Устные методы обучения в музыке Востока: современное состояние (на примере казахских инструменталистов)

Авторы

  • Гульзада Омарова Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова https://orcid.org/0000-0003-3253-2143
  • Казангап Таттимбет Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова https://orcid.org/0000-0003-1008-9021

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v7i2.552

Аннотация

Многосторонние преобразования в культуре ХХ века привели к доминированию европеизированных форм в функционировании и обучении традиционных музыкантов. Нотная система обучения традиционных музыкантов породила новый тип музыканта, который уже не владеет навыками импровизации и сочинительства (композиторскими способностями). В связи с этим ставится цель актуализировать природные (устные) методы обучения, которые практиковались в устно-музыкальной традиции Востока и системе «Ұстаз – шәкірт» («Учитель – ученик»). Их возрождение необходимо сегодня с целью возможной оптимизации исполнительского искусства в сфере казахской традиционной музыки. Универсальные признаки музыки Востока – устность, вариантность, импровизационность, синкретизм, наличие художественного канона и пр. Все они связаны с формами и методами воспитания полноценных исполнителей традиционной музыки в современности. В статье вскрываются причины того, почему казахские традиционные музыканты сегодня потеряли функцию творцов и не способны полностью осуществлять репродуцирующую деятельность. В этой ситуации начатая в 70–80 годы работа по сбору, систематизации и изучению народной терминологии и теории музыки должна продолжаться и использоваться в современной учебной практике. Необходимо срочно выработать современную методологию устного обучения и создать продуманную обновленную систему довузовского и вузовского образования традиционных музыкантов с целью их полноценного функционирования в современной культуре Казахстана. В основу методологии данного исследования легли методы современного искусствознания и этномузыкознания (системный, комплексный и др.), а также известные методы других гуманитарных и народоведческих дисциплин. В отношении практики традиционного и современного обучения музыкантов устных восточных культур применяются методы анализа и синтеза, общенаучные методы классификации, систематизации и типологии. На основании результатов исследования сделан вывод о необходимости выработки (наряду с имеющимися письменными формами) методологии устных форм обучения на системной основе.

Ключевые слова:

культуры Востока, устно-профессиональные музыкальные традиции, искусство ән-күй-жыр, народная теория музыки, ұстаз – шәкірт, устные методы обучения, этносольфеджио, образовательные программы для традиционных музыкантов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Гульзада Омарова, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

Доктор искусствоведения, профессор кафедры традиционного музыкального искусства

Казангап Таттимбет, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

Магистрант 2-го курса кафедры традиционного музыкального искусства

Библиографические ссылки

Список источников

Bailey, Derek. Improvisation: Its Nature and Practice in Music. Da Capo Press, 1993.

Jenkins, Phil. “Formal and Informal Music Educational Practices.” Philosophy of Music Education Review, vol. 19, iss. 2, 2011, pp. 179–197.

Johansson, Mats. “Improvisation in Traditional Music: Learning Practices and Principles”. Music Education Research, no. 11, 2021, pp. 56–69. DOI: 10.1080/14613808.2021.2007229.

Mok, Annie. “Formal or Informal – Wich Learning Approach Do Majors Prefer?” International Journal of Music Education, vol. 36, iss. 3, 2018, pp. 380–393. DOI: 10.1177/0255761418761258.

Narita, Flavia. “Informal Learning in Action: The Domains of Music Teaching and Their Pedagogic Modes.” Music Education Research, vol. 19, iss. 1, 2015, pp. 29–41. DOI: 10.1080/14613808.2015.1095866.

Nettl, Bruno. The Study of Ethnomusicology: Thirty-One Issues and Concepts. Urbana and Chicago, University of Illinois Press, 2005.

Omarova, Gulzada, et al. “A New Quality of Teaching Solfeggio in the System of Music Education”. Opcion, vol. 34, iss. 2, 2018, pp. 70–86, www.produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/view/30406. Accessed May 26, 2022.

Omarova, Gulzada, et al. “National Traditions of the 21st Century: Problems with the Preservation and Translation of Kazakh Traditional Music”. Acta Histriae, vol. 23, iss. 2, 2015, pp. 285–296, www.zdjp.si/wp-content/uploads/2015/07/Pages-from-Acta-Histriae-%C5%A1t.-2-letnik-23-2015_OMAROVA_LOWRES.pdf. Accessed 26 March 2022.

