ОБЗОР ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i2.633Аннотация
Аннотация. В статье рассматриваются перспективные траектории задач развития многих областей науки, образования, искусства, в том числе в объектов культуры: музеев, библиотек, театров, кино и телевидения, отраженные в Концепции развития креативных индустрий на 2021-2025 годы и Государственной программе «Цифровой Казахстан». Проблема исследования заключается в том, что цифровые образовательные технологии еще недостаточно исследованы и не определены модели цифровизации в объектах культуры Казахстана. Авторы в статье проводят теоретический обзорный анализ цифровых образовательных технологий, а также существующих моделей развития цифровизации культурных объектов. Целью исследования является проведение обзорного анализа внедрения цифровых образовательных технологий в объекты культуры на основе Концепции культурной политики Республики Казахстан. Авторы, исследуя как объект цифровые образовательные технологии в объектах культуры Казахстана, предполагают, что создание модели цифровизации в образовательном пространстве позволит структурировать цифровые образовательные технологии в объектах культуры Казахстана. Цифровые образовательные технологии являются предметом междисциплинарных исследований в ряде научных областей по бизнесу, маркетингу, государственному управлению, массовым коммуникациям, искусству, медицине, науке и технике. Обусловленность выбора темы исследования заключается в малоизученности научно-методических обоснований цифровых образовательных технологий в объектах культуры Казахстана. Результаты исследования могут послужить учебно-методической основой для обобщения и структурирования образовательных технологий в вузах Казахстана. На основе проведенного обзорно-теоретического исследования были сделаны выводы, что внедрение цифровых образовательных технологий в объектах культуры Казахстана позволит модернизировать и оптимизировать подходы, методику и качество подготовки бакалавров искусства. Вкладом данной статьи в науку на международном уровне может являться диверсификация цифровых образовательных технологий, популяризация объектов культуры Казахстана, а также формирование прогрессивного имиджа страны.Ключевые слова:
образовательные технологии, креативные индустрии, цифровизация, сценический дизайн, объекты культуры КазахстанаСкачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Асланова, Наргиз. PROFIT Culture Day 2021: где цифровая панацея для культуры? Информационные технологии прочно проникли во все сферы жизни человека, включая и сферу искусства. 03.09.2021, Profit. profit.kz/news/61767/PROFIT-Culture-Day-2021-gde-cifrovaya-panaceya-dlya-kulturi/. Дата доступа 19 июня 2021.
Ахметов, Бахытжан и др. «В международной повестке цифровой трансформации: анализ концепции и процессов цифровизации КазНПУ имени Абая», Педагогика и психология, 2021, №2(47), с.5–17. DOI: 10.51889/2021-2.2077-6861.01.
Байбекова, Назира, и др. «Образные составляющие целостности в сценографии и кинодизайне: феномены, понятия, критерии». Central Asian Journal of Art Studies, 2021, №6 (1), с.85-106. DOI: 10.47940/cajas.v6i1.375.
Бейсембаева, Айдана. «Казахстан в мировой сценографии и в театральном пространстве (Практика Пражских Квадриеннале 2011, 2015)». Central Asian Journal of Art Studies, 2019, №4 (1), с.112-122. https://cajas.kz/journal/article/view/186/165. Дата доступа 18 июня 2021.
Государственная программа «Цифровой Казахстан», утвержденная ПП РК от 12 декабря 2017 года № 827, Әділет. adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827. Дата доступа 19 июня 2021.
Жангужинова, Mеруерт и др. «Модернизация компетентностного подхода при подготовке специалистов по костюму в высшем образовании Казахстана. Технология текстильной промышленности». Известия высших учебных заведений, Ивановский Государственный Политехнический Университет, 2019, №6(384), с.264–269. www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=56178164200. Дата доступа 19 июня 2021.
Жиенбаева, Надежда и Абдигапбарова Улжаркын. «Студентке орталықтандырылған оқытуды цифрлық трансформациялаудың инновациялық бағдарламасын әдістемелікпен қамту», Педагогика и психология, №3(48), 2021, с.114-122. DOI: 10.51889/2021-3.2077-6861.13
«Инновации в Казахстане: от идей к результатам». Тематическая статья, 14 апреля 2020, Всемирный банк. www.vsemirnyjbank.org/ru/news/feature/2020/04/14/innovation-in-kazakhstan-from-ideas-to-impact. Дата доступа 19 июня 2021.
Исалиева, Сауле, и др. «Психолого-педагогические условия деятельности и основные направления виртуальной лаборатории». Педагогика и психология, 2022, №2(51), с.111–119. DOI: 10.51889/2022-2.2077-6861.13.
Каржаубаева, Сангуль, и Копбасарова Айнур. «Инновационные стратегии Туркестанского музыкально-драматического театра». Central Asian Journal of Art Studies, 2021, №6 (4), с.148-158. DOI: 10.47940/cajas.v6i4.510.
Кобдикова, Жанартай, и др. «Инновационные технологии обучения в высших учебных заведениях». Педагогика и психология, 2021, №4(49), с. 83–94. DOI: 10.51889/2021-4.2077-6861.10.
Концепция культурной политики Республики Казахстан, утвержденная Указом Президента РК от 4 ноября 2014 года № 939, Әділет. adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000939. Дата доступа 19 июня 2021.
Концепция развития креативных индустрий на 2021-2025 годы, утвержденная ПП РК от 30 ноября 2021 г. № 860, www.online.zakon.kz/Document/?doc_id=33480048. Дата доступа 19 июня 2021.
Нурке, Майра. «Эффективность использования инструментов визуального искусства в ноосферном образовании: пример определения мотивации на восприятие». Педагогика и психология, 2021, №3(48), с.130–141. DOI: 10.51889/2021-3.2077-6861.15.
Нурке, Майра и Даля Каратайене. «Трансформация визуального искусства в ноосферном обучении на основе уникального восприятия». Педагогика и психология. 2022, №1(50), с.114–121. DOI: 10.51889/2022-1.2077-6861.11
«Семь граней Великой степи: наследие и истоки духовной модернизации общества». Статья Главы Государства, 21.11.2018, Официальный сайт Президента РК. www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-sem-granei-velikoi-stepi. Дата доступа 19 июня 2021.
Халыков, Кабыл и Тимур Коесов. «„Gesamtkunstwerk“ как прогрессирующая идея креативных технологий в сценографии». Central Asian Journal of Art Studies, 2022, №7(1), с.15–37. DOI: 10.47940/cajas.v7i1.523. Дата доступа 19 июня 2023.
Digital Kazakhstan 2018. egov.kz/cms/en/digital-kazakhstan. Дата доступа 19 июня 2023.
Meyer, Bohse, and Rebekka Sofie. «The expansion of scenography in virtual reality theatre: investigating the potential of double scenography in Makropol’s Anthropia». 2020, рр.321-340. DOI: 10.1080/23322551.2020.1854929.
Guay, Herve, et all. «Theatre and New Materialisms: A Presentation Hervé Guay». Theatre Research in Canada, 2022, №43 (1), рр.10–16. DOI: 10.3138/tric.43.1.02.en.
Gomes, Clara. “Cyberformance – performance art as a bridge between the actual and the virtual worlds”. Actas del Congreso de la Sociedad Española de Estudios de la Comunicación Iberoamericana (SEECI). [Proceedings of the Congress of the Spanish Society for Ibero-American Communication Studies (SEECI).] Faculty of Information Sciences, Complutense University, Madrid, Spain, 2014, pp. 126-135. (На испанском)
Henke, Robert. «Visual Experiences in Cinquecento Theatrical Spaces by Javier Berzal de Dios». Theatre Journal, 2021, №1(73), с.111-112. DOI: 10.1353/tj.2021.0007.
Jihay, Park. «Shakespeare in Cyborg Theatre: Immersive VR Theatre and the Cyborg-Subject». 2022, с.177-190. DOI: 10.1080/10486801.2022.2047031.
Kjellmer, Viveka. «The smell of Homo Aquatis: scented scenographics and multisensory exhibition design in the ‘mockumentary’ exhibition project». Aquanauts: The Expedition, 2022, рр.93-111. DOI: 10.1080/23322551.2022.2088192.
Seetoo, Chiayi. «Between the Visible (youxing) and the Invisible (wuxing): Zhang Xian, Zuheniao, and the Minor Performance Praxes in Contemporary China Chiayi Seetoo». Theatre Journal Johns Hopkins University Press, 2020, рр.291-307. muse.jhu.edu/article/765422. Дата доступа 19 июня 2023.
Spatz, Ben. «The video way of thinking». Affiliations, 2018, рр.146–154. DOI: 10.1080/10137548.2017.1414629.
Tabački, Nebojsa. «Make me feel: sensing technology in contemporary scenography». 2017, рр.119-139. DOI: 10.1080/23322551.2017.1390201.
Vincent, Caitlin, et all. «The intersection of live and digital: new technical classifications for digital scenography in opera».
Theatre and Performance Design, 2017, рр. 155-171. DOI: 10.1080/23322551.2017.1400764.
References
Aslanova, Nargiz. “Informatsionnyye i tsifrovyye tekhnologii v kulture i iskusstve” [Information and digital technologies in culture and art]. 03.09.2021, Profit, profit.kz/news/61767/PROFIT-Culture-Day-2021-gde-cifrovaya-panaceya-dlya-kulturi/. Accessed 7.11.2021. (In Russian)
Akhmetov, Bakhytzhan, et al. “V mezhdunarodnoy povestke tsifrovoy transformatsii: analiz kontseptsii i protsessov tsifrovizatsii” [“In the international agenda of digital transformation: analysis of the concept and processes of digitalization.”] Abay KaZNPU, Pedagogy & Phycology, 2021, №2(47), pp. 5–17. DOI: 10.51889/2021-2.2077-6861.01. (In Russian)
Baybekova, Nazira, et all. “Obraznyye sostavlyayushchiye tselostnosti v stsenografii i kinodizayne: fenomeny, ponyatiya, kriteriI” [“Figurative components of integrity in scenography and film design: phenomena, concepts, criteria.”] Central Asian Journal of Art Studies, 2021, №6(1), pp.85-106. DOI: 10.47940/cajas.v6i1.375. (In Russian)
Beysembayeva, Aydana. “Kazakhstan v mirovoy stsenografii i v teatralnom prostranstve (Praktika Prazhskikh Kvadriyennale 2011, 2015)” [“Kazakhstan in world scenography and in theatrical space (Practice of the Prague Quadrennial 2011, 2015.”] Central Asian Journal of Art Studies, 2019, №4(1), s.112-122. cajas.kz/journal/article/view/186/165. Accessed 18.06.2023. (In Kazakh)
Digital Kazakhstan 2018. egov.kz/cms/en/digital-kazakhