Интерпретация природного наследия в современном искусстве Казахстана

Авторы

  • Екатерина Резникова Государственный музей искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева https://orcid.org/0000-0001-7928-5982

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v7i3.607

Аннотация

Критическое состояние природных ресурсов планеты побуждает общество задуматься о предотвращении возможной грядущей катастрофы. Художники, глашатаи болевых точек социума, фокусируются на проблеме сохранения природного наследия, экологичности, раскрытии перманентно обостряющегося конфликта человека и окружающего его мира. Озабоченность проблемами окружающей среды возникает как реакция на отчуждение человека от мира, природы, самого себя, что есть сущностный признак нашей цивилизации. Использование новых инструментов, методов и технологий, вариативность художественных средств и разнообразной языковой стилистики определяет специфику произведений художников современного искусства Казахстана, образующих в совокупности отдельное художественное явление. Генеральной линией феномена становятся трансформации природного наследия, художественное осмысление онтологической сущности и взаимосвязи человека и природы. Целью статьи является анализ ряда произведений современного искусства Казахстана для выявления характерных для современности тенденций в художественной интерпретации природного наследия и, шире, на раскрытии онтологических законов арт-процесса сегодняшних реалий. В фокусе исследования – ключевые фигуры казахстанского contemporary art, известные и востребованные за рубежом: Рустам Хальфин, Елена и Виктор Воробьевы, Ербосын Мельдибеков, Алмагуль Менлибаева, Сауле Сулейменова, Молдакул Нарымбетов, Сакен Нарынов и другие. Анимизм природных объектов, использование нехудожественных и отработанных предметов в качестве художественных материалов, обращение к архаическому культу обожествленияприродных сил, актуализация принципов современного искусства становятся характерными трендами современного арт-процесса. Обзор ряда проектов позволяет раскрыть многообразие подходов в трактовке данного явления – от экологического и метафизического до социологического и геополитического. Антропологическая составляющая круга рассматриваемых произведений формирует воспроизведение природного наследия в современном искусстве Казахстана в виде мифологизирующего начала природного материала, внутреннего конфликта человека и окружающей его среды, актуализации экологических проблем в контексте современных реалий.

Ключевые слова:

антропоморфизм, современное искусство Казахстана, природное наследие, экологичность, арт-объекты, природные материалы, художественная интерпретация, мурал

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Екатерина Резникова, Государственный музей искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева

Кандидат искусствоведения, ученый секретарь, заслуженный деятель Казахстана

Библиографические ссылки

Список источников

Актуально об актуальном: сборник статей о современном искусстве. Составитель Елизавета Малиновская, Алматы, ОО АИК, 2000.

Барманкулова, Баян. История искусств Казахстана. В 3-х т. Том 3: Живопись, графика, скульптура. Алматы, Онер, 2011.

Батурина, Ольга. Пейзажная живопись Казахстана. Алматы, Арекет, 2009.

Воробьева, Елена, и Виктор Воробьев. Художник спит: каталог. Организатор Aspan Gallery, Музей искусств имени А. Кастеева, Алматы, 2015.

Габитов, Турсын, и Самал Каупенбаева. «Экологическая культура и наследия охраны природы казахского народа». Вестник КазНУ имени аль-Фараби. Серия политологии, философии, культурологии, № 4 (45), 2013, с. 37–45, bulletin-philospolit.kaznu.kz/index.php/1-pol/article/view/786.

Ергалиева, Райхан. Феномен степи в живописи. Монография. Алматы, Арда, 2008.

Ибраева, Валерия. Бахыт Бапишев. Серия «Современные художники Казахстана». Алматы, Фонд Сорос – Казахстан, 1995.

Карако, Пётр. «Экологическая эстетика: становление, сущность и роль в оптимизации социоприродных взаимоотношений». Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук, № 2, 2010, c. 31–46, www.cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-estetika-stanovlenie-suschnost-i-rol-voptimizatsii-sotsioprirodnyh-vzaimootnosheniy. Дата доступа 15 августа 2022.

Кожахметов, Дастан. Точка становится кругом, или Темные призраки светлого будущего: каталог персональной выставки Ербосына Мельдибекова. Алматы, 2021.

Мортон, Тимоти. Стать экологичным. Москва, Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019.

Невлютов, Марат. «Экологическое искусство как стратегия трансформации города». Артикульт. Научный электронный журнал, № 2 (22), 2016, с. 61–70, www.cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-iskusstvo-kak-strategiya-transformatsiigoroda. Дата доступа 14 августа 2022.

Ростова, Наталья. «Экология в перспективе эстетики и антиантропоцентризма». Философия и общество, № 2 (95), 2020, с. 155–158.

Энциклопедия снов: Современное искусство Казахстана из коллекции Ричарда Спунера. Алматы, 1999.

References

Aktualno ob aktualnom: Sbornik statey o sovremennom iskusstve [Topical about Topical: Collection of Articles on Contemporary Art]. Composed by Evgeniya Malinovskaya, Almaty, OO AIK, 2000. (In Russian)

Barmankulova, Bayan. Istoriya iskusstv Kazakhstana [History of arts of Kazakhstan]. Volume 3: Painting, graphics, sculpture. Almaty, Oner, 2011. (In Russian)

Baturina, Olga. Peizazhnaya zhivopis' Kazakhstana [Landscape Painting of Kazakhstan]. Almaty, Areket, 2009. (In Russian)

Vorobyova, Elena, and Viktor Vorobyov. Khudozhnik spit: katalog [The artist sleeps: catalogue]. Аlmaty, Aspan Gallery, 2015. (In Russian)

Gabitov, Tursyn, and Samal Kaupenbaeva. “Ekologicheskaya kul'tura i naslediya okhrany prirody kazakhskogo naroda.” [“Ecological Culture and the Tradition of the Kazakhstan.”] KazNU Bulletin. Philosophy series. Cultural science series. Political science series. No4 (45). 2013, рр. 37–45. https://bulletin-philospolit.kaznu.kz/index.php/1-pol/article/view/786

Ergalieva, Raikhan. Fenomen stepi v zhivopisi [The Phenomenon of the Steppe in Painting]. Almaty, Аrdа, 2008. (In Russian)

Ibrayeva, Valeriya. Bakhyt Bapishev. Seriya “Sovremennye khudozhniki Kazakhstana” [Series “Modern Artists of Kazakhstan”]. Almaty, Fond Soros – Kazakhstan, 1995. (In Russian)

Karako, Pyotr. “Ekologicheskaya estetika: stanovlenie, sushchnost' i rol' v optimizatsii sotsioprirodnykh vzaimootnoshenii.” [“Ecological Aesthetics: Formation, Essence and Role in the Optimization of Socio-Natural Relationships”]. Philosophical sciences, 2010, pp. 31–46. cyberleninka cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-estetika-stanovlenie-suschnost-i-rol-v-optimizatsii-sotsioprirodnyh-vzaimootnosheniy. Accessed 15 August 2022. (In Russian)

Kozhakhmetov, Dastan. Tochka stanovitsya krugom, ili Temnye prizraki svetlogo budushchego: katalog personal'noi vystavki Erbosyna Mel'dibekova [A dot becomes a circle, or Dark ghosts of a brighter future: catalog of Yerbossyn Meldibekov's solo exhibition]. Almaty, 2021. (In Russian)

Entsiklopediya snov: Sovremennoe iskusstvo Kazakhstana iz kollektsii Richarda Spunera [Encyclopedia of Dreams: Modern Art of Kazakhstan from the Richard Spooner Collection]. Almaty, 1999. [In Russian]

Morton, Timothy. Stat ekologichnym [Become Eco-Friendly]. Moscow, Ad Marginem Press, Garage Museum of Contemporary Art, 2019. (In Russian)

Morton, Timothy. Ecology Without Nature: Rethinking Environmental Aesthetics. Harvard University Press. 2007.

Nevlyutov, Marat. “Ekologicheskoe iskusstvo kak strategiya transformatsii goroda.” [“Ecological Art as a Strategy for the Transformation of the City.”] Articult, no. 2 (22), 2016, pp. 61–70, www.cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-iskusstvo-kak-strategiya-transformatsii-goroda. Accessed 14 August 2022.

Rostova, Natalya. “Ekologiya v perspektive estetiki i antiantropotsentrizma.” [“Ecology in the Perspective of Aesthetics and Anti-Anthropocentrism.”] Philosophy and Society, vol. 2, 2020, pp. 155–158. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 547

Опубликован

2022-09-25

Как цитировать

Екатерина Резникова. «Интерпретация природного наследия в современном искусстве Казахстана». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 3, 2022 г., с. 61–75, doi:10.47940/cajas.v7i3.607.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons