Соната для фортепиано и литавр Тимура Мынбаева в аспекте исполнительской интерпретации казахстанских музыкантов
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v6i4.490Аннотация
Творчество композитора и дирижера Тимура Мынбаева (1943–2011) оказало влияние на развитие современной музыкальной культуры Казахстана, а его произведения получили широкое международное распространение. Самобытность и новаторство музыкального языка позволили Т. Мынбаеву синтезировать европейские жанры с элементами казахской традиционной музыки и, кроме того, разноплановые музыкальные инструменты (фортепиано – литавры), что вызывает несомненный интерес исследователей. В данном исследовании предпринимается попытка системного подхода, который является важной основой для понимания творчества в широком смысле и обусловливает рассмотрение композиторского опуса в неразрывной связи с его текстом, включающим в себя скрытый семантический подтекст, с историко-культурным контекстом создания и личностными особенностями автора, а также исполнительскую интерпретацию. Соната для фортепиано и литавр Т. Мынбаева была впервые исполнена известной казахстанской пианисткой Гульжамилей Кадырбековой. Крайне редкое исполнение произведений для разноплановых инструментов обусловлено восприятием публики, зачастую неподготовленной для принятия инновационных решений в музыке. Поэтому личность исполнителей нередко имеет решающее значение для популяризации и дальнейшей жизни таких произведений. В ходе исследования был проведен первичный качественный анализ в форме интервью с первой исполнительницей Сонаты Т. Мынбаева. Концептуальный замысел произведения проявился в специфическом жанровом решении, использовании симфонической символики Дмитрия Шостаковича и этнической стилизации. Интерпретационный анализ предполагает системный подход, включающий в себя многоуровневый взгляд на явление музыкального исполнительства. В статье содержатся нотные примеры и приводится ссылка на электронный ресурс первой студийной записи Сонаты для фортепиано и литавр Т. Мынбаева в исполнении пианистки Гульжамили Кадырбековой.Ключевые слова:
Тимур Мынбаев, Гульжамиля Кадырбекова, соната, интерпретация, жанровый синтез, композитор, исполнитель, фортепиано, литаврыСкачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Barata, Mariana Lopes, and Pedro Simões Coelho. “Music Streaming Services: Understanding the Drivers of Customer Purchase and Intention to Recommend.” Heliyon, vol. 7, no. 8, 2021, p. e07783. DOI: 10.1016/j.heliyon.2021.e07783.
Ferreira, Paulo, et al. “Is Brazilian Music Getting More Predictable? A Statistical Physics Approach for Different Music Genres”. Physica A: Statistical Mechanics and Its Applications, vol. 583, 2021, p. 126327. DOI: 10.1016/j.physa.2021.126327.
Gute, Gary. “Systems Theories and Approaches”. Encyclopedia of Creativity (3rd Edition), edited by Steven Pritzker and Mark Runco, Academic Press, 2020, pp. 522–528. DOI: 10.1016/B978-0-12-809324-5.23792-9.
Hou, Rui. “Performance Analysis of Cache Replacement Algorithm in Information Center Network and Construction of Electronic Music Composition System”. Alexandria Engineering Journal, vol. 61, no. 1, 2021, pp. 863–872. DOI: 10.1016/j.aej.2021.04.082.
Howle, Victoria, and Nick Trefethen. “Eigenvalues and Musical Instruments.” Journal of Computational and Applied Mathematics, vol. 135, no. 1, 2001, pp. 23–40. DOI: 10.1016/s0377-0427(00)00560-4.
Marco-Franco, Julio E. “New Tendencies in Musical Education: Time for New Scales and Hybrid Artistic Events.” The 34-tone Golden Scale Project. Research of the Department of Communication and Arts, Aveiro University Portugal and the National Research Council of Italy Bologna. 2017, pp. 7–8. DOI: 10.13140/RG.2.2.19847.50084.
Rinser Luise. Der verwundte Drache: Dialog ueber Leben und Werk des Komponisten. Fisher Taschenbuch, 2016.
Schoones, Eric. Walking up the Mountain Track. Boxtel, Agreeable Place Publications, 2017.
Sontag, Susan. Against Interpretation and Other Essays. New York, Farrar, Straus and Giroux, 1966.
Yilmaz, Nilüfer. “A Study Related to the Usage of Contemporary Turkish Piano Music Works in Music Teacher Training”. Procedia – Social And Behavioral Sciences, vol. 116, 2014, pp. 3021–3025. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.700.
Zhao, Huan, et al. “Critical Thinking of Music Educators as a Factor in Creative Music Pedagogy.” Thinking Skills and Creativity, vol. 41, 2021, p. 100884. DOI: 10.1016/j.tsc.2021.100884.
Айзенштадт, Сергей. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики. 2015. ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки», докторская диссертация.
Анохина, Светлана. «Полистилистика как проявление постмодернизма в музыке». Теория и практика общественного развития, № 1, 2009, с. 107–110.
Бахтин, Михаил. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. Москва, Художественная литература, 1975.
Джумакова, Умитжан. «О понимании и восприятии национальных свойств музыки и методологических проблемах музыковедения Казахстана». Музыка. Искусство. Наука. Практика: научный журнал Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова, № 4 (24), 2018, с. 65–74.
Джумакова, Умитжан. «Творчество композиторов Казахстана на рубеже двух веков и “перезагрузка” в его научном осмыслении». Calameo, www.calameo.com/read/006395459691cc099ba0d. Дата доступа 21 сентября 2021.
Драч, Наталья. Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины ХХ века. 2006. Астраханская государственная консерватория, кандидатская диссертация.
Корыхалова, Наталия. Интерпретация музыки. Теоретические проблемы музыкального исполнительства. Москва, Музыка, 1979.
Мылтыкбаева, Меруерт. Казахский вальс: генезис и жанровые разновидности. 2009. Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, кандидатская диссертация.
Мынбаев, Тимур. «Соната для фортепиано и литавр. Исполнители: Гульжамиля Кадырбекова (фортепиано), Ернат Жумашев (литавры)». YouTube, загружено Maia Sepp, 13 января 2021, youtu.be/Ib9kVKbbDts.
Россиус, Юлия. «О теории интерпретации Эмилио Бетти». История философии, № 17, 2012, с. 83–89.
Чинаев, Владимир. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII–XX веков. (На примере фортепианного исполнительского искусства). 1995. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, докторская диссертация.
Юнусова, Виолетта, и Александр Харуто. «Компьютерная этномузыкология: задачи, методы, результаты». Музыкальная академия, № 3, 2020, с. 162–177.
References
Aizenshtadt, Sergei. Fortepiannye shkoly stran Dal'nevostochnogo regiona (Kitai, Koreya, Yaponiya): problemy teorii, istorii, ispolnitel'skoi praktiki. [Piano schools of the Far Eastern region (China, Korea, Japan): problems of theory, history, performing practice]. 2015, Novosibirsk, Glinka Novosibirsk State Conservatory, doctoral dissertation. (In Russian)
Anokhina, Svetlana. Polistilistika kak proyavlenie postmodernizma v muzyke. [Polystylistics as a manifestation of postmodernism in music]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 1, 2009, pp. 107–110. (In Russian)
Bakhtin, Mikhail. Voprosy literatury i estetiki. Issledovaniya raznykh let. [Questions of literature and aesthetics. Studies of different years]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura, 1975. (In Russian)
Barata, Mariana Lopes, and Pedro Simões Coelho. “Music Streaming Services: Understanding the Drivers of Customer Purchase and Intention to Recommend.” Heliyon, vol. 7, no. 8, 2021, p. e07783. DOI: 10.1016/j.heliyon.2021.e07783.
Chinayev, Vladimir. “Ispolnitel'skie stili v kontekste khudozhestvennoi kul'tury XVIII–XX vekov (na primere fortepiannogo ispolnitel'skogo iskusstva).” [“Performing Styles in the Context of the Artistic Culture of the 18th–20th Centuries (on the Example of Piano Performance Art)”.]. 1995. Moscow State Tchaikovsky Conservatory, doctoral dissertation. (In Russian)
Drach, Natal'ya. Osnovnye stilevye tendentsii v otechestvennom fortepiannom iskusstve vtoroi poloviny XX veka. [The main stylistic trends in the Russian piano art of the second half of the 20th century.] 2006. Astrakhan State Conservatory, PhD Thesis. (In Russian)
Dzhumakova, Umitzhan. “O ponimanii i vospriyatii natsional'nykh svoistv muzyki i metodologicheskikh problemakh muzykovedeniya Kazakhstana.” [“About Understanding and Perception of National Properties of Music and Methodological Problems of Musicology of Kazakhstan.”] Muzyka. Iskusstvo, Nauka, Praktika, vol. 4, no. 24, 2018, pp. 65–74. (In Russian)
Dzhumakova, Umitzhan. “Tvorchestvo kompozitorov Kazakhstana na rubezhe dvukh vekov i “perezagruzka” v ego nauchnom osmyslenii.” [“The Creativity of Composers of Kazakhstan at the Turn of Two Centuries and the “Reset” in Its Scientific Understanding.”] Calameo.Com, www.calameo.com/read/006395459691cc099ba0d. Accessed 21 September 2021. (In Russian)
Ferreira, Paulo, et al. “Is Brazilian Music Getting More Predictable? A Statistical Physics Approach for Different Music Genres”. Physica A: Statistical Mechanics and Its Applications, vol. 583, 2021, p. 126327. DOI: 10.1016/j.physa.2021.126327.
Gute, Gary. “Systems Theories and Approaches”. Encyclopedia of Creativity (3rd Edition), edited by Steven Pritzker and Mark Runco, Academic Press, 2020, pp. 522–528. DOI: 10.1016/B978-0-12-809324-5.23792-9.
Hou, Rui. “Performance Analysis of Cache Replacement Algorithm in Information Center Network and Construction of Electronic Music Composition System”. Alexandria Engineering Journal, vol. 61, no. 1, 2021, pp. 863–872. DOI: 10.1016/j.aej.2021.04.082.
Howle, Victoria, and Nick Trefethen. “Eigenvalues and Musical Instruments.” Journal of Computational and Applied Mathematics, vol. 135, no. 1, 2001, pp. 23–40. DOI: 10.1016/s0377-0427(00)00560-4.
Korykhalova, Nataliya. Interpretatsiya muzyki. Teoreticheskie problemy muzykal'nogo ispolnitel'stva. [Interpretation of music. Theoretical problems of musical performance.] Moscow, Muzyka, 1979. (In Russian)
Marco-Franco, Julio E. “New Tendencies in Musical Education: Time for New Scales and Hybrid Artistic Events.” The 34-tone Golden Scale Project. Research of the Department of Communication and Arts, Aveiro University Portugal and the National Research Council of Italy Bologna. 2017, pp. 7–8. DOI: 10.13140/RG.2.2.19847.50084.
Myltykbayeva, Meruert. Kazakhskii val's: genezis i zhanrovye raznovidnosti. [Kazakh waltz: genesis and genre varieties]. 2010. Almaty, Kurmangazy Kazakh National Conservatory, PhD Thesis. (In Russian)
“Timur Mynbayev – Sonate for Piano and Percussion, Gulzhamilya Kadyrbekova, Ernat Zhumashev”. YouTube, uploaded by Maia Sepp, 13 January 2021, youtu.be/Ib9kVKbbDts. Accessed 10 August 2021.
Rinser Luise. Der verwundte Drache: Dialog ueber Leben und Werk des Komponisten. Fisher Taschenbuch, 2016.
Rossius, Yuliya. “O teorii interpretatsii E. Betti.” [“On the Theory of Interpretation by E. Betty.”] Istoriya filosofii, no. 17, 2012, pp. 83–89. (In Russian)
Schoones, Eric. Walking up the Mountain Track. Boxtel, Agreeable Place Publications, 2017.
Sontag, Susan. Against Interpretation and Other Essays. New York, Farrar, Straus and Giroux, 1966.
Yilmaz, Nilüfer. “A Study Related to the Usage of Contemporary Turkish Piano Music Works in Music Teacher Training”. Procedia – Social And Behavioral Sciences, vol. 116, 2014, pp. 3021–3025. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.700.
Yunusova, Violetta, and Aleksandr Kharuto. “Komp'yuternaya etnomuzykologiya: zadachi, metody, rezul'taty.” [“Computer ethnomusicology: tasks, methods, results.”] Muzykal'naya akademiya, no. 3, 2020, pp. 162–177. (In Russian)
Zhao, Huan, et al. “Critical Thinking of Music Educators as a Factor in Creative Music Pedagogy.” Thinking Skills and Creativity, vol. 41, 2021, p. 100884. DOI: 10.1016/j.tsc.2021.100884.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.