Stone, Ruth. Theory for ethnomusicology. New York, Routledge, 2016.

Алкон, Елена. «К вопросу о “письменном” и “устном” в музыкальных традициях Запада и Востока». Известия Восточного института, № 3, 1996, с. 161–166.

Алкон, Елена. «Классификация ладовых архетипов и современные проблемы музыкального образования». Музыкальное искусство и образование, т. 7, № 2, 2019, с. 77–95.

Аманов, Бакдаулет, и Асия Мухамбетова. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы, Дайк-пресс, 2002.

Аманов, Бакдаулет. «Композиционная терминология домбровых кюев». Инструментальная музыка казахского народа. Алма-Ата, Онер, 1985, с. 39–48.

Әсемқұлов, Таласбек. «Домбыраға тіл бітсе… Қазақтың байырғы музыкалық терминологиясы хақында». Шығармалары, т. 4: Музыка, әдебиет. Алматы, Қазақ энциклопедиясы, 2016, б. 9–21.

Есенұлы, Айтжан. Күй – тәңірдің күбірі. Алматы, Дайк-Пресс, 1996.

Жайымов, Айтқали, және т. б. Домбыра үйрену мектебі. Алматы, Өнер, 1992.

Калиев, Сагатбек. Формы функционирования кюев шертпе в контексте творческого мышления кюйши. 1996. Институт литературы и искусства имени М. О. Ауэзова АН Казахской ССР, кандидатская диссертация.

Кодар, Ауезхан. Степное знание: очерки культурологии. Астана, Фолиант, 2002.

Қосбасаров, Базархан. Қобыз өнері: Музыка оқу орындарының оқутушылары мен студеннтеріне арналған оқу құралы. Алматы, Санат, 2001.

Лосев, Александр. «О понятии художественного канона». Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. Москва, Наука, 1973, с. 6–15.

Мухамбетова, Асия. Народная инструментальная музыка казахов. Генезис и программность в свете эволюции форм музицирования. 1976. ЛГИТМиК, кандидатская диссертация.

Мүптекеев, Базарәлі. Жетісу оңтүстік шығысындағы күйшілік дәстүр. 2009. КазНАИ имени Т. Жургенова, кандидатская диссертация.

Омарова, Гульзада. «Казахская традиционная музыка в эпоху глобализации». Вестник КазНУ имени аль-Фараби. Серия: философия, политология, культурология, № 2, 2016, с. 205–211. https://bulletin-philospolit.kaznu.kz/index.php/1-pol/article/view/440/423

Отечественная этномузыкология: история науки, методы исследования, перспективы развития, материалы Международной научной конференции. 30 сентября – 3 октября 2010 года: к 150-летию Санкт-Петербургской консерватории. Санкт-Петербург, 2011.

Программа комплексного курса сольфеджио для факультетов народных инструментов музыкальных вузов. Составители: Мухамбетова А. И., Аманов Б. Ж., Раимбергенова С. Ш., Утегалиева С. И., Омарова Г. Н. Алма-Ата, 1991.

Раимбергенов, Абдулхамит. «Проблемы текстологической вариантности кюев». Инструментальная музыка казахского народа, Алма-Ата, Онер, 1985, с. 63–95.

Раимбергенов, Абдулхамит. Домбровая школа как институт сохранения и развития традиции (на примере западноказахстанской школы Казангапа). 2019. Бишкекский государственный университет имени К. Карасаева, кандидатская диссертация.

Тастанов, Хабидолла. Домбырадан сабақ беру методы. Алматы, Жазушы, 1970.

Шегебаев, Пернебек. Домбровые кюи Западного Казахстана: традиционная форма и индивидуальный стиль. 1987. ЛГИТМиК, кандидатская диссертация.

Юдин, Вениамин. «Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая…». Утемиш-хаджи. Чингиз-наме, Алма-Ата, Гылым, 1992, с. 14–56.

References

Alcon, Elena. “Klassifikacija ladovyh arhetipov i sovremennye problemy muzykal'nogo obrazovanija.” [“Classification of Fret Archetypes and Modern Problems of Music Education.”] Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie [Musical Art and Education], vol. 7, no. 2, 2019, pp. 77–95. DOI: 10.31862/2309-1428-2019-7-2-77-95 (In Russian, abstract in English)

Alkon, Elena. “K voprosu o “pismennom” i “ustnom” v muzykalnykh traditsiyakh Zapada i Vostoka.”) [“On the Question of “Written” and “Oral” in the Musical Traditions of the West and the East.”] Izvestiya Vostochnogo instituta, no. 3, 1996, pp. 161–166 (In Russian, abstract in English)

Amanov, Bakdaulet, and Assiya Mukhambetova. Kazahskaja tradicionnaja muzyka i XX vek [Kazakh Traditional Music and the Twentieth Century]. Almaty, Daik-press, 2002. (In Russian)

Amanov, Bakdaulet. “Kompozicionnaja terminologija dombrovyh kjuyev” [“Compositional Terminology of Dombra Kyuys.”] Instrumental'naja muzyka kazahskogo naroda [Instrumental Music of the Kazakh People]. Alma-Ata, Oner, 1985, pp. 39–48. (In Russian)

Assemkulov, Talasbek. “Dombyraga tıl bıtse… Kazaktyn baiyrgy muzykalyk terminologiasy hakynda.” [“If Dombra Speaks... In the Kazakh Language of Ancient Musical Terminology.”] Şyğarmalary [Works], vol. 4. Almaty, Kazakh encyclopedia, 2016, pp. 9–21. (In Kazakh)

Bailey, Derek. Improvisation: Its Nature and Practice in Music. Da Capo Press, 1993.

Jenkins, Phil. “Formal and Informal Music Educational Practices.” Philosophy of Music Education Review, vol. 19, iss. 2, 2011, pp. 179–197.

Johansson, Mats. “Improvisation in Traditional Music: Learning Practices and Principles”. Music Education Research, no. 11, 2021, pp. 56–69. DOI: 10.1080/14613808.2021.2007229.

Kaliyev, Sagatbek. Formy funkcionirovanija kjuev shertpe v kontekste tvorcheskogo myshlenija kjujshi [The Forms of Functioning of the Kyui Shertpe in the Context of the Creative Thinking of the Kyuishi]. 1996. Almaty, M. O. Auezov Institute of Literature and Art of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR, PhD thesis. (In Russian)

Kodar, Auezkhan. Stepnoe znanie: ocherki kulturologii [Steppe Knowledge: Essays on Cultural Studies]. Astana, Foliant, 2002. (In Russian)

Kosbassarov, Bazarkhan. Қobyz onerі: Muzyka oku oryndarynyn okutushylary men studennterіne arnalgan oku kuraly [Kobyz Art: a Textbook for Teachers and Students of Music Educational Institutions]. Almaty, Sanat, 2001. (In Kazakh)

Losev, Alexander. “O ponjatii hudozhestvennogo kanona.” [“About the Concept of the Artistic Canon.”] Problema kanona v drevnem i srednevekovom iskusstve Azii i Afriki [The Problem of the Canon in the Ancient and Medieval Art of Asia and Africa], Moscow, 1973, pp. 6–15. (In Russian)

Mok, Annie. “Formal or Informal – Wich Learning Approach Do Majors Prefer?” International Journal of Music Education, vol. 36, iss. 3, 2018, pp. 380–393. DOI: 10.1177/0255761418761258.

Mukhambetova, Assiya. Narodnaja instrumental'naja muzyka kazahov: Genezis i programmnost' v svete jevoljucii form muzicirovanija [Kazakh Folk Instrumental Music: Genesis and Programmability in the Light of the Evolution of Music-making Forms]. 1976. Leningrad, Leningrad State Institute of Theater, Music and Cinema, PhD thesis. (In Russian)

Muptekeyev, Bazaralі. Zhetіsu ontustіk shygysyndagy kujshіlіk dastur [Kyuishi Tradition in the South-East of Zhetіsu]. 2009. Almaty, Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts, PhD thesis, 2009, kk.convdocs.org/docs/index-340.html. Accessed 26 March 2022. (In Kazakh)

Narita, Flavia. “Informal Learning in Action: The Domains of Music Teaching and Their Pedagogic Modes.” Music Education Research, vol. 19, iss. 1, 2015, pp. 29–41. DOI: 10.1080/14613808.2015.1095866.

Nettl, Bruno. The Study of Ethnomusicology: Thirty-One Issues and Concepts. Urbana and Chicago, University of Illinois Press, 2005.

Omarova, Gulzada, et al. “A New Quality of Teaching Solfeggio in the System of Music Education”. Opcion, vol. 34, iss. 2, 2018, pp. 70–86, www.produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/view/30406. Accessed 26 March 2022.

Omarova, Gulzada, et al. “National Traditions of the 21st Century: Problems with the Preservation and Translation of Kazakh Traditional Music”. Acta Histriae, vol. 23, iss. 2, 2015, pp. 285–296, www.zdjp.si/wp-content/uploads/2015/07/Pages-from-Acta-Histriae-%C5%A1t.-2-letnik-23-2015_OMAROVA_LOWRES.pdf. Accessed 26 March 2022.

Omarova, Gulzada. “Kazahskaja tradicionnaja muzyka v jepohu globalizacii.” [“Kazakh Traditional Music in the Era of Globalization.”] KazNU Bulletin. Philosophy series. Cultural science series. Political science series, no. 2 (56), 2016, pp. 205–211, bulletin-philospolit.kaznu.kz/index.php/1-pol/article/view/440/423. Accessed 26 March 2022. (In Russian, abstract in English)

Otechestvennaja jetnomuzykologija: istorija nauki, metody issledovanija, perspektivy razvitija: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 30 sentjabrja-3 oktjabrja 2010 goda: k 150-letiju Sankt-Peterburgskoj konservatorii [Russian Ethnomusicology: the History of Science, Research Methods, Development Prospects: Materials of the International Scientific Conference, September 30–October 3, 2010: to the 150th anniversary of the St. Petersburg Conservatory]. St. Petersburg, [publisher not specified], 2011. (In Russian, abstract in English)

Programma kompleksnogo kursa solfedzhio dlja fakul'tetov narodnyh instrumentov muzykal'nyh vuzov [The Program of a Comprehensive Course of Solfeggio for the Faculties of Folk Instruments of Musical Universities] compiled by Assiya Mukhambetova, et al. Alma-Ata, 1991. (In Russian)

Raimbergenov, Abdulkhamit. “Problemy tekstologicheskoj variantnosti kjuev.” [“Problems of Textual Variation of Kyuis.”] Instrumental'naja muzyka kazahskogo naroda [Instrumental music of the Kazakh people]. Alma-Ata, Oner, 1985, pp. 63–95. (In Russian)

Raimbergenov, Abdulkhamit. Dombrovaja shkola kak institut sohranenija i razvitija tradicii (na primere zapadnokazahstanskoj shkoly Kazangapa) [Dombra School As an Institution for the Preservation and Development of Tradition (on the Example of the West Kazakhstan Kazangap School)]. 2019. Bishkek, K. Karasayev Bishkek State University, PhD thesis. (In Russian)

Shegebayev, Pernebek. Dombrovye kjui Zapadnogo Kazahstana: tradicionnaja forma i individual'nyj stil [Dombra kyuis of Western Kazakhstan: traditional form and individual style]. 1987. Leningrad, Leningrad State Institute of Theater, Music and Cinema, PhD thesis. (In Russian)

Stone, Ruth. Theory for ethnomusicology. New-York, Routledge, 2016.

Tastanov, Habidolla. Dombyradan sabak beru metody [Method of Teaching Dombra]. Almaty, Writer, 1970. (In Kazakh)

Yessenuly, Ajtzhan. Kjui – tanırdın kubırı [Kyui – the Message of Heaven]. Almaty, Daik-press, 1996. (In Kazakh)

Yudin, Benjamin. “Ordy: Belaja, Sinjaja, Seraja, Zolotaja…” [“Hordes: White, Blue, Gray, Gold..."] Utemish-hadzhi. Chingiz-name [Utemish-hadji. Chingiz-name], facsimile, translation, transcription, notes, studies by V. P. Yudin, comments and indexes by M. H. Abusseitova. Alma-Ata, 1992, pp. 14–56.

Zhayimov, Aitkali, et al. Dombyra ujrenu mektebi [School for Learning Dombra]. Almaty, Oner, Gylym, 1992. (In Kazakh)

Загрузки


Number of views: 74

Опубликован

2022-06-20

Как цитировать

Гульзада Омарова, и Казангап Таттимбет. «Устные методы обучения в музыке Востока: современное состояние (на примере казахских инструменталистов)». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 2, 2022 г., с. 41–59, doi:10.47940/cajas.v7i2.552.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons