Экологические, природные и техногенные катастрофы, отраженные в казахском экодокументальном кино

Авторы

  • Бауыржан Абдыкасымов Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова https://orcid.org/0000-0002-8263-0887
  • Аида Машурова Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова https://orcid.org/0000-0002-2854-4531

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v7i3.603

Аннотация

Предметом данного исследования являются экологические, природные и техногенные катастрофы, отраженные в казахском экодокументальном кино. Цель статьи – рассмотрение экологического состояния Казахстана сквозь призму национальной экодокументалистики.Исследования проведены на материалах национального кинематографического искусства Республики Казахстан XX–XXI вв. Методологическая основа статьи состоит из теоретического, визуального, историко-киноведческого, фильмического, сравнительно-сопоставительного анализа, классификации и категоризации, SWOT-анализа.Казахстан так же, как и другие страны, переживает тяжелый экологический кризис. Одной из важнейших проблем является бывший Семипалатинский полигон и последствия испытаний ядерного оружия. Неправильное управление ирригационными проектами привело к падению уровня Аральского моря вплоть до его исчезновения. Высыхание Арала навсегда изменило климат в этом районе, что привело в негодность миллионы гектаров земли. Загрязнение воздуха в Казахстане – еще одна серьезная экологическая проблема. Яркий пример тому – плотный смог, который накрывает большие города, такие как Нур-Султан, Алматы, Семей, Усть-Каменогорск, Караганды и другие. Природа нашей страны также подвергается нападкам со стороны человека, некоторые виды животных – архары, снежный барс, тигры, сайгаки, рыбы, птицы и насекомые, растения разных видов – находятся под угрозой исчезновения. Все эти события экологического характера локального масштаба имеют свою историю, и они должны быть показаны всему миру сквозь призму экодокументального кино.Учитывая все вышеуказанные проблемы, можно сделать вывод о том, что использование кинематографических материалов как основы данного исследования является действительно актуальным, если учесть, что кинематограф оказывает большое влияние на сознание как отдельного индивида, так и общества в целом. Через призму искусства кино люди выражают свои эмоции, сокровенные тайны и желания, кинематограф может отвечать на поставленные общественностью вопросы, формировать видение мира и сознание человека. В этой связи кино позволяет взглянуть на вышекуазанные проблемы людей со стороны, оценить ущерб и дать прогноз непоправимого урона.

Ключевые слова:

экология, техногенный, искусство, катастрофа, кинематограф, экодокументалистика, экотуризм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Бауыржан Абдыкасымов, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

Магистр искусств, преподаватель кафедры истории и теории кино

Аида Машурова, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

PhD, старший преподаватель кафедры истории и теории кино

Библиографические ссылки

Baker, Djoymi. “The Face of the Environment: Environmental Human Rights on Screen.” Studies in Documentary Film, 2021, pp. 1–13 DOI: 10.1080/17503280.2021.1940433.

Berglez, Peter, and Olausson Ulrika. “Climate Irresponsibility on Social Media. A Critical Approach to “High-Carbon Visibility Discourse.” Social Semiotics, vol. 1, 2021, pp. 1–15. DOI: 10.1080/10350330.2021.1976053.

Berkova, Nadezhda. Kazahstanskoe neigrovoe kino o vzaimodejstvii prirody i obshchestva [Kazakh Non-Fiction Film About the Interaction of Nature and Society]. Almaty, Deluxe, 2016. (In Russian)

Bulfin, Ailise. “Popular Culture and the ‘New Human Condition’: Catastrophe Narratives and Climate Change.” Global and Planetary Change, no. 156, 2017, pp. 140–146. DOI: 10.1016/j.gloplacha.2017.03.002.

Cassegård, Carl, and Håkan Thorn. “Toward a Postapocalyptic Environmentalism? Responses to Loss and Visions of the Future in Climate Activism.” Environment and Planning E: Nature and Space, vol. 1 (4), pp. 561–578. DOI: 10.1177/2514848618793331.

Chu, Kiu-wai. “Ecocinema.” Journal of Chinese Cinemas, vol. 10, no. 1, 2016, pp. 11–14. DOI: 10.1080/17508061.2016.1142728.

Culloty, Eileen, and Brereton Pat. “Eco-film and the Audience: Making Ecological Eense of National Cultural Narratives.” Applied Environmental Education & Communication, vol. 16, no. 3, 2017, pp. 139–148, DOI: 10.1080/1533015X.2017.1322011.

Eileen, Culloty, et al. “Researching Visual Representations of Climate Change.” Environmental Communication, vol. 13 (2), 2019, pp. 179–191. DOI: 10.1080/17524032.2018.1533877.

Fagan, Madeleine. “Who’s Afraid of the Ecological Apocalypse? Climate Change and the Production of the Ethical Subject.” The British Journal of Politics and International Relations, vol. 19 (2), 2017. pp. 225–244. DOI: 10.1177/1369148116687534.

Guaido, Aristarco. Istoriya teorij kino [History of Film Theory]. Moscow, Iskusstvo, 1966. (In Russian

Holm, Poul, and Travis Charles. “The New Human Condition and Climate Change: Humanities and Social Science Perceptions of Threat.” Global and Planetary Change, no. 156, 2017, pp. 112–114. DOI: 10.1016/j.gloplacha.2017.08.013.

Kalymbek, Bakytzhan, et al. “The Effect of Digitalization on Environmental Safety.” Journal of Environmental Management and Tourism, vol. 12 (5), 2021. pp. 1299–1306. DOI: 10.14505//jemt.12.5(53).15.

Lee, Harry. “Internal Wars in History: Triggered by Natural Disasters or Socio-Ecological Catastrophes?” The Holocene, vol. 28 (7), 2018, pp. 1071–1081. DOI: 10.1177/0959683618761549.

Mozakov, Dmitriy. Ekologicheskaya problematika v kino i televizionnoj dokumentalistike [Environmental Issues in Film and Television Documentaries]. 2016. Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University, Master’s Thesis, www.nauchkor.ru/pubs/

ekologicheskaya-problematika-v-kino-i-televizionnoy-dokumentalistike-587d368b5f1be77c40d591f2. Accessed 10 September 2022. (In Russian)

Nogerbek, Bauyrzhan. Ekranno-folklornye traditsii v kazahskom igrovom kino [Screen Folklore Traditions in Kazakh Feature Films]. Almaty, RUAN, 2008. (In Russian)

Nogerbek, Bauyrzhan. Kino Kazahstana [Cinema of Kazakhstan]. Almaty, NPC, 1998. (In Russian)

Nogerbek, Bauyrzhan. Na ekrane “Kazahfilm”. Stati, recenzii, esse, intervju [On the Screen “Kazakhfilm”. Articles, Reviews, Essay, Interview]. Almaty. RUAN, 2007. (In Russian)

Nurmagambetov, Alkuat. Sejsmicheskaya istoriya Almaty [Seismic History of Almaty]. Almaty, LEM, 1999. (In Russian)

Tiberghien, Guillaume, et al. “Authenticating Eco-Cultural Tourism in Kazakhstan: A Supply Side Perspective.” Journal of Ecotourism, vol. 17, 2018, pp. 1–14. DOI: 10.1080/14724049.2018.1502507.

Zacarias, Daniel, and Rafael Loyola. “How Ecotourism Affects Human Communities.” Ecotourism’s Promise and Peril. Springer, vol. 9, 2017, pp. 133–151. DOI: 10.1007/978-3-319-58331-0_9.

Загрузки


Number of views: 341

Опубликован

2022-09-25

Как цитировать

Бауыржан Абдыкасымов, и Аида Машурова. «Экологические, природные и техногенные катастрофы, отраженные в казахском экодокументальном кино». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 3, 2022 г., с. 44–60, doi:10.47940/cajas.v7i3.603.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons