Малые формы современной хореографической режиссуры Казахстана: национальное содержание и наднациональная сценография

Авторы

  • Самал Бакирова Казахская национальная академия хореографии https://orcid.org/0000-0002-7862-3238
  • Анипа Кусанова Казахский национальный женский педагогический университет https://orcid.org/0000-0001-7353-5215

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v7i2.522

Аннотация

Объективные требования к постановочному процессу, взаимодействие классического балета и национальных традиций требуют новых подходов к созданию танцевальных проектов в жанре малых форм. Целью статьи является исследование наиболее значимых творческих проектов отечественных балетмейстеров в контексте взаимосвязи традиций и новаторства с тем, чтобы определить наиболее верные решения вопросов национального и наднациональногов отечественной режиссуре хореографии. Задачи исследования: рассмотреть особенностиразвития малых хореографических форм в национальном стиле, выявить основные тенденцииих развития в постановках казахстанских хореографов и на этой основе раскрыть взаимосвязьи взаимовлияние национального содержания и наднационального сценического воплощения.Методологической основой исследования выступает системный подход к анализу особенностейстилистики современной казахстанской режиссуры хореографии. Основными методами являются: методы синтеза хореографического искусства, интерпретации национального танца и принципов режиссерских приемов при создании малых форм.На современном этапе развития национальной хореографии наиболее этапными и значимымиявляются новаторские постановки балетмейстера театра «Астана балет» Мукарам Авахри, главного балетмейстера Казахского национального театра оперы и балета имени Абая Гульжан Туткибаевой. Анализ их интерпретации традиционных форм танца привел к выводу о создании в Казахстане своего, национального стиля режиссуры в создании хореографических произведений малых форм. В ходе дискуссионного блока основным итогом сравнительного анализа творческих проектов ведущих отечественных хореографов стало выявление наиболее значимых методов и приёмов их работы над созданием высокохудожественных проектов в области хореографии как многоуровневого, многокомпонентного и развивающегося искусства.В условиях всё более возрастающей конкуренции среди казахстанских театров и творческихколлективов, работающих в стиле национальной хореографии, важное значение приобретаетвнедрение в режиссёрско-постановочный процесс современных методов и принципов. Тщательное изучение всех составляющих этого процесса будет способствовать дальнейшему успешному развитию всего отечественного балетмейстерского искусства.

Ключевые слова:

хореография, балетмейстерское искусство, малые танцевальные формы, режиссёр-хореограф, сценография

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Самал Бакирова, Казахская национальная академия хореографии

Магистр искусств, докторант 3-го курса кафедры педагогики факультета хореографии

Анипа Кусанова, Казахский национальный женский педагогический университет

PhD, старший преподаватель кафедры хореографии и арт-менеджмента

Библиографические ссылки

Bakirova, Samal, et al. “Choreographic Art Features: Creative Concepts and Innovations in Teaching.” Thinking Skills and Creativity, vol. 41, no. 2. 2021, pp. 1–15. DOI: 10.1016/j.tsc.2021.100901.

Belgibayeva, Amina. “Hudozhestvennye osobennosti odnoaktnogo baleta M. Avakhri ‘Jazyk ljubvi’.” [“Artistic Features of M. Avakhri's One–Act Ballet ‘Language of Love’.”] Collection of Scientific Papers of the I InterUniversity Week of Science of Students and Undergraduates, edited by Gaukhar Aldambergenovа, Kazakh National Academy of Choreography, 2017, рp. 27–38. (In Russian)

Birringer, Johannes. “Dance and Interactivity.” Dance Research Journal, vol. 36, no. 1, 2004, pp. 88–111. DOI: 10.1017/S0149767700007580.

Boer, Victor, et al. “Interactive Dance Choreography Assistance.” Advances in Computer Entertainment Technology, 2018, edited by A. D. Cheok, et al. London, Springer International Publishing AG, 2018, p. 637–652. DOI: 10.1007/978-3-319-76270-8_45.

Butterworth, Jo, and Wildschut, Liesbeth, editors. Contemporary Choreography. London, Routledge, iss. 2, 2017. DOI: 10.4324/9781315563596.

Clements, Lucie, and Emma Redding. “Creativity in Higher Education Contemporary Dance.” Journal of Dance Education, vol. 20, no. 2, pp. 88–98, 2019. DOI: 10.1080/15290824.2019.1572155.

Febvre, Michèle. Danse Contemporaine et Theatralite. Paris, Chiron, 2015.

Foster, Susan. Reading Dancing: Bodies and Subjects in Contemporary American Dance. Berkeley, University of California Press, 1988.

Gitelman, Lev, and Vadim Maksimov. Iskusstvo rezhissury za rubezhom: Pervaja polovina ХХ veka, t. 2 [The Art of Directing Abroad: The First Half of the 20th Century, vol. 2]. St. Petersburg, SPb GATI, 2015. (In Russian)

Khalykov, Kabyl. “Horeografija men scenografija tіlderіnіn jestetikalyk tagylymy.” [“Aesthetic Education of Languages of Choreography and Scenography.”] Choreographic Art of the Twenty first Century: Theory, Practice and Development Prospects, Proceedings of the International Scientific-Practical Conference, 24–28 November 2014, T. K. Zhurgenov KazNAA, edited by Bibigul Nussipzhanova, Almaty, T. K. Zhurgenov KazNAA, 2014, pp. 270–277 (In Kazakh)

Karzhaubayeva, Sangul. “Scenografija Kazahstana (opyt tipologicheskogo analiza).” [“Scenography of Kazakhstan (Experience of Typological Analysis).”] Journal of Philosophy, Culture and Political Science, no. 1 (34), 2010, pp. 188–191, bulletin-philospolit.kaznu.kz/index.php/1-pol/article/view/888/853. Accessed 12 January 2022. (In Russian)

Kussanova, Anipa, et al. “Director’s Interpretation of Kazakh Dance: Development Trajectories in The Perspective of Creativity.” Creativity Studies, vol. 14, no. 2, 2021, pp. 535–548. DOI: 10.3846/cs.2021.14722.

Kussanova, Anipa. Conversation with Mukaram Avakhri. Almaty, 15 July 2020. (In Russian)

Kussanova, Anipa. Conversation with Gulzhan Tutkibayeva. Almaty, 31 July 2020. (In Russian)

Makhlina, Svetlana. Slovar po semiotike kul'tury [Dictionary of Semiotics of Culture]. St. Petersburg, Iskusstvo-SPb, 2009. (In Russian)

Moldakhmetova, Alima. Rezhissjorskaja interpretacija kazahskogo tanca v horeograficheskom iskusstve Kazahstana konca ХХ–nachala ХХI veka. [Director's Interpretation of the Kazakh Dance in the Choreographic Art of Kazakhstan at the End of the 20-th Beginning of the 21-th Century], 2020, Almaty, T. K. Zhurgenov KazNAA, PhD thesis, www.twirpx.com/file/3154933/. Accessed 25 August 2021. (In Russian)

Mussina, Flyura. Polyni gorkij aromat [Wormwood Bitter Flavor], edited by Valeriy Kuzembayev. Almaty, Brand Book, 2019, рр. 36–37. (In Russian)

Nazarbayev, Nursultan. Course Towards the Future: Modernization of Kazakhstan’s Identity.” Akorda, 12 April 2017, www.akorda.kz/en/events/akorda_news/press_conferences/course-towards-the-future-modernization-of-kazakhstans-identity. Accessed 15 February 2022.

Rowe, Nicholas, et al. “Computer Coding and Choreography: Contrasting Experiences of Learning about Collaboration in Engineering and Creative Arts.” International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, vol. 19, no. 10, 2020, pp. 214–232. DOI: 10.26803/ijlter.19.10.12.

Tleubayev, Seraly, et al. “The Ethnogenesis of the Kazakh Dance.” Opcion, vol. 34, no. 87(2), 2018, pp. 338–354.

Urazymbetov, Damir, and Mikhail Pavlov. “Scenicheskie prostranstva kak smyslovaja svjaz kodov.” [“The Stage Spaces as a Semantic Relationship of Codes.”] Vestnik of Saint-Petersburg State University of Culture, no. 2 (23), 2015, pp. 99–103. www.vestnik.spbgik.ru/stati/2350/. Accessed 20 October 2021. (In Russian)

Urazymbetov, Damir. “K voprosu o ponjatijah plasticheskih kodov ‘ispolnitel’ i ‘scenografija’.” [“To the Question of the Concepts of Plastique Codes ‘Performer’ and ‘Scenography’.”] Issues of Art History of the Twentieth early Twenty first Centuries, materials of the international scientific and practical conference, April 5–6, 2016, T. K. Zhurgenov KazNAA, edited by Bibigul Nussipzhanova, T. K. Zhurgenov KazNAA, 2016, р. 436–440. (In Russian)

Urazymbetov, Damir. “Semioticheskie aspekty horeografii.” [“Semiotic Aspects of Choreography.”], Bulletin of Vaganova Ballet Academy, no. 1 (36), 2015, pp. 106–113, vaganov.elpub.ru/jour/article/view/25/21. Accessed 10 December 2021. (In Russian)

Urazymbetov, Damir. “Semioticheskie kody scenicheskih prostranstv.” [“Semiotic Codes of Scenic Spaces.”] Vestnik of Saint-Petersburg State University of Culture, no. 3 (24), 2015, pp. 56–60, vestnik.spbgik.ru/stati/2375/. Accessed 5 November 2021. (In Russian)

Wang, Xiaojie, and Chi Zhang. “Connotation Interpretation on Modern Value of National Dance.” Proceedings of the 2018 5th International Conference on Education, Management, Arts, Economics and Social Science (ICEMAESS 2018), edited by J. Li and Sh. Song, Sanya, Atlantis Press, 2018, pp. 1154–1158. DOI: 10.2991/icemaess-18.2018.229.

Zafeiroudi, Aglaia. “Intersections Between Modern and Contemporary Dance and Yoga Practice: A Critical Analysis of Spiritual Paths through Body Movement and Choreography.” Academic Journal of Interdisciplinary Studies, vol. 10, no. 4, 2021, p. 1–15. DOI: 10.36941/ajis-2021-0094.08:24

Загрузки


Number of views: 95

Опубликован

2022-06-20

Как цитировать

Самал Бакирова, и Анипа Кусанова. «Малые формы современной хореографической режиссуры Казахстана: национальное содержание и наднациональная сценография». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 2, 2022 г., с. 76–92, doi:10.47940/cajas.v7i2.522.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons