Компьютерные и медиатехнологии в казахстанском независимом кинематографе

Авторы

  • Серик Абишев Университет Туран

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v7i4.621

Аннотация

В статье анализируется опыт применения новых компьютерных и медиарешений в независимом кинематографе Казахстана в контексте мирового опыта. Путем изучения средств воплощения художественных замыслов автор предпринимает попытку обобщитьи структурировать опыт наиболее успешных  кинопроектов и спроецировать его на ситуациюв независимом малобюджетном кинематографе Казахстана на примере «партизанского кино».Целью исследования является систематизация актуальных для мирового кинематографатенденций использования компьютерных и медиатехнологий и сопоставление их с темипрактиками, что сегодня можно наблюдать в независимом кино Казахстана. Работа охватывает широкий спектр задач, позволяющих подробно и под разными ракурсами изучить круг современных компьютерных и медиасредств, применяемых для реализации кинопроектов. В исследовании приводятся примеры наиболее удачных экспериментов и предлагаются авторские решения для применения новых технологий в решении творческих задач, а также анализируется состояние казахстанского независимого кинематографа как проводника современных компьютерных и медиатехнологий. Определены ключевые сходства и расхождения отечественных и мировых кинопроцессов в сфере работы со средствами цифрового кинопроизводства. Используя ревизионистский метод, автор применил принцип купирования хронологических рамок для тщательного рассмотрения новшеств последних 30 лет, что коррелируется с хронологическими рамками формирования среды для расцвета независимого авторского кино. Также с помощью рационального подхода применительно к рассматриваемым компьютерным и медиатехнологиям оценена степень их доступности и простоты освоения.Особое внимание в работе уделено практическому применению новых цифровыхтехнологий и вариантам их осмысления в качестве инструментов реализации авторскихпроектов. Сопрягая теорию кино с практикой современного кинопроизводства, автор предпринимает попытку представить процесс технологического оснащения и творческого осмысления фильма как симбиоз, обладающий колоссальным художественным потенциалом. Подобные оригинальные подходы весьма актуальны в контексте международных исследований в области кино и могут быть в дальнейшем адаптированы широким сообществом исследователей к другим областям культуры. Опираясь на богатый практический опыт съемок и продюсирования независимого кино, автор новаторски разрабатывает выбранную тему прежде всего с позиции практического применения её наработок и выводов. Таким образом, выводы работы могут оказаться востребованы как независимыми кинематографистами, так и профессиональными киноведами.

Ключевые слова:

независимое кино, цифровая техника, компьютерные технологии, искусственный интеллект, нейросеть, медиатехнологии

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Серик Абишев, Университет Туран

Магистр искусствоведения, старший преподаватель факультета цифровых технологий и искусства высшей школы “Turan Film Academy”, вице-президент АО «Казахфильм» имени Шакена Айманова

Библиографические ссылки

Anker, Kathrine. “Making Wes Anderson’s Isle of Dogs with the Canon EOS-1D X.” Canon Georgia, 26 April 2018, www.canon.ge/pro/stories/making-isle-of-dogs. Accessed 5 October 2022.

Dalton, Stephen. “‘The Endless’: Film Review.” The Hollywood Reporter, 23 September 2017, www.hollywoodreporter.com/movies/movie-reviews/endless-review-1042527. Accessed 5 October 2022.

Duckworth, Adam, and Kathrine Anker. “The Making of Netflix’s Icarus: the Canon Cameras Behind the Oscar-Winning Sports Doping Documentary.” Canon Georgia, 1 August 2017, www.canon.ge/pro/stories/cameras-behind-netflix-icarus. Accessed 5 October 2022.

“How Stop-Motion Movies Are Animated At The Studio Behind ‘Missing Link’.” YouTube, uploaded by Insader, 30 October 2019, www.youtu.be/p5SygzMSLhM. Accessed 5 October 2022.

Huiliang, Zhao. “A Machine Learning based Sentiment Analysis of Online Product Reviews with a Novel Term Weighting and Feature Selection Approach.” Information Processing & Management, vol. 58, no. 5, 2021. DOI: 10.1016/j.ipm.2021.102656.

Kendricken, Dave. “From Microscopic to Cosmic: The Fittingly Organic VFX of ‘The Fountain’ & ‘The Tree of Life.’” No Film School, 6 May 2013, www.nofilmschool.com/2013/05/microscopic-cosmic-organic-vfx-fountain-tree-life. Accessed 5 October 2022.

Kirby, Jennifer. Digital Space and Embodiment in Contemporary Cinema: Screening Composite Spaces. Abingdon, Routledge, 2022. (In Russian)

Koehler, Robert. “Hell and Back Again.” Variety, 24 December 2011, www.variety.com/2011/film/markets-festivals/hell-and-back-again-1117944400. Accessed 5 October 2022.

Massuet, Jean-Baptiste. “Caméra portée et images de synthèse: vers une ‘portabilité augmentée?’ Le cas de la SimulCam d’Avatar de James Cameron.” Cinémas, vol. 30, no. 1, 2022, pp. 107–126. DOI: 10.7202/1092308ar.

Phillips, Michael. “’Unsane’ Review: ‘The Crown’s’ Claire Foy Takes a Stroll Down Shock Corridor.” Chicago Tribune, 22 March 2018, www.chicagotribune.com/entertainment/movies/sc-mov-unsane-rev-0320-story.html. Accessed 5 October 2022.

“Premiere Pro Tutorial for Beginners 2022 – Everything You NEED to KNOW!” YouTube, uploaded by Vince Opra, 20 May 2021, youtu.be/jTCxUXGM6tc. Accessed 1 October 2022.

Purtell, Tim. “The Fountain.” Entertainment Weekly, 18 May 2007, www.ew.com/article/ 2007/05/18/fountain-4. Accessed 5 October 2022.

Scott, Mike. “‘Searching for Sugar Man’ review: Part music documentary, party mystery, all inspiration.” The Times-Picayune, 19 October 2012, www.nola.com/entertainment_life/movies_tv/article_40c45286-92f7-5011-8cbe-f4e3a02122b4.html. Accessed 5 October 2022.

Tetik, Tuna. “Desktop Cinema as a New Aesthetic Style in the Post-Pandemic Era: Watching

the Movie through Protagonist’s Computer Screen.” New Communication in the Post-Pandemic Era: Media, Education, and Information. Berlin, Peter Lang, 2022, pp. 131–141.

Xiao-Ling, Wang, et al. “Machine Learning-Enabled Development of Model for Japanese Film Industry.” Security and Communication Networks, vol. 2022, 2022, pp. 763–770. DOI: 10.1155/2022/9872758.

Абикеева, Гульнара. Нациостроительство в Казахстане и других странах Центральной Азии, и как этот процесс отражается в кинематографе. Алматы, ЦЦАК, 2006.

Байгожина, Асия. Мне – 20 лет! (Опыт создания документального фильма от А до Я). Алматы, КазНАИ имени Т. К. Жургенова, 2013.

Бекмамбетов, Тимур, и др. Скринлайф: в поисках нового языка кино. Москва, Альпина Паблишер, 2021.

Васильева, Елена. «Спецэффекты в кино: от иллюзии чуда к иллюзии реальности». Телескоп, № 4 (88), 2011, с. 32–35.

Золотарев, Андрей. «9 книг для изучения мира кино и сторителлинга». Теории и практики, 19 мая 2021, www.theoryandpractice.ru/posts/19032-9-knig-dlyaizucheniya-mira-kino-i-storitellinga. Дата доступа 4 октября 2022.

Климов, Яков. «Феноменология кино: визуальный поворот и кризис содержания». Общество: философия, история, культура, № 6, 2022, с. 232–235, DOI: 10.24158/fik.2022.6.40.

Лумпов, Евгений. «Лекарство от зацикленности». Vosmerka, 19 июля 2018, www.vosmerka.kz/lekarstvo-ot-zatsiklennosti. Дата доступа 5 октября 2022.

Лумпов, Евгений. «Меруерт. Мариям. Шарипа». Vosmerka, 10 марта 2020, www.vosmerka.kz/meruert-mariyam-sharipa. Дата доступа 5 октября 2022.

Матвеева, Мария. «11 бесплатных программ для написания сценариев для Mac и Windows». Filmora, 18 августа 2022, www.filmora.wondershare.com.ru/video-editingtips/free-script-writing-software.html. Дата доступа 4 октября 2022.

Матвеева, Мария. «ТОП-10 лучших программ для создания визуальных эффектов».

Filmora, 18 августа 2022, www.filmora.wondershare.com.ru/video-editing-tips/bestspecial-effects-software.html. Дата доступа 4 октября 2022.

Наурызбай, Гульнар. «Фильм, снятый без бюджета, попал на Каннский кинофестиваль. Как?» The Steppe, 11 мая 2018, www.the-steppe.com/razvlecheniya/film-snyatyy-bezbyudzheta-popal-na-kannskiy-kinofestival-kak. Дата доступа 4 октября 2022.

Ногербек, Бауыржан. На экране «Казахфильм». Алматы, RUAN, 2007.

Пляскина, Надежда. «Мотор! Снято на смартфон!». Время, 4 августа 2020, www.time.kz/articles/grim/2020/08/04/motor-snyato-na-smartfon. Дата доступа 4 октября 2022.

Подберёзный, Кирилл. «Отталкивающие инновации: AI снял очереднуюкороткометражку». K. Fund Media, 15 июня 2018, www.kfund-media.com/ru/ottalkyvayushhye-ynnovatsyy-ai-snyal-ocherednuyu-korotkometrazhku. Дата доступа 3 октября 2022.

Самутина, Наталья. Слово из двух проблемных частей: киноисследования 2010-х о своем ускользающем объекте. Москва, Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010.

Смаилова, Инна. Спор кинокритика с киноврединой по поводу стиля и киноязыка в казахском игровом кино. Астана, [б. и.], 2013.

Строкова, Анна. «Премьера триллера "Яма" карагандинского режиссера состоится в сети». eKaraganda.kz, 4 марта 2022, www.ekaraganda.kz/?mod=news_read&id=115176. Дата доступа 6 октября 2022.

Увальжанова, Алия, и Гульнара Абикеева. Профессия: продюсер. Алматы, RUAN, 2021.

Шайкенова, Айжанa. «Как казахстанский таксист стал кинорежиссером». The Steppe, 18 апреля 2022, www.the-steppe.com/razvlecheniya/ya-pervyy-i-edinstvennyy-v-skokinorezhisser-istoriya-taksista-rezhissera. Дата доступа 4 октября 2022.

Шульга, Павел. «Топ-6 программ для монтажа видео». SeoAkademiya, 6 мая 2022, www.seo-akademiya.com/baza-znanij/kontent/programmyi-dlya-montazha-i-obrabotkivideo. Дата доступа 4 октября 2022.

References

Abikeyeva, Gulnara. Natsiostroitelstvo v Kazakhstane i drugikh stranakh Tsentralnoy Azii, i kak etot protsess otrazhayetsya v kinematografe [Nation-Building in Kazakhstan and Other Countries of Central Asia, and how this Process is Reflected in the Cinema]. Almaty, TSTSAK, 2006. (In Russian)

Anker, Kathrine. “Making Wes Anderson's Isle of Dogs with the Canon EOS-1D X.” Canon Georgia, 26 April 2018, www.canon.ge/pro/stories/making-isle-of-dogs. Accessed 5 October 2022

Baygozhina, Asiya. Mne – 20 let! (opyt sozdaniya dokumentalnogo filma ot A do Ya). [I am 20 years old! (documentary filmmaking experience from A to Z.)]. Almaty, [publisher not specified], 2013. (In Russian)

Bekmambetov, Timur, et al. Skrinlayf: v poiskakh novogo kinoyazyka [Screenlife: in Search of a New Film Language]. Moscow, Alpina Publisher, 2021 (In Russian)

Dalton, Stephen. “‘The Endless’: Film Review.” The Hollywood Reporter, 23 September 2017, www.hollywoodreporter.com/movies/movie-reviews/endless-review-1042527. Accessed 5 October 2022.

Duckworth, Adam, and Kathrine Anker. “The Making of Netflix's Icarus: the Canon Cameras Behind the Oscar-Winning Sports Doping Documentary.” Canon Georgia, 1 August 2017, www.canon.ge/pro/stories/cameras-behind-netflix-icarus. Accessed 5 October 2022.

“How Stop-Motion Movies Are Animated At The Studio Behind ‘Missing Link’.” YouTube, uploaded by Insader, 30 October 2019, www.youtu.be/p5SygzMSLhM. Accessed 5 October 2022.

Huiliang, Zhao. “A Machine Learning based Sentiment Analysis of Online Product Reviews with a Novel Term Weighting and Feature Selection Approach.” Information Processing & Management, vol. 58, no. 5, 2021. DOI: 10.1016/j.ipm.2021.102656.

“Kak nachat zanimatsya 3D i kakuyu programmu vybrat.” [“How to Start Doing 3D And Which Program to Choose.”] YouTube, uploaded by Yuriy Fur, 21 April 2018, youtu.be/Z7A4dstkrH8. Accessed 1 October 2022. (In Russian)

Kendricken, Dave. “From Microscopic to Cosmic: The Fittingly Organic VFX of ‘The Fountain’ & ‘The Tree of Life.’” No Film School, 6 May 2013, www.nofilmschool.com/2013/05/microscopic-cosmic-organic-vfx-fountain-tree-life. Accessed 5 October 2022.

Kirby, Jennifer. Digital Space and Embodiment in Contemporary Cinema: Screening Composite Spaces. Abingdon, Routledge, 2022. (In Russian)

Klimov, Yakov. “Fenomenologiya kino: vizualnyy povorot i krizis soderzhaniya” [“Film Phenomenology: Visual Turn and Content Crisis.”] Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kultura, no. 6, 2022, pp. 232–235. DOI: 10.24158/fik.2022.6.40. (In Russian)

Koehler, Robert. “Hell and Back Again.” Variety, 24 December 2011, www.variety.com/2011/film/markets-festivals/hell-and-back-again-1117944400. Accessed 5 October 2022.

Lumpov, Yevgeniy. “Lekarstvo ot zatsiklennosti.” [“Cure for Obsession.”] Vosmerka, 19 July 2018, www.vosmerka.kz/lekarstvo-ot-zatsiklennosti. Accessed 5 October 2022. (In Russian)

Lumpov, Yevgeniy. “Meruyert. Mariyam. Sharipa.” [“Meruyert. Mariam. Sharipa.”] Vosmerka, 10 March 2020, www.vosmerka.kz/meruert-mariyam-sharipa. Accessed 5 October 2022 (In Russian)

Massuet, Jean-Baptiste. “Caméra portée et images de synthèse: vers une ‘portabilité augmentée?’ Le cas de la SimulCam d’Avatar de James Cameron.” Cinémas, vol. 30, no. 1, 2022, pp. 107–126. DOI: 10.7202/1092308ar.

Matveyeva, Mariya. “11 besplatnykh programm dlya napisaniya stsenariyev dlya Mac i Windows.” [“11 Free Scripting Software for Mac and Windows.”] Filmora, 19 October 2022, filmora.wondershare.com.ru/video-editing-tips/free-script-writing-software.html. Accessed 19 October 2022. (In Russian)

Matveyeva, Mariya. “TOP-10 luchshikh programm dlya sozdaniya vizualnykh effektov.” [“TOP 10 best visual effects software.”] Filmora, 18 August 2022, filmora.wondershare.com.ru/video-editing-tips/best-special-effects-software.html. Accessed 5 October 2022. (In Russian)

Nauryzbay, Gulnar. “Film, snyatyy bez byudzheta, popal na Kannskiy kinofestival. Kak?” [“The Film, Shot without a Budget, got into the Cannes Film Festival. How?”] The Steppe, 11 May 2018, www.the-steppe.com/razvlecheniya/film-snyatyy-bez-byudzheta-popal-na-kannskiy-kinofestival-kak. Accessed 2 October 2022. (In Russian)

Nogerbek, Bauyrzhan. Na ekrane “Kazakhfilm” [On the Screen “Kazakhfilm.”] Almaty, RUAN, 2007. (In Russian)

Phillips, Michael. “’Unsane’ Review: ‘The Crown’s’ Claire Foy Takes a Stroll Down Shock Corridor.” Chicago Tribune, 22 March 2018, www.chicagotribune.com/entertainment/movies/sc-mov-unsane-rev-0320-story.html. Accessed 5 October 2022.

Plyaskina, Nadezhda. “Motor! Snyato na smartfon!” [“Action! Filmed on a smartphone!”] Time, 4 August 2020, www.time.kz/articles/grim/2020/08/04/motor-snyato-na-smartfon. Accessed 1 October 2022. (In Russian)

“Premiere Pro Tutorial for Beginners 2022 – Everything You NEED to KNOW!” YouTube, uploaded by Vince Opra, 20 May 2021, youtu.be/jTCxUXGM6tc. Accessed 1 October 2022.

Podbereznyy, Kirill. “Ottalkivayushchiye innovatsii: AI snyal ocherednuyu korotkometrazhku.” [“Repulsive Innovation: AI Made Another Short Film.”] K. Fund Media, 15 June 2018, www.kfund-media.com/ru/ottalkyvayushhye-ynnovatsyy-ai-snyal-ocherednuyu-korotkometrazhku. Accessed 3 October 2022 (In Russian)

Purtell, Tim. “The Fountain.” Entertainment Weekly, 18 May 2007, www.ew.com/article/2007/05/18/fountain-4. Accessed 5 October 2022.

Samutina, Natalya. Slovo iz dvukh problemnykh chastey: kinoissledovaniya 2010-kh o svoyem uskolzayushchem obyekte [A Word in Two Troubled Parts: 2010s Film Research on Its Elusive Subject]. Moscow, Vyshaya Shkola Ekonomiki, 2010. (In Russian)

Scott, Mike. “‘Searching for Sugar Man’ review: Part music documentary, party mystery, all inspiration.” The Times-Picayune, 19 October 2012, www.nola.com/entertainment_life/movies_tv/article_40c45286-92f7-5011-8cbe-f4e3a02122b4.html. Accessed 5 October 2022

Shaykenova, Ayzhan. “Kak kazakhstanskiy taksist stal kinorezhisserom.” [“How a Kazakh Taxi Driver Became a Film Director.”] The Steppe, 11 May 2018. www.the-steppe.com/razvlecheniya/ya-pervyy-i-edinstvennyy-v-sko-kinorezhisser-istoriya-taksista-rezhissera. Accessed 4 October 2022. (In Russian)

Shulga, Pavel. “Top-6 programm dlya montazha video.” [“Top 6 Video Editing Software.”] SeoAkademia, 6 May 2022. www.seo-akademiya.com/baza-znanij/kontent/programmyi-dlya-montazha-i-obrabotki-video. Accessed 6 October 2022. (In Russian)

Smailova, Inna. Spor kinokritika s kinovredinoy po povodu stilya i kinoyazyka v kazakhskom igrovom kino [The Dispute Between a Capricious Film Critic and a Film Critic About the Style and Film Language in Kazakh Feature Films]. Astana, [publisher not specified], 2013. (In Russian)

Strokova, Anna. “Premyera trillera ‘Yama’ karagandinskogo rezhissera sostoitsya v seti.” [“The Premiere of the Pit Thriller by the Karaganda Director will be Online.”] eKaraganda, 4 March 2022. www.ekaraganda.kz/?mod=news_read&id=115176. Accessed 5 October 2022. (In Russian)

Tetik, Tuna. “Desktop Cinema as a New Aesthetic Style in the Post-Pandemic Era: Watching the Movie through Protagonist’s Computer Screen.” New Communication in the Post-Pandemic Era: Media, Education, and Information. Berlin, Peter Lang, 2022, pp. 131–141.

Vasilyeva, Elena. “Spetseffekty v kino: ot illyuzii chuda k illyuzii realnosti.” [“Special Effects in Cinema: From the Illusion of Miracle to the Illusion of Reality.”] Teleskop, no. 4 (88), 2011, pp. 32–35 (In Russian)

Xiao-Ling, Wang, et al. “Machine Learning-Enabled Development of Model for Japanese Film Industry.” Security and Communication Networks, vol. 2022, 2022, pp. 763–770. DOI: 10.1155/2022/9872758.

Zolotarev, Andrey. “9 knig dlya izucheniya mira kino i storitellinga.” [“9 Books to Explore the World of Cinema and Storytelling.”] Teorii i praktiki, 19 May 2021, theoryandpractice.ru/posts/19032-9-knig-dlya-izucheniya-mira-kino-i-storitellinga. Accessed 4 October 2014 (In Russian)

Загрузки


Number of views: 237

Опубликован

2022-12-21

Как цитировать

Серик Абишев. «Компьютерные и медиатехнологии в казахстанском независимом кинематографе». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 4, 2022 г., с. 50–70, doi:10.47940/cajas.v7i4.621.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons