"Gesamtkunstwerk" как прогрессирующая идея креативных технологий в сценографии
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v7i1.523Аннотация
В ХХІ веке темпы развития техники, ее признание, влияние и историческая значимость в сфере театрального искусства повлияли на пересмотр определенных идеологических и смысловых факторов, а также способствовали появлению новых продуктивных идей концепций, например, таких как “Gesamtkunstwerk”. Актуализация данной проблемы связана с тем, что сегодня темпы технократического прогресса зачастую не учитывают простоту и естественную гармонию, присущую человеческой природе. Объектом исследования является термин “Gesamtkunstwerk”, история его влияния на цифровые перформансы и сценографию театра. Предметом исследования являются теоретические концепции и интерпретации идей “Gesamtkunstwerk”, которые оказали огромное влияние на развитие художественных стилей эпохи, раскрыли ее «коллаборационную» значимость в условиях стремительного развития креативных технологий, функциональность и жизнеспособность медиа- и инновационных технологий в современном мировом и казахском театре. Цель исследования – осмысление и интерпретация идей “Gesamtkunstwerk”, обоснование ее логики и структуры в контексте креативного опыта художников театра, понимание темпоральных структур медиасценографии. Задачи: исследовать теоретические концепции и предпосылки интерпретационных идей “Gesamtkunstwerk”; провести сравнительно-сопоставительный анализ смысловой вариативности терминов «комплексное произведение искусства» и «совершенное произведение» в контексте концептуальных идей, художественных и технологических инициатив конкретных авторов; выявление этапов, связанных с развитием идей и технологических проблем внедрения новых форм медиаискусства; изучение нового опыта цифровых перформансов и их эволюционное развитие в творчестве художников театра; провести аксиологию идей “Gesamtkunstwerk” в контексте цифровых технологических прорывов в театрах Казахстана; определить диалектику рассматриваемых терминов, качественных противоречий и сочетаний между индивидуальным авторским творчеством и массовым производством.Ключевые слова:
Gesamtkunstwerk , термины и понятия, Рихард Вагнер, «совокупное произведение искусства», «непревзойденное произведение искусства будущего», «совершенное произведение», медиасценография, креативные технологииСкачивания
Библиографические ссылки
“Concept for the Development of Creative Industries for 2021–2025.” Online.zakon.kz, 30 November 2021, online.zakon.kz/Document/?doc_id=33480048. Accessed 1 December 2021. (In Russian)
Dixon, Steve. Digital Performance: A History of New Media in Theater, Dance, Performance Art, and Installation. The MIT Press Cambridge, Massachusetts London, England, 2007.
Fink, Gottfried Wilhelm. “Merkwurdiges Beruhmtwerden der Oper zur Zeit als sie noch nicht ihren Namen erhalten hatte.” Wesen und Geschichte der Oper: ein Handbuch fur alle Freunde der Tonkunst. Leipzig, 1838, pp. 83–105. (In German)
Grey, Thomas. “The ‘Splendid and Shameful Art’: Dancing in and around the Wagnerian Gesamtkunstwerk.” Musicology and Dance: Historical and Critical Perspectives, edited by Davinia Caddy and Maribeth Clark, Cambridge University Press, Cambridge, 2020, pp. 121–150.
Grigoriadou, Efthalia-Thaleia. “Exploring the Gesamtkunstwerk Concept in the Design of the Theatrical Spatial Experience. A Constructivist Approach.” Infusing Research and Knowledge in South-East Europe, 8th Annual South-East European Doctoral Student Conference, STEERC 2013, www.academia.edu/40679838/Exploring_the_Gesamtkunstwerk_concept_in_the_design_of_the_theatrical_spatial_experience_A_constructivist_approach. Accessed 10 May 2020.
Grois, Boris. Gesamtkunstwerk Stalin [Gesamtkunstwerk Stalin]. Moscow, Ad Marginem, 2013. (In Russian)
Rorrison, Hugh, “Piscator’s Production of Hoppla, wir. Leben, 1927.” Theatre Quaterly, vol. 10, no. 37. 1980, pp. 30–41.
Buch, David. “John Warrack German Opera: from the Beginnings to Wagner. Cambridge: Cambridge University Press, 2001 Pp. Xvi 447, ISBN 0 521 23532 4.” Eighteenth Century Music, vol. 1, no. 1, 2004, pp. 94–96. DOI: 10.1017/S147857060423007X.
Kapp, Reinhard. “Wagner-Probleme in Nachkriegszeiten.” Sündenfall der Künste? Richard Wagner, der Nationalsozialismus und die Folgen / Herausgegeben von Katharina Wagner, Holger von Berg und Marie Luise Maintz. Kassel, Bärenreiter-Verlag Karl Vőrterle GmbH & Co, KG, 2018, pp. 140–148. (In German)
Karzhaubayeva, Sangul, and Ainur Kopbassarova. “Innovative Strategies of the Turkistan Music and Drama Theater.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 6, no. 4, 2021, pp. 148–158. DOI: 10.47940/cajas.v6i4.510.
Khestanov, Ruslan. “Kreativnye industrii – modeli razvitiya.” [“Creative Industries – Development Models.”] Sociological Review, vol. 17, no. 3, 2018, pp. 173–196, sociologica.hse.ru/2018-17-3/224868605.html. Accessed 29 January 2022. (In Russian)
Khsanshin, Azamat. “‘Musica ficta’ Filippa Laku-Labarta i Gesamtkunstwegk: opery Vagnera kak istochnik kontseptsii ‘natsional-estetizma’.” [“‘Musica Ficta’ by Philipp Laku-Labart and Gesamtkunstwerk: Wagner’s Operas as a Source of the Concept of ‘National Aesthetics’.”] Opera in the Musical Theater: History and Modernity, Proceedings of the International Scientific Conference. Moscow, 11–15 November 2019, p. 413–421. (In Russian)
Laku-Labart. F. Musica Ficta (Figury Vagnera) [Musica Ficta (Wagner Figures)], transl., afterword and notes by Victor Lapitsky. Saint Petersburg, Aksioma, Azbuka, 1999. (In Russian)
Martin, Naomi. “Gesamtkunstwerk. The Total Work of Art through the Ages.” Artland, magazine.artland.com/gesamtkunstwerk-the-total-work-of-art-through-the-ages/. Accessed 12 January 2021.
Pederson, Sanna. “From the Gesamtkunstwerk to the Music Drama.” The Total Work of Art: Foundations, Articulations, Inspirations, edited by David Imhoof, et. al. New York and Oxford, Berghahn, 2016, pp. 39–53.
Potts, Jason, and Stuart Cunningham. “Four Models of the Creative Industries.” Revue d’économie politique, vol. 120, no. 1, 2010, pp. 163–180. DOI: 10.3917/redp.201.0163.
Richard Wagner, Opera and Drama, in Richard Wagner’s Prose Works, trans. William Ashton Ellis, London, 1900.
Sayon House. From Wikipedia, the free encyclopedia, en.wikipedia.org/wiki/Syon_House. Accessed 25 October 2019. (In Russian)
Styan, James Lamar. Modern Drama in Theory and Practice: Volume 3, Expressionism and Epic Theatre (Modern Drama in Theory & Practice). Cambridge University Press, 1981.
Tatarenko, Natalyia. “’Konec’ iskusstva v gegelevskoj filosofii: tolkovanie i smysl.” [“End of Art in Philosophy of Hegel: Meaning and Interpretation.”] Filosofskaya antropologiya [Philosophical Anthropology], vol. 3, no. 2, 2017, pp. 265–282. DOI: 10.21146/2414-3715-2017-3-2-265-282. (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.