbaijan. Lanham, MD, Scarecrow Press, 1999.
Świętochowski, Tadeusz. Russia and Azerbaijan: A Borderland in Transition. New York, Columbia University Press, 1995.
Təhmasib, Mәmmәdhüseyn, and İ. Abbasov, coll., ed. and intro. Azərbaycan aşıqıarı və el şairləri [Azerbaijani Ashiqs and Folk Poets], vol. 1. Baku, Elm, 1983. (In Azerbaijan)
Tәhmasib, Mәmmәdhüseyn, and Әhliman Axundov, coll., ed. and intro. Azərbaycan dastanları [Azerbaijani dastans], vol 3. Baku, Lider Nəşriyyat, 2005. (In Azerbaijan)