Креатив как определяющий тренд развития современного документального кино

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v7i1.538

Аннотация

В эпоху цифровой глобализации, мгновенного обмена информацией, идеями, данными все традиционные жанры переживают процесс трансформации. Появление цифровых технологийсоздало множество возможностей для мира документальных повествований. Цифровая записьи архивирование, современные технологии съемок, интернет и все более расширяющиеся потоки коммуникаций меняют как способы, методы, приемы создания контента, так и условияего предъявления, показа, потребления. Статья посвящена относительно новому тренду цифровое время как для расширения и изменения старых форм, так и для создания совершенно новых вариантов неигрового кино в самых разных форматах. Центральный вопрос – как в динамично меняющейся реальности «мутируют» традиционные виды документального кино и в чем специфика современного документального нарратива. В процессе исследования использован структурно-аналитический метод, показавший, что жанр креативной документалистики весьма разнообразен. Использование креативных методов мотивируется необходимостью решения уже не столько технических, как прежде, сколько художественных и коммуникационных задач. В результате чего сегодня на экранах и на стриминговых платформах происходит подъем креативной документалистики, которая по своей форме является практически гибридом игрового и неигрового кино, где актуальная и глобальная повестка наряду с точностью факта, достоверной информацией обладает художественной формой, демонстрируя новый и увлекательный киноязык. Именно эксперименты с формой, смешение жанров, внедрение и использование визуальных эффектов, подчиненных авторскому замыслу, расширяют пространство современной документалистики, способствуя созданию новых ее видов, таких как анимадок, web-documentary, vr жанр, док-шоу. Креативная документалистика знаменует революционный поворот как в развитии неигрового кино, так и в сфере современной культуры, влияя на сознание масс.

Ключевые слова:

неигровое кино, креативное мышление, документальное кино, креативные документальные фильмы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Бану Рамазанова, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

Докторант 2-го курса, преподаватель кафедры режиссуры экранных искусств

Гульнара Абикеева

Доктор искусствоведения, профессор Школы медиа и кино, президент Ассоциации кинокритиков Казахстана

Библиографические ссылки

Bruzzi, Stella. New Documentary. Routledge. 2006.

Chattoo, Caty Borum. Story Movements: How Documentaries Empower People and Inspire Social Change. Oxford University Press. 2020.

De Jong, Wilma, et. al. Creative Documentary: Theory and Practice. Routledge. 2012.

“Documentary Films Rattle Business World.” The Denver Post, 26 November 2006, www.denverpost.com/2006/11/26/documentary-films-rattle-business-world/. Accessed 27 November 2021.

García-Carpintero, Manuel. “Documentaries and the Fiction/Nonfiction Divide.”

Studies in Documentary Film, vol. 15, issue 2, 2021, pp. 163–174. DOI: 10.1080/17503280.2021.1923146.

Gifreu-Castells, Arnau. “Proposed Methodology for Studying and Analysing the New Documentary Forms.” Doc On-Line: Revista Digital de Cinema Documentário, 2017, pp. 6–42. DOI: 10.20287/doc.esp17.dt01.

Glynne, Andy. Documentaries. Oldcastle Books. 2013.

Grierson, John. Grierson on Documentary, edited by Forsyth Hardy. Berkeley. 1966.

Koba, Siyabonga. Truth, Lies and Fiction: Exploring the Boundaries of Documentary. 2010. University of the Witwatersrand, PhD dissertation.

Letort, Delphine. “Spike Lee’s Documentaries: The Creative Art of Making Nonfiction.” Black Camera, vol. 8, no. 1, 2016, pp. 9–26. DOI: 10.2979/blackcamera.8.1.0009.

Marfo, Amma. “The Evolution and Impact of Documentary Films.” Senior Honors Projects, paper 42, 2007, digitalcommons.uri.edu/srhonorsprog/42/. Accessed 10 November 2021.

Martin, Jean. “Being There: the Creative Use of Location and Post-Production Sound in Documentaries.” Creative Documentary: Theory and Practice, edited by Wilma de Jong, et. al. Pearson. 2010, pp. 287–304.

Mast, Jelle. “New Directions in Hybrid Popular Television: A Reassessment of Television Mock-Documentary.” Media, Culture & Society, vol. 31, no. 2, 2009, pp. 231–250. DOI: 10.1177/0163443708100316.

Nichols, Bill. Introduction to Documentary. Indiana University Press, 2017.

Nichols, Bill. Representing Reality: Issues and Concepts in Documentary. Indiana University Press. 1991.

O’Flynn, Siobhan. “Designed Experiences in Interactive Documentaries.” Contemporary Documentary, edited by Daniel Marcus and Selmin Kara. Routledge, 2015, pp. 90–104.

Renov, Michael. Theorizing Documentary. The Totalizing Quest of Meaning. Routledge. 1993.

Sorokin, Kirill. Workshop: “Creative Documentary: New Genre, New Rules.” Festagent: promoting films to festivals, 6 October 2017, festagent.com/en/articles/creative_documentary_workshop. Accessed 27 November 2021.

Tes, Ursula. “‘Declaration of Immortality’ – Inspirations Derived from Creative Documentaries by Wojciech Wiszniewski.” The International Journal of European Film, Performing Arts and Audiovisual Communication, vol. 15, no. 24, 2014, pp. 145–154. DOI: 10.14746/i.2014.24.16.

Vinculado, Jane O. “Documentaries as Creative Narratives.” Plaridel, vol. 2, no. 2, 2005, pp. 167–172.

Загрузки


Number of views: 294

Опубликован

2022-03-29

Как цитировать

Бану Рамазанова, и Гульнара Абикеева. «Креатив как определяющий тренд развития современного документального кино». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 1, 2022 г., с. 67–77, doi:10.47940/cajas.v7i1.538.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons