От идентичности к экологии в новом болгарском кино: уникальный случай “Ага” (2018) и поэтика ледяной пустоши

Авторы

  • Андроника Мартонова Институт искусствознания Болгарской академии наук https://orcid.org/0000-0002-5304-4408

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v7i3.595

Аннотация

После перестройки, падения Берлинской стены, развала СССР и социалистического блока болгарское посттоталитарное кино стоит на новом пути и контекстах в среде широкого восточноевропейского или балканского кино. Киноартефакт предлагает уникальную возможность не только интерпретировать чужой мир, но и переосмыслить собственные культурные ценности. Вопрос диалога идентичностей в мировом и современном кинопроцессе, безусловно, чрезвычайно интересен, сложен и многогранен.В настоящем исследовании акцентируется внимание на всемирно признанном проекте копродукции – полнометражном фильме «Ага» (2018, режиссер Милко Лазаров, Болгария – Германия – Франция, 96`), снятом в Республике Саха (Якутия). Определенно, это что-то абсолютно новое для отечественного кинематографа – реализовывать оригинальные темы и сюжеты на болгаро-азиатской оси, вводить совершенно неиспользованных, привлекательных персонажей, часто даже в совершенно неболгарской культурной среде. Этот фильм является одним из лучших болгарских фильмов, снятых с 1989 года. Очень важным аспектом в «Аге» является не только тема инаковости, но и сильное воздействие на окружающую среду.Анализ показывает, что фильм Лазарова не является чисто или только экологическим, а универсален как экранные предложения. «Ага» затрагивает фундаментальные и общечеловеческие категории. Через язык закрытого инуитского сообщества, своего рода микрокосма, говорит с мировым сообществом – макроуровнем.

Ключевые слова:

болгарское кино, постсоциализм, идентичность, миграция, новые режиссеры, инаковость, азиатские персонажи, экология, символизм, глобализация, традиционные ценности

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Андроника Мартонова, Институт искусствознания Болгарской академии наук

Доктор философии, ассоциированный профессор, заведующая кафедрой экранного искусства

Библиографические ссылки

Appadurai, Arjun. Modernity At Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, University of Minnesota Press, 1996.

Bozheyeva, Aibarsha. “Post-Totalitarian Documentary Film: the Period as Viewed by Directors.” Post-totalitarian Cinema in Eastern European Countries – Models and Identities by Nadezhda Marinchevska. Sofia, Institute of Art Studies, 2019, р. 135–152 .

Bratoeva-Darakchieva, Ingeborg. Balgarsko igralno kino: ot “Kalin Orelat” do Missiya “London’” [Bulgarian Feature Cinema: from “Kalin the Eagle” to Mission “London”]. Sofia, Institute of Art Studies, 2013. (In Bulgarian)

Eco-Trauma Cinema, edited by Anil Narine. New York, Routledge, 2015.

Hansen-Kokoruš, Renate. “The Image of the Stranger in Post-Yugoslav Films.” Contemporary Southeastern Europe, vol. 4, no. 2, 2017, рp. 141–151. DOI: 10.25364/02.4:2017.2.9.

Ivakhiv, Adrian J. Ecologies of the Moving Image: Cinema, Affect, Nature. Kitchener-Waterloo (ON), Wilfred Laurier University Press, 2013.

Lučić, Krunoslav. “The Representation of Minorities in Contemporary Croatian Film.” Umjetnost riječi – Časopis za znanost o književnosti, izvedbenoj umjetnosti i filmu [The Art of Words. Journal of Literary, Theatre and Film Studies], no. 3–4, 2016, pp. 231 – 260.

Màrtonova, Andronika. Mezhdu migratsiya i usednalost: yekzotichniyat drug i novoto balgarsko kino [Between Migration and Sedentariness: the Exotic Otherness and New Bulgarian Cinema]. Sofia, Institute of Art Studies, 2021. (In Bulgarian)

Mechkov, Boril. “Migratsiyata i ksenofobiyata vav fokusa na yekrannite izkustva” [“Migration and Xenophobia in the Focus of the Screen arts.”] Godishnik na departament ‘Masovi komunikatsii” [Yearbook of the Department of ‘Mass Communications]. Sofia, New Bulgarian university, 2015, pp. 169–201. (In Bulgarian)

Naydenova, Vera. “V tarsene na Àga. Razgovor mezhdu Vera Naydenova i Milko Lazarov.” [“In search of Àga. Conversation between Vera Naydenova and Milko Lazarov.”] Kino [Cinema], no. 3–4, 2018, pp. 11–16. (In Bulgarian)

Rucker-Chang, Sunnie T. “Filmic Representations of the Chinese Presence in Serbia, Croatia, Bosnia and Slovenia.” Chinese Migrants in Russia, Central Asia and Eastern Europe, edited by Felix B. Chang, Sunnie T. Rucker-Chang. London/ New York, Routledge, 2012, pp. 199–220.

Staykov, Aleksander . “Dinamikata na globalnoto i lokalnoto v novoto balgarsko igralno kino. Ot ‘Vazvisheniye ’ do ‘Àga’.” [“The Dynamics of the Global and the Local in the New Bulgarian Feature Cinema. From Heights to Àga.”] Problemi na izkustvoto, no. 4, 2018, pp. 9–12. (In Bulgarian)

Загрузки


Number of views: 113

Опубликован

2022-09-25

Как цитировать

Андроника Мартонова. «От идентичности к экологии в новом болгарском кино: уникальный случай “Ага” (2018) и поэтика ледяной пустоши». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 3, 2022 г., с. 15–25, doi:10.47940/cajas.v7i3.595.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons