Поэтические символы в современном феминистическом кино Казахстана

Авторы

  • Камила Габдрашитова Казахский национальный университет искусств
  • Назира Мукушева Казахский национальный университет искусств

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v8i1.614

Аннотация

Изучение феминистического кино в казахском кинематографе не является популярной темой вследствие спорного понимания термина «феминистическое кино». Есть некоторое предубеждение, что данное понятие чуждо национальному кинематографу, поэтому не стоит изучения. В статье анализируются фильмы, связанные с выражением женского кинематографа с разных ракурсов. В частности, авторы опирались на знаменитое эссе Лауры Малви «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф». В данном исследовании были осуществлены следующие виды анализа: сравнительный, исторический и фильмический. Первый вид анализа помог найти схожие точки зрения между казахским и зарубежным кинематографом. К примеру, приводятся исследования фильмов болгарского, канадского и британского кинематографов. Исторический анализ был использован в разрезе темы на предмете истории казахского кино. Достаточное количество интересных фильмов и сильных героинь было проанализировано благодаря данному методологическому подходу. Фильмический анализ раскрыл содержательную, тематическую и идейную составляющие казахских фильмов с 90-х годов прошлого века до кинокартин современного кинопроцесса. Обнаружены интересные поэтические символы в современных кинокартинах. В ходе обсуждения и подведения итогов исследования был проведен анализ, начиная с первых казахских фильмов «Райхан» и «Амангельды», определено место женских образов в исторических, историко-революционных, историко-биографических фильмах. Изменение и переосмысление женских героинь в фильмах периода застоя, казахской новой волны, кинематографа независимости и новых фильмах современных режиссеров рассмотрено в разделе «Результаты». В заключении работы сделаны выводы, определяющие место феминистического кино в казахском кинематографе. Тематика феминистического кино отражается в определенном наборе интересных приемов киноязыка, не последнюю роль в котором играют поэтические мотивы.

Ключевые слова:

феминистическое кино, казахское кино, Лаура Малви, поэтическое кино, Шарипа Уразбаева, Айжан Касымбек, Адильхан Ержанов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Камила Габдрашитова, Казахский национальный университет искусств

Магистр искусств, докторант 2-го курса, старший преподаватель кафедры искусствоведения

Назира Мукушева, Казахский национальный университет искусств

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения

Библиографические ссылки

Список источников

Akser, Murat. “Nation, Genre and Female Performance in Canadian Cinema.” CINEJ Cinema Journal, vol. 2, no. 2, 2013, pp. 149 – 166. DOI: 10.5195/cinej.2013.72.

Barrett, Ciara. “The Feminist Cinema of Joanna Hogg: Melodrama, Female Space, and the Subversion of Phallogocentric Metanarrative.” Alphaville: Journal of Film and Screen Media, issue 10, 2015, pp. 129–144. DOI: 10.33178/alpha.10.08.

Màrtonova, Andronika. “From Identity to Ecology in the New Bulgarian Cinema: the Unique Case of Àga (2018) and the Poetics of the Icy Wasteland”. Central Asian Journal of Art Studies, vol. 7, no. 3, 2022, pp. 15–25. DOI: 10.47940/cajas.v7i3.595.

Mashurova, Aida, et al. “The Creation of Female Characters in Works of Art of the Uighur Classics.” Asian Social Science, vol. 11, no. 19, 2015, pp. 159–167. DOI: 10.5539/ass.v11n19p159.

Mulvey, Laura. “Looking at the Past from the Present: Rethinking Feminist Film Theory of the 1970s.” Signs, vol. 30, no. 1, 2004, pp. 1286–1292. DOI: 10.1086/421883.

Абикеева, Гульнара. Казахская новая волна. Алматы, Центр современной культуры «Целинный», 2021.

Малви, Лаура. «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф». Антология гендерной теории. Перевод с английского Альмиры Усмановой, редакторы-составители Елена Гапова и Альмира Усманова. Минск, Пропилеи, 2000, с. 280–296.

Наурзбаева, Зира. Вечное небо казахов. 3-е изд., перераб. и доп. Алматы, OTUKEN, 2021.

Нөгербек, Бауыржан. «Көшпенділер / «Nomad» – тинейджерлерге арналған фильм». Кинотанушы Бауыржан Нөгербек, құраст. Гулжаһан Бекхожина, Баубек Нөгербек. Перевод статьи на казахский язык Сакена Ногербека. Алматы, Қазақ университеті баспа үйі, 2020.

Эльзессер, Томас, и Мальте Хагенер. Теория кино. Глаз, эмоции, тело. Перевод с английского Сергея Афонина, Инны Кушнаревой и др., редакторы Алексей Артамонов, Андрей Карташов, научный редактор Михаил Степанов. Санкт-Петербург, Сеанс, 2021.

References

Abikeyeva, Gulnara. Kazakhskaya novaya volna [Kazakh New Wave]. Almaty, Tselinnyiy contemporary culture center, 2021. (In Russian)

Akser, Murat. “Nation, Genre and Female Performance in Canadian Cinema.” CINEJ Cinema Journal, vol. 2, no. 2, 2013, pp. 149–166. DOI: 10.5195/cinej.2013.72.

Barrett, Ciara. “The Feminist Cinema of Joanna Hogg: Melodrama, Female Space, and the Subversion of Phallogocentric Metanarrative.” Alphaville: Journal of Film and Screen Media, no. 10, 2015, pp. 129–144. DOI:10.33178/alpha.10.08.

Elsaesser, Thomas, and Hagener, Malte. Teoriya Kino. Glaz, Emotsii, Telo [Film Theory: An Introduction through the Senses]. Transl. from English by Sergey Afonin. Saint¬-Petersburg, Seans, 2021. (In Russian)

Martonova, Andronika. “From Identity to Ecology in the New Bulgarian Cinema: the Unique Case of Àga (2018) and the Poetics of the Icy Wasteland.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 7, no. 3, 2022, pp. 15–25. DOI: 10.47940/cajas.v7i3.595.

Mashurova, Aida, et al. “The Creation of Female Characters in Works of Art of the Uighur Classics.” Asian Social Science, vol. 11, no. 19, 2015, pp. 159–167. DOI: 10.5539/ass.v11n19p159.

Mulvey, Laura. “Looking at the Past from the Present: Rethinking Feminist Film Theory of the 1970s.” Signs: Journal of Women in Culture and Society, vol. 30, no. 1, 2004, pp. 1286–1292. DOI: 10.1086/421883.

Mulvey, Laura. Vizualnoye udovolstviye i narrativnyy kinematograf [Visual Pleasure and Narrative Cinema]. Transl. from English by Almira Usmanova. Minsk, Propilei, 2000. (In Russian)

Naurzbayeva, Zira. Vechnoye nebo kazakhov [The Eternal Sky of the Kazakhs]. Almaty, Otuken, 2021. (In Russian)

Nogerbek, Bauyrzhan. “‘Kөshpendіler’ – tineydzherlerge arnalgan film.” [“Nomad – Teen Movie.”] Kinotanushy Bauyrzhan Nөgerbek [Film Critic Bauyrzhan Nogerbek] by Gulzhaһan Bekkhozhina, Trans. from Russian by Baubek Nogerbek, Almaty, Qazaq Universiteti, 2020. (In Kazakh)

Загрузки


Number of views: 228

Опубликован

2023-03-20

Как цитировать

Камила Габдрашитова, и Назира Мукушева. «Поэтические символы в современном феминистическом кино Казахстана». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 1, 2023 г., с. 30–48, doi:10.47940/cajas.v8i1.614.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons