Кино как ведущая креативная индустрия Казахстана

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v7i1.545

Аннотация

Казахстанский кинематограф начал формироваться как культурная индустрия с того момента, когда был возрожден кинопрокат в 2005 году и начали сниматься фильмы не только для фестивалей, а прежде всего для зрителей. Это такие фильмы, как «Рэкетир» (2007), «Коктейль для звезды» и «Сказ о розовом зайце» (2010). Но по-настоящему кино становится бизнесом в тот момент, когда возникает класс продюсеров, которые готовы вкладывать свои деньги, чтобы заработать еще большие. В своем большинстве эти продюсеры – Баян Алагузова, Нурлан Коянбаев, Аскар Узабаев, Аскар Бисембин, Нуртас Адамабай, Куралай Анарбекова и другие – пришли в кино из шоу-бизнеса и за последнее десятилетие, начиная с 2010 года по сегодняшний день, сформировали важный класс креативной экономики Казахстана – кинобизнес. Если в 2000-е годы доля казахстанского кино в прокате составляла всего от 1 до 3%, то на 2019 год, до начала пандемии, бокс-офис отечественных фильмов составил 30% от проката всех картин, что принципиально повлияло на место нашего кино в прокате и сподвигло сети кинопроката также заняться производством фильмов, как это происходило, скажем, в Южной Корее в 1990-х – начале 2000-х годов. Цель данной статьи – показать, как происходил процесс становления кинобизнеса в Казахстане. Были использованы методы анализа статистических данных, а именно кассовых сборов, а также метод киноведческого и сравнительного анализов в описании того, как строилась вся система кинопроизводства и проката в Казахстане, взаимодействие и конкуренция частных и государственной киностудии, формирование нового класса продюсеров. Новизна этой работы заключается в том, что мало кто рассматривает казахстанский кинематограф как креативную индустрию, поскольку у нас отсутствуют официальные цифры по кассовым сборам кинофильмов и сложно определить роль кино в этом четвертом секторе экономики.

Ключевые слова:

кино, прокат, кассовые сборы, бюджет фильма, продюсер, креативная индустрия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Гульнара Абикеева, Алматы Менеджмент Университет

Доктор искусствоведения, профессор Школы медиа и кино, президент Ассоциации кинокритиков Казахстана

Библиографические ссылки

Список источников

Абикеева, Гульнара. «Плюсы и минусы казахстанского кино». Новая эра.KZ, No 2, 2014, с. 24–27.

Беньямин, Вальтер. «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Избранные эссе, редактор Ю. А. Здоровый, Москва, Медиум, 1996, с. 66–91.

Деррида, Жак. «Глобализация, мир, космополитизм». Космополис, No 2 (8), 2004, с. 125–140.

Джеймисон, Фредерик. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма = Postmodernism or The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, Duke University Press, 1991.

Еркебулан, Айша. «Страсть к кино». Forbes Kazakhstan, декабрь 2018, www.forbes.kz/ woman/strast_kkino. Дата доступа 13 февраля 2022.

Леонтьева, Ксения, и др. «Кинорынок Казахстана: 2018–2019». Невафильм Research, 5 февраля 2020, www.research.nevafilm.ru/research/cinema-market. Дата доступа 10 августа 2021.

Маркузе, Герберт. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. Перевод с английского А. Юдина, Москва, REFL-book, 1994.

Танкаева, Гульнара. «Как Акан Сатаев и Эрнар Курмашев хотят построить цивилизованную киноиндустрию». Forbes Kazakhstan, 5 октября 2018, www.forbes.kz/ life/afisha/kulturnyiy_biznes_1538646705. Дата доступа 15 февраля 2022.

Трубачева, Татьяна. «Forbes Kazakhstan представляет: 25 звезд шоу-бизнеса и спорта Казахстана – 2020». Forbes Kazakhstan, 13 марта 2020, www.forbes.kz/leader/25_zvezd_ shou-biznesa_i_sporta_-_2019_1584030866. Дата доступа 15 февраля 2022.

Хезмондалш, Дэвид. Культурные индустрии. Перевод с английского И. Кушнаревой, научный редактор А. Михалева, Москва, Высшая школа экономики, 2014.

Хокинс, Джон. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. Перевод Ирины Щербаковой, Москва, Классика XXI, 2011.

Abikeyeva, Gulnara, et. al. “Reflection of Social Conflict of Kazakhstan of the 90s of the 20th Century by Visualizing Spatial Models in the Film Directed by Darezen Omirbaev.” Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, vol. 12, no. 2, 2020. DOI: 10.21659/rupkatha.v12n2.19.

Abikeyeva, Gulnara, and Birgit Beumers. “In lieu of a Gap: the Absent Cinema of Turkmenistan.” Studies in Russian and Soviet Cinema, vol. 4, issue 2, 2010, pp. 204–243.

Abikeyeva, Gulnara, and Birgit Beumers. “Uzbekistan: Chopping Board or Serious Cinema.” Studies in Russian and Soviet Cinema, vol. 4, issue 2, 2010, pp. 220–226.

Galloway, Susan, and Stewart Dunlop. “A Critique of Definition of the Cultural and Creative Industries in Public Policy.” International Journal of Cultural Policy, vol. 13, issue 1, 2007, pp. 17–31. DOI: 10.1080/10286630701201657.

Pratt, Andy. C. “The Cultural and Creative Industries: Organisational and Spatial Challenges to Their Governance.” Die Erde — Journal of the Geographical Society of Berlin, vol. 143, no. 4, 2012, pp. 317–334.

References

Abikeyeva, Gulnara. “Pljusy i minusy kazahstanskogo kino.” [“Pros and Cons of Kazakh Cinema.”] Novaja jera, no. 2, 2014, pp. 24–27. (In Russian)

Abikeyeva, Gulnara, et. al. “Reflection of Social Conflict of Kazakhstan of the 90s of the 20th Century by Visualizing Spatial Models in the Film Directed by Darezen Omirbaev.” Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, vol. 12, no. 2, 2020. DOI: 10.21659/rupkatha.v12n2.19.

Abikeyeva, Gulnara, and Birgit Beumers. “In lieu of a Gap: the Absent Cinema of Turkmenistan.” Studies in Russian and Soviet Cinema, vol. 4, issue 2, 2010, pp. 204–243.

Abikeyeva, Gulnara, and Birgit Beumers. “Uzbekistan: Chopping Board or Serious Cinema.” Studies in Russian and Soviet Cinema, vol. 4, issue 2, 2010, pp. 220–226.

Ben’yamin, Valter. “Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoi vosproizvodimosti.” [“A Work of Art in the Era of Its Technical Reproducibility.”] Selected Essays, edited by Yu. Zdorovyi, Moscow, Medium, 1996, pp. 66–91. (In Russian)

Derrida, Zhak. “Globalizacija, mir, kosmopolitizm.” [“Globalization, Peace, Cosmopolitanism.”] Kosmopolis, no. 2 (8), 2004, pp. 125–140. (In Russian)

Dzheimison, Frederik. Postmodernism or the Logic of the Culture of Late Capitalism. Durham, Duke University Press, 1991. (In Russian)

Galloway, Susan, and Stewart Dunlop. “A Critique of Definition of the Cultural and Creative Industries in Public Policy.” International Journal of Cultural Policy, vol. 13, issue 1, 2007, pp. 17–31. DOI: 10.1080/10286630701201657.

Hjezmondalsh, David. Kul’turnye industrii [Cultural industries], transl. by I. Kushnareva, science editor A. Mihaleva. Moscow, Vysshaya shkola Ekonomiki, 2014. (In Russian)

Hokins, Dzhon. Kreativnaja jekonomika [Creative Economics], transl. by Irina Shcherbakova. Moscow, Klassika-XXI, 2011. (In Russian)

Leont’eva, Ksenija, et. al. “Kinorynok Kazahstana: 2018–2019.” [“Kazakhstan Film Market: 2018–2019.”] Nevafil’m Research, 5 February 2020, www.research.nevafilm.ru/research/ reports/kazakhstan-2018-2019/. Accessed 10 August 2021. (In Russian)

Markuze, Gerbert. Odnomernyi chelovek. Issledovanie ideologii razvitogo industrial’nogo obshhestva [One-dimensional Man. A Study of the Ideology of a Developed Industrial Society]. Moscow, REFL-books, 1994. (in Russian)

Pratt, Andy. C. “The Cultural and Creative Industries: Organisational and Spatial Challenges to Their Governance.” Die Erde — Journal of the Geographical Society of Berlin, vol. 143, no. 4, 2012, pp. 317–334.

Tankayeva, Gulnara. “Kak Akan Sataev i Ernar Kurmashev khotyat postroit’ tsivilizovannuyu kinoindustriyu.” [“How Akan Satayev and Yernar Kurmashev Want to Build a Civilized Film Industry.”] Forbes Kazakhstan, 5 October 2018, www.forbes.kz/life/afisha/kulturnyiy_ biznes_1538646705. Accessed 15 February 2022. (In Russian)

Trubacheva, Tatiana. “Forbes Kazahstana predstavljaet: 25 zvezd shou-biznesa i sporta Kazahstana – 2020.” [“Forbes Kazakhstan Presents: 25 Stars of Show Business and Sports of Kazakhstan – 2020.”] Forbes Kazakhstan, 13 March 2020, www.forbes.kz/leader/25_zvezd_ shou-biznesa_i_sporta_-_2019_1584030866/. 15 February 2022. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 92

Опубликован

2022-03-29

Как цитировать

Гульнара Абикеева. «Кино как ведущая креативная индустрия Казахстана». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 1, 2022 г., с. 54–66, doi:10.47940/cajas.v7i1.545.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons