«Страна птиц» и другие фильмы о природе: новации жанровой генерации
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v7i3.590Аннотация
C 2011 года на российском канале «Культура» выходит сериал «Страна птиц». К теме отражения взаимодействия природы и общества можно отнести и другие типологически близкие неигровые фильмы, появившиеся в нулевые и десятые годы нового столетия. Своевременность их выпуска связывается с осмыслением экологического кризиса в философской парадигме Сида, Наэсса, Харари, Мортона. Творчество ведущих режиссеров проекта Светланы Быченко, Татьяны Обозовой – неординарное явление в современной документалистике. Жанровая генерация (по терминологии Шерговой) кино о природе, сложившаяся за десятилетие, не находит отражения в искусствоведческой литературе. Между тем поэтика контента, нарратива, эстетических форм, научно-популярного подхода к материалу характеризует исследование как актуальное. Целью данной статьи является анализ поэтики авторского кино с учетом методологий Бахтина, Прожико, Трухиной, а задачами – выявление особенностей данной жанровой генерации. С целью осмысления эволюционного процесса для анализа разнообразия форм отражения реальности использовались философские методы/стили, такие как метамодернизм в трактовке Вермюлена и Аккера, метареализм в объяснении Андреева, принципы экологического мышления Эпштейна. Особое внимание уделено эстетическим характеристикам произведений и их междисциплинарности – синтезу документальной, научно-популярной и художественно-поэтической линий. В творчестве Быченко анализируется ведущая черта стиля – первенство сказово-поэтического начала, тесно связанного с созерцательной основой ее операторского мастерства. Превалированием научно-популярной составляющей отмечено творчество Татьяны Обозовой, Надежды Дорофеевой и других авторов. Данный подход связан с позицией ученого-наблюдателя, чей материал служит рациональному исследованию биологии животного, экологической ниши его обитания. В хронологической последовательности рассмотрены работы Быченко от проектов с учеными к авторскому кино, ленты Обозовой, работающей под художественным руководством Быченко, индивидуальность научного подхода Дорофеевой. Показано, что жанровая генерация имеет актуальную экологическую направленность и в эпоху экологического кризиса обращает зрителя к непреходящим ценностям природы.Ключевые слова:
сериал «Страна птиц», поэтика жанровой генерации, документальное кино, научно-популярное кино, природа, экологический кризисСкачивания
Библиографические ссылки
Andreyev, Daniil. Roza Mira. Metafilosofija istorii [Rose of the World. Metaphilosophy of History]. Moscow, Prometey, 1991. (In Russian)
Bahtin, Mikhail. Avtor i gerоy: K filosofskim osnovam gumanitarnyh nauk [Author and Hero: To the Philosophical Foundations of the Humanities]. St. Petersburg, Azbuka, 2000. (In Russian)
Berkova, Nadezhda. Kazahstanskoe neigrovoe kino o vzaimodejstvii prirody i obshhestva [Kazakh Non-Fiction Films about the Interaction of Nature and Society]. Almaty, Deluxe Printery LLP, 2016. (In Russian)
Berkova, Nadezhda. “Smena modeli: ot neigrovogo kinofil'ma o prirode respubliki k teleprogramme o prirode Kazahstana.” [“Changing the Model: from a Non-Fiction Film about the Nature of the Republic to a TV Program about the Nature of Kazakhstan.”] Cinematography and Television at the Present Stage: Problems of Directing, Producing and Dramaturgy, proceedings of the international scientific-practical conference, 5 March 2013, T. K. Zhurgenov KazNAA, edited by Gulnar Begalinova, Gulnar Mursalimova. Almaty, 2013, pp.77–84. (In Russian)
Boreyko, Vladimir. Proryv v ekologicheskuju etiku [Breakthrough in Environmental Ethics], 3rd ed. rev. and add., Kyiv, Logos, 2013. (In Russian)
Bychenko, Svetlana. “Dazhe kogda ja snimaju ptits, ja vsjo ravno govorju o ljudjah.” [“Even when I’m Shooting Birds, I'm Still Talking about People.”] Informatcionnoe molodezhnoe agenstvo, 31 March 2017, www.imapress.media/2017/03/31/svetlana-bychenko-dazhe-kogda-ya-snimayu-ptits-ya-vsyo-ravno-govoryu-o-lyudyah/. Accessed 29 June 2022. (In Russian)
Dorofeyeva, Nadezhda. Conversation with Nadezhda Berkova. St. Petersburg, 27 April 2022. (In Russian)
Dzhulay, Ludmila. Dokumentalnyj illuzion: Otechestvennyj kinodokumentalizm – opyty socialnogo tvorchestva [Documentary Illusion: Domestic Documentary Filmmaking – Experiences in Social Creativity], 2rd ed. rev. and add. Moscow, Materik, 2005. (In Russian)
Eisenstein, Sergei. Neravnodushnaya priroda [Non-Indifferent Nature], vol. 2. Neravnodushnaja priroda i sudby montazhnogo kontrapunkta [The Indifferent Nature and Fate of Montage Counterpoint]. Moscow, Muzey kino, Eisenstein-center, 2006. (In Russian)
Eisler, Riane. “The Gaia Tradition & The Partnership Future: An Ecofeminist Manifesto.” Reweaving the World: The Emergence of Ecofeminism, edited by Irene Diamond and Gloria Orenstein, Sierra Club Books, 1990, p. 23–34.
Epstein, Mikhail. Postmodernizm v Rossii [Postmodernism in Russia] M.N.Jepshtejn. Sankt-Peterburg: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2019, www.litres.ru/mihail-epshteyn/postmodernizm-v-rossii/. Accessed 1 June 2022. (In Russian)
Epstein, Mikhail. Proektivnyj slovar gumanitarnyh nauk [Projective Dictionary of the Humanities] 2017. www.e-reading.club/bookreader.php/1052218/mihail-epshteyn-proektivnyy-slovar-gumanitarnyh-nauk.html. Accessed 14 June 2022. (In Russian)
Ermisheva, Margarita. Zvuk kak plasticheski-smyslovoe vyrazhenie idei televizionnogo dokumental'nogo fil'ma. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata iskusstvovedenija [Sound as a Plastic-Semantic Expression of the Idea of a Television Documentary]. 2010. Moscow, Institute for Advanced Studies Workers of Television and Radio Broadcasting, PhD Thesis, www.static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004639360.pdf. Accessed 29 June 2022. (In Russian)
Film “Bratya i ptitsy.” [“Brothers and Birds.”] Russian Bird Conservation Union, 3 March, 2014, www.rbcu.ru/news/26355/. Accessed 29 June 2022. (In Russian)
Goldovskaja, Marina. “Zhenshhina s kinoapparatom” [“Woman with movie camera.”] Iskusstvo kino, no. 6, 1991, pp. 70–77.
Harari, Yuval. Sapiens: Kratkaja istorija chelovechestva [Sapiens: a Brief History of Humankind], Moscow, Sindbad, 2021. (In Russian)
Kingsnorth, Paul, Dougald Hine. “The Manifesto.” The Dark Mountain Projekt. 2022. https://dark-mountain.net/about/manifesto/. Accessed 29 January 2022.
Korinfskiy, Apollon. Narodnaja Rus'. Kruglyj god skazanij, poverij, obychaev i poslovic russkogo naroda [People's Russia. All Year Round Legends, Beliefs, Customs And Proverbs Of The Russian People]. Smolensk, Rusich, 1995. (In Russian)
Leontiev, Aleksey. “Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya v 2-h tomah. Nekotorye problemy psihologii iskusstva” [Selected Psychological Works in 2 Volumes. Some Problems of the Psychology of Art], vol. 1, 1983, pp. 230–238 (In Russian)
Mitroshenkov, Oleg. “Prostranstvo i fenomenologija duhovnoj situacii cheloveka v sovremennom mire.” [“Space and Phenomenology of The Spiritual Situation of Man in The Modern World.”] Voprosy socialnoy teorii: Nauchnyj almanah [Questions of Social Theory: Scientific almanac], vol. 4, 2012, pp. 174–194. (In Russian)
Miyazawa, Kenji. Zvezda kozodoya [Nightjar Star]. Translated from English by Ekaterina Ryabova. Giperion, 2009. (In Russian)
Morton, Timothy. Being Ecological. Massachusetts, The MIT Press Cambridge, 2018.
Obozova, Tatiana. Conversation with Nadezhda Berkova. Moscow–Almaty, 17 May 2022. (In Russian)
Propp, Vladimir. Istoricheskie korni volshebnoj skazki [The Historical Roots of Fairy Tales]. St. Petersburg, Piter, 2022. (In Russian)
Propp, Vladimir. Pojetika folklora [Poetics of Folklore]. Moscow, Labyrint, 1998. (In Russian)
Prozhiko, Galina. Koncepciya realnosti v jekrannom dokumente [The Concept of Reality in the Screen Document]. Moscow, VGIK, 2004. (In Russian)
Roshal, Lev. Mir i igra [World and game]. Moscow, Iskusstvo, 1973. (In Russian)
Seed, John, et al. Dumaja kak gora: na puti k Sovetu vseh sushhestv [Thinking Like a Mountain: Towards a Council of All btings]. Trans. from English by Igor Ovchinnikov, Ivan Timofeyev. Moscow, Soviet-American initiative/Golubka, 1992. (In Russian)
Shergova, Kseniya. Stanovlenie zhanrov dokumentalnogo telekino (1960-e – nachalo 2000-h gg. [Formation of Genres of Documentary Telecinema (1960s – early 2000s)] Moscow, Akademiya mediaindustrii. 2016. (In Russian)
Trukhina, Aleksandra. Avtor i geroj v sovremennom rossijskom dokumental'nom kino [Author and Hero in Modern Russian Documentary Cinema]. 2017. Moscow, S. A. Gerasimov All-Russian State Institute Cinematography, PhD Thesis, www.dissercat.com/content/avtor-i-geroi-v-sovremennom-rossiiskom-dokumentalnom-kino. Accessed 29 June 2022. (In Russian)
Tsikhanovich, Sergey. Conversation with Nadezhda Berkova. St. Petersburg–Almaty, 8 April 2022. (In Russian)
Turner, Luke. “Metamodernist. Manifesto.” 2011, www.metamodernism.org/. Accessed 14 June 2022.
Vermeulen, Timoty, and Robin van den Akker. “Notes on Metamodernism” Aestetics & Cilture, vol. 2, 2010.
Vishnevskiy, Vasiliy. Ptitsy Moskvy i Podmoskov'ja: Polnyj opredelitel. [Birds of Moscow and Moscow region: Complete guide]. Moscow, Fiton ХХI, 2017. (In Russian)
Zurkova, Marina. “7-ja Moskovskaja bienalle. Mezokosm.” [“7th Moscow Biennale. Mesocosm.”], www.iskusstvo-info.ru/7-ya-moskovskaya-biennale-sovremennogo-iskusstva-marina-zurkov-mezokosm/. Accessed 29 January 2022. (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.