Мугам как концептуальная ось процесса возрождения и развития культурного наследия Азербайджана

Авторы

  • Севиль Фархадова Институт архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана https://orcid.org/0000-0002-2358-3574

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v7i2.580

Аннотация

В настоящей статье осмысление сути концептуального содержания мугама как альтернативного типа мышления увязывается с освобождением Карабаха и объявлением города Шуши культурным центром Карабаха – событием, предваряемым военным столкновением, вновь актуализировавшим формулу «жизнь – смерть». Востребованность научного постижения концептуального содержания мугама в текущем времени объясняется не только его мотивированностью, конкретными реалиями противоборства с трагическим исходом для множества молодых жизней, но и самой атмосферой соприсутствия в едином мировом процессе, подразумевающем масштабные перемены в мировосприятии и мировоззрении мыслящих людей. В соответствии с изучаемым ракурсом проблемы основными методами исследования рассматриваются герменевтический, феноменологический и когнитивный. В качестве методологии предлагается системное исследование проблемы c учетом восточной мировоззренческой парадигмы, различающей двухполюсность мышления, обращенного внутрь (batin) и вовне (zahir) при преобладающей роли фактора внутреннего мышления – поиска. Обозначенный в заглавии ракурс исследования проблемы мугама значим не только для его сохранения и развития как ценностного пласта азербайджанской музыкальной культуры. В контексте настоящего времени проблема мугама перестает быть «частной» задачей отдельной области знания. Острота ее определяется гораздо более масштабными процессами, как и в раннем прошлом ставящими сегодня во главу угла вопрос жизни и смерти. Цепь нарастающих в мире конфликтных противостояний настоятельно диктует осмысление универсального Закона Миропорядка и Гармонии, то есть глубинной сути общечеловеческого духовного истока, каковым является мугам и музыка в целом. Сложность, а порой непреодолимость преград, выстроенных дифференцированным, узко «специализированным» подходом к изучению проблемы, преодолевается на данном этапе развития научной мысли востребованностью мультидисциплинарных исследований. С занятой позиции проблема мугама разрастается до предмета и объекта комплексных системных научных поисков, что открывает новые рубежи для ее полномасштабного освещения, затрагивающего глобальные аспекты, прежде всего проблему мироустройства и уяснения места и функции человека в планетарном мире. Излагаемые суждения строятся на логическом обосновании особенности и значимости интуитивного духовного познания – озарения. Верность занимаемой исследовательской позиции подтверждается тем, что становятся разрешимыми многие, ранее не поддающиеся объяснению сугубо в рамках музыковедческой специальности вопросы, например, причина причисления вокальных сольных форм к наиболее ранним образцам музыкального мышления, чем, в частности, подверждается исконность базисного значения богатого вокальными традициями (о чем свидетельствует разветвленная сеть школ «ханенде») азербайджанского мугамного наследия, восходящего к истокам мировой культуры. Логически осмысливается сущностное значение внутреннего, духовного восприятия, объясняется также основополагающая роль институтов нравственности и чистоты в практике вовлечения познающих созидательных умов в процесс творческого становления – возвышения – озарения. По-новому интерпретируется концептуальная роль драматургии с кульминационным прорывом в светолучевой семантический континуум. Поддается аналитическому разъяснению доносимое языком духовности концептуальное содержание драматургии сверхчувственного восприятия в мугамном мышлении (вертикальный вектор) и сюжетномотивированного остроэмоционального восприятия трагедийной фабулы (горизонтальный вектор). Освещается суть различия смысловой нагрузки формулы «смерть – жизнь» в контрастной драматургии мугама, в пафосной эпической традиции (непрерывность) и той же формулы в обратной последовательности «жизнь – смерть» (прерывность) в трагедийной конфликтной драматургии, связанной с фабулой противостояния и идеей жертвенности, создающей морально-нравственные стимулы для духовного роста. Излагаемые суждения подтверждаются конкретными примерами богатого разнообразием форм традиционного наследия Карабаха, а также феноменальностью творчества азербайджанского композитора-мыслителя Узеира Гаджибейли. В завершение статьи подчеркивается важность восполнения и проявления творческого потенциала в возрождении культурной жизни Карабахского региона на базе научного постижения концептуальной значимости духовных канонов мугамного исполнительства.

Ключевые слова:

духовность, мугам, вокальная школа «ханенде», гармония мысли, концептуальность, становление – возвышение – озарение, внутреннее – внешнее, смерть – жизнь

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Севиль Фархадова, Институт архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана

Доктор искусствоведения, профессор, заведующая отделом мугамоведения Института архитектуры и искусства

Библиографические ссылки

Список источников

Аманов, Бакдаулет, и Асия Мухамбетова. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы, Дайк-Пресс, 2002.

Ахутин, Анатолий. «Эпический исход». Mathesis. Из истории античной науки и философии. Ответственный редактор доктор философских наук Иван Рожанский, Москва, Наука, 1991, с. 5–46, www.sno.pro1.ru/lib/mathesis/mathesis.pdf. Дата доступа 20 марта 2022.

Булекбаев, Сагади, и Кабыл Халыков. «О параллелях между мировоззрением древнего Востока и теоретической физикой». Central Asian Journal of Art Studies, т. 5, № 1, 2020, с. 7–22, www.cajas.kz/journal/article/view/233. Дата доступа 10 апреля 2022.

Бюль-Бюль-Mамедов, Муртуз. Избранные статьи и доклады. Составители Исазаде, Ахмед и Губад Гасымов, Баку, Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1968.

Гаджибеков, Узеир. Основы азербайджанской народной музыки. Второе издание. Баку, Азербайджанское государственное музыкальное издательство, 1957.

Менский, Михаил. Сознание и квантовая механика. Жизнь в параллельных мирах. (Чудеса сознания – из квантовой реальности). Фрязино, Век 2, 2011.

Мехти, Ниязи. Средневековая мусульманская культура: эстетика проявленного и философия сокрытого. Баку, Ганун, 1996.

Сеидов, Мирали. «Древнеазербайджанский массовый ритуал yiü (“йуг”) и некоторые замечания по поводу его этимологического анализа». Известия Академии наук Азербайджанской ССР, серия литературы, языка и искусства, № 1, 1979, с. 20–32.

Фархадова, Севиль. «Проблема мугама на стыке гуманитарных и точных наук». Преподавание современной философии: методология, теория и практика. НАНА, Институт философии и социологии. Отдел: Проблемы современной философии, Баку, 2021, с. 617–630.

Фархадова, Севиль. Муга – монодия как тип мышления. Баку, Елм, 2001.

Bunyatzadə, Könül. Muğam fəlsəfəsi. Bakı, Elmin inkişafı fondu, 2018.

References

Akhutin, Anatoliy. “Epicheskii iskhod.” [“Epic Outcome.”] Mathesis. Iz istorii antichnoi nauki i filosofii [Mathesis. From the History of Ancient Science and Philosophy]. Moscow, Nauka, 1991, pp. 5–46, www.sno.pro1.ru/lib/mathesis/mathesis.pdf. Accessed 20 March 2022.

Amanov, Bakdaulet, and Assiya Mukhambetova. Kazakhskaya tradisionnaya muzyika i XX vek [Kazakh Traditional Music and the 20th Century]. Almaty, Daie-Press, 2002 (In Russian)

Bülbül-Məmmədov, Murtuz. Seçilmiş məqalə və məruzələri [Selected Articles and Reports], edited by Ahmad Isazadeh and Gubad Gassimov. Baku, EA Publication, 1968. (In Azerbajan)

Bulekbayev, Sagadi, and Kabyl Khalykov. “On the Parallels Between the Worldview of the Ancient East and Theoretical Physics.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 5, no. 1, 2020, pp. 7–22, www.cajas.kz/journal/article/view/233. Accessed 10 April 2022. (In Russian)

Bunyatzade, Konul. Mugam falsafasi [Philosophy of Mugam]. Baku, Elmin inkişafı fondu, 2018. (In Azerbaijan)

Farkhadova, Sevil. “Problema muqama na styke qumanitarnykh i tochnykh nauk. Prepodavaniye sovremennoy filosofii: metodoloqiya teoriya I praktika.” [The Problem of Mugham at the Intersection of the Humanities and the Exact Sciences. Teaching Modern Philosophy: Methodology, Theory and Practice.”] ANAS, Institute of Philosophy and Sociology. Baku, 2021, pp. 617–630. (In Russian)

Farkhadova, Sevil. Muga–monodiya kak tip myshleniya [Muga–Monody as a Type of Thinking]. Baku, Elm, 2001. (In Russian)

Gadjibekov, Uzeir. Osnovy Azerbaydjanskoy narodnoy muzyki [Fundamentals of Azerbaijani Folk Music]. Baku, Azerbaidzhanskoe gosudarstvennoe muzykalnoe izdatelstvo, 1957. (In Russian)

Mehdi, Niyazi. Srednevekovaya musulmanskaya kultura: estetika proyavlennoqo i filosofiya sokrytoqo [Medieval Muslim Culture: Aesthetics of the Manifested and the Philosophy of the Hidden]. Baku, Qanun, 1996. (In Russian)

Menskiy, Mikhail. Soznaniye i kvantovaya mekhanika. Jizn v parallelnykh mirakh (Chudesa soznaniya v kvantovoy realnosti) [Consciousness and Quantum Mechanics. Life in Parallel Worlds (Miracles of Consciousness from Quantum Reality)]. Trans. from English by V. Vaksman. Fryazino, Vek 2, 2011. (In Russian)

Seyidov, Mirali. “Drevneazerbaidzhanskii massovyy ritual “yui-yuq” i nekotoriye zamechaniya po povodu eqo etimoloqicheskoqo analiza.” [“Ancient Azerbaijani Mass Ritual Yiü (“yug”) and Some Remarks on Its Etymological Analysis.”] Izvestia no. 1, 1979, pp. 20–32. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 22

Опубликован

2022-06-20

Как цитировать

Севиль Фархадова. «Мугам как концептуальная ось процесса возрождения и развития культурного наследия Азербайджана». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 2, 2022 г., с. 60–75, doi:10.47940/cajas.v7i2.580.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons