Зов природы и человека в балете-поэзии «Пробуждение»
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v7i3.609Аннотация
В Казахстане профессиональное балетное искусство создано в 1934 году. С этого периода казахский танец появляется на сценах театров и концертных площадок. С целью поднятия уровня национального балета Александр Александров (Мартиросьянц) принимает активное участие в создании казахского хореографического училища (1934), в котором позже его ученица Шара Жиенкулова открыла народное отделение (1965), где стали изучать специфические для казахского танца положения и движения рук и ног, вращения, прыжки и так далее. Ш. Жиенкулова систематизировала их в исследовательских поездках по стране в поисках лексики, характерной для казахского танца. На этой основе после постановочных опытов узбекских и русских коллег начали экспериментировать казахские хореографы.Вначале это были народные танцы в драматических спектаклях, спустя какое-то время стали осуществляться постановки балетных спектаклей с использованием движений казахского танца. В рассматриваемом в данной статье спектакле «Пробуждение» казахстанский балетмейстер Дамир Уразымбетов продолжает свои поиски в сфере национального танца, подойдя к жанру балета-поэзии. Можно предположить, что в названии балета заложен полисмысл. Обращаясь к термину «пробуждение», хореограф вещает не только о весне как о времени года. Автор постановки обращается к зрителю, призывая его к пробуждению ото сна, к сохранению природного естества и первозданности жизни. Это также и пробуждение как метафора мышления, где может подразумеваться возвращение к чистому духу, к чистому бытию, лишенному искусственно усложненных образов и соответственно перенасыщенности. Очевидна попытка хореографа уйти от перегрузки сцены ненужными танцу декорациями, излишнего столкновения зрителя с драмой и дать ему возможность вдохнуть, услышать «свежий воздух». Но только ли весны? Может, это есть и предощущение нового течения, жанра в балете Казахстана? Сколько угодно можно размышлять о балете и природе танца. Но не всегда рациональность есть правильное решение, иногда воображение может диктовать больше «высоких» смыслов. Танец способствует появлению присутствия в мире чуда.Ключевые слова:
пробуждение, казахский танец, Дамир Уразымбетов, молодой балет Алма-Аты, ГАТТ РК, балет о природе, казахский балетСкачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Абдоков, Юрий. Музыкальная поэтика хореографии: Пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора. Москва, МГАХ, РАТИ–ГИТИС, 2009.
Аристотель и античная литература. Ответственный редактор Михаил Гаспаров. Москва, Наука, 1978.
Блок, Любовь. Классический танец. История и современность. Ленинград, Искусство, 1987.
Всеволодская-Голушкевич, Ольга. Пять казахских танцев. Алма-Ата, Өнер, 1988.
Евдокименко, Ксения. «Талия и простота». Время, 25 мая 2021, www.time.kz/articles/grim/2021/05/25/taliya-plyus-prostota. Дата доступа 5 июня 2021.
Жуйкова, Людмила. «Хореографическое воплощение кюя Секена Турысбека “Настроение души” в поэтике стиля “Буран бель”». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 2, 2022, с. 112–121. DOI: 10.47940/cajas.v7i2.579.
Молдалим, Тогжан. Беседа с Асией Мухамбетовой. Алматы, 15 апреля 2020.
Молдалим, Тогжан. Беседа с Дамиром Уразымбетовым. Алматы, 25 мая 2021.
Мырзагалиева, Акерке. «В Алматы прошел вечер казахской хореографии». Вечерний
Алматы, 29 мая 2021, www.vecher.kz/v-almati-proshel-vecher-kazakhskoy-khoreografii. Дата доступа 5 июня 2021.
Фишер-Лихте, Эрика. Эстетика перформативности. Москва, Канон-плюс, 2015.
Хогарт, Уильямс. Анализ красоты. Перевод с английского Полины Мелковой. Ленинград, Искусство, 1987.
References
Abdokov, Yuriy. Muzykalnaya poetika khoreografii: Plasticheskaya interpretatsiya muzyki v khoreograficheskom iskusstve. Vzglyad kompozitora [Musical Poetics of Choreography: Plastic Interpretation of Music in Choreographic Art. Composer's Opinion]. Moscow, MGAKh, RATI–GITIS, 2009. (In Russian)
Aristotel i antichnaya literatura [Aristotle and Ancient Literature]. Edited by Mikhail Gasparov. Moscow, Nauka, 1978.
Blok, Lyubov. Klassicheskii tanets. Istoriya i sovremennost [Classic Dance. History and Modernity]. Leningrad, Iskusstvo, 1987. (In Russian)
Evdokimenko, Kseniya. “Taliya i prostota.” [“Waist and Simplicity.”] Vremya [Time], 25 May 2021, www.time.kz/articles/grim/2021/05/25/taliya-plyus-prostota. Accessed 5 June 2021. (In Russian)
Fischer-Lichte, Erika. Estetika performativnosti [The Aesthetics of the Performativness]. Moscow, Kanon-plyus, 2015. (In Russian)
Hogarth, William. Analiz krasoty [The Analysis of Beauty]. Transl. from English by Polina Melkova. Leningrad, Iskusstvo, 1987. (In Russian)
Moldalim, Togzhan. Conversation with Assiya Mukhambetova. Almaty, 15 April 2020. (In Russian)
Moldalim, Togzhan. Conversation with Damir Urazymbetov. Almaty, 25 May 2021. (In Russian)
Myrzagaliyeva, Akerke. “V Almaty proshel vecher kazakhskoi khoreografii.” [“An evening of Kazakh Choreography was Held in Almaty.”] Vechernii Almaty [Evening Almaty], 29 May 2021, www.vecher.kz/v-almati-proshel-vecher-kazakhskoy-khoreografii. Accessed 5 June 2021. (In Russian)
Vsevolodskaya-Golushkevich, Olga. Pyat kazakhskikh tantsev [Five Kazakh Dances]. Alma-Ata, Oner, 1988. (In Russian)
Zhuikova, Lyudmila. “The Choreographic Embodiment of Seken Turysbek’s ‘The Soul Existence’ Kyui in Poetics of the Buran Bel Style.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 7, no. 2, 2022, pp. 112–121. DOI: 10.47940/cajas.v7i2.57. (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.