К вопросу об идентичности процесса создания художественного произведения и дизайна продукции и изделия

Авторы

  • Сабыркуль Асанова Алматинский гуманитарно-экономический университет https://orcid.org/0000-0003-1151-3410
  • Владимир Григорьян Алматинский гуманитарно-экономический университет https://orcid.org/0000-0003-1151-3410

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v7i1.497

Аннотация

Различные виды современного дизайна интенсивно внедряются во все сферы жизнедеятельности нашего общества, влияют на образ жизни человека. Дизайн, как специфическая творческая проектная деятельность, находится в процессе постоянного развития и направлен на выпуск промышленных изделий, в которых практический функционализм сочетается с эстетическими качествами. Цель данной статьи – обратить внимание на проблему размывания границ идентичности пластических искусств и дизайна. Анализ структурных связей между работой художника над созданием произведения искусства и проектной деятельностью дизайнера одежды в промышленном дизайне позволяет сделать вывод, что на начальном этапе творческого процесса есть много общего, но данные виды деятельности не идентичны. Авторами статьи использован морфологический подход и эмпирические методы исследования рассматриваемой проблемы выявления взаимосвязей и различий в деятельности художника и дизайнера, затронуты характеристика и особенности изобразительного искусства и дизайна. Предпринята попытка определить общие признаки, характерные для искусства и дизайна, их отличительные свойства и задачи в процессе создания художественного произведения и промышленного изделия. Анализируются методы формообразования, закономерности композиции, тектоника и конструирование в проектировании современного костюма. В контексте данной статьи рассмотрено теоретическое осмысление термина «дизайн», предлагаемое различными авторами. Актуальность исследования затрагиваемой в статье проблемы заключается в том, что в глобальном цифровом мире при доминировании новых медиа и технологий границы пластических видов искусства и дизайна становятся все более размытыми.Практическая новизна данного исследования, наряду с современными тенденциями, определяется сохранением идентичности творческих профессий художника и дизайнера.Методика исследования основана на выявлении общих принципов и отличий в творческом процессе художника и дизайнера одежды. Процесс работы художника над произведением искусства является индивидуальным творческим актом. Дизайнер одежды – специфическая проектная деятельность в тандеме с конструктором и технологом. Приведенные в статье доводы о работе художника и дизайнера над конечным продуктом позволяют выдвинуть гипотезу, что процессы труда не тождественны. В статье затрагиваются также вопросы совершенствования образовательной системы при подготовке специалистов в области дизайна одежды.

Ключевые слова:

художник, дизайнер одежды, изобразительное искусство, проектная деятельность, костюм, композиционное формообразование, функциональность, графические и пластические средства, тектоника, подготовка специалистов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Сабыркуль Асанова, Алматинский гуманитарно-экономический университет

Доктор технических наук, профессор, академик,

Владимир Григорьян, Алматинский гуманитарно-экономический университет

Ассоциированный профессор кафедры дизайна

Библиографические ссылки

Berdnik, Tatiana. Kak stat’ model’erom [How to Become a Fashion Designer]. Rostov-on-Don, Phoenix, 2000. (In Russian)

Berdnik, Tatiana. Osnovy khudozhestvennogo proektirovaniya kostyuma i eskiznoi grafiki [Fundamentals of Artistic Costume Design and Sketch Graphics]. Rostov-on-Don, Phoenix, 2005. (In Russian)

Borisova, Elena, and Elizabeth Mokeyeva. “Lokalizatsiya reklamy i problemy adaptatsii reklamnogo soobshcheniya.” [“Localization of Advertising and Problems of Adaptation of an Advertising Message.”] Reklama. Teoriya i praktika, no. 2, 2019, pp. 148–153, grebennikon.ru/article-9d3g.html. (In Russian)

Budge, Kylie. “Learning to Be: The Modelling of Art and Design Practice in University Art and Design Teaching.” International Journal of Art and Design Education, vol. 35, issue 2, 2016, pp. 243–258. DOI: 10.1111/jade.12060.

Dosmurzin, Yerzhan. Kul’turologiya [Cultural studies]. Almaty, 2017. (In Russian)

Eggink, Wouter, and Jeroen Snappert. “The Future Aesthetics of Technology: Context-Dependent Design Theories and Philosophy of Technology.” The Design Journal, vol. 20, issue sup. 1, 2017, pp. 196–208. DOI: 10.1080/14606925.2017.1352748.

Gabrielyan, Tigran. “Sovremennaya kommunikativnaya model’ protsessa sozdaniya i vospriyatiya khudozhestvennogo i dizain-proizvedeniya.” [“A Modern Communicative Model of the Process of Creating and Perceiving an Artistic and Design Work.”] Dizain. Materialy. Tekhnologiya, vol. 1 (57), 2020, pp. 39–43. (In Russian)

Gulyaev, Pavel, and Irina Gulyaeva. “Fine and Decorative Art and Design in the Context of Culture.” Bulletin of Slavic Cultures, vol. 41, no. 3, 2016, pp. 157–161. (In Russian)

Ippolitov, Arkady. Universam “Pinakoteka”. Ot Dzhovanni T’epolo do Kazimira Malevicha [“Pinakoteka” Supermarket. From Giovanni Tiepolo to Kazimir Malevich]. Moscow, Krasnyi parokhod, 2021. (In Russian)

Kandinsky, Vasily. Tochka i liniya na ploskosti. O dukhovnom v iskusstve. Stupeni. Tekst khudozhnika [Point and Line on a Plane. On the Spiritual in Art. Steps. Artist’s Text]. Moscow, AST, 2018. (In Russian)

Kirsanova, Elena, et. al. Materialovedenie (Dizain kostyuma) [Materials Science (Costume Design)]. Moscow, INFRA-M, 2021. (In Russian)

Koveshnikova, Natalia. “Paradigms of Design Culture.” International Journal of Cultural Research, no. 4 (25), 2016, pp. 16–23, old.culturalresearch.ru/files/open_issues/04_2016/ijcr_4-25-2016_koveshnikova_16-23.pdf. Accessed 20 October 2021.

Krasnoshchekov, Vladimir. Istoriya dizaina [History of Design]. Volga State University of Service, 2017. (In Russian)

Kucherenko, Mariana. “Graficheskaya kul’tura vizualizatsii dizain–proekta i osnovnye formy ego naglyadnogo predstavleniya.” [“Graphic Culture of Design-Project Visualization and the Main Forms of Its Visual Representation.”] Dizain. Materialy. Tekhnologiya,

vol. 2 (58), 2020, pp. 87–91. (In Russian)

Kuzmina, Irina, and Olga Dzhuromskaya. “Klassicheskie zakony formoobrazovaniya v arkhitekture i iskusstve.” [“Classical Laws of Shaping in Architecture and Art.”] Dizain. Materialy. Tekhnologiya, vol. 2 (46), 2017, pp. 97–103. (In Russian)

Lauer, David, and Stephen Pentak. Osnovy dizaina [Design Basics], transl. by Natalia Rimitsan. St. Petersburg, Peter, 2019. (In Russian)

Litovchenko, Anna, and Nadezhda Gavrilova. “Proektno-khudozhestvennye osobennosti bumagi kak materiala dlya dizain-tvorchestva studentov tekhnologicheskogo profilya.” [“Design and Artistic Features of Paper as a Material for Design Creativity of Students of Technological Profile.”] CITISE, no. 1 (23), 2020, pp. 498–509. DOI: 10.15350/2409-7616.2020.1.45. (In Russian)

Makeyeva, Maria “Semiotics as an Instrumental Analysis System in the Communication Practice of Premium Brands.”] Theoretical and Practical Issues of Journalism, vol. 7, no. 3, 2018, pp. 504–518. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(3).504-518. (In Russian)

Ochkovskaya, Marina, et. al. “Influence of Collaborations with Visual Art on Luxury Brand Identity: Pilot Study.” Vestnik of Saint Petersburg University. Management, vol. 20, issue 1, 2021, pp. 3–29. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2021.101. (In Russian)

Pavlovskaya, Elena. Osnovy dizaina i kompozitsii. Sovremennye kontseptsii [Fundamentals of Design and Composition. Modern Concepts]. Moscow, Yurayt, 2018. (In Russian)

Presnetsova, Nadezhda, et. al. “Avtomatizirovannoe proektirovanie tkanykh risunkov s effektom ob"emnogo vizual’nogo vospriyatiya.” [“Automated Design of Woven Patterns with the Effect of Volumetric Visual Perception.”] Dizain. Materialy. Tekhnologiya,

vol. 4 (48), 2017, pp. 48–51. (In Russian)

Prozorova, Ekaterina, et. al. “Tsifrovye instrumenty v kross-kul’turnykh kommunikatsiyakh.” [“Digital Tools in Cross-Cultural Communications.”] Dizain. Materialy. Tekhnologiya, vol. 2 (62), 2021, pp. 84–91. (In Russian)

Radchenko, Irina. Izgotovlenie lekal: v dvukh chastyakh. Chast’ 1. Uchebnik [Making Patterns: a Textbook in Two Parts. Part 1]. Moscow, Academiya, 2019. (In Russian)

Safina, Lyudmila, et. al. Proektirovanie kostyuma: Uchebnik. Studentam VUZov [Costume Design: A Textbook. For University Students]. Moscow, Infra-M, 2022. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 115

Опубликован

2022-03-29

Как цитировать

Сабыркуль Асанова, и Владимир Григорьян. «К вопросу об идентичности процесса создания художественного произведения и дизайна продукции и изделия». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 1, 2022 г., с. 115–130, doi:10.47940/cajas.v7i1.497.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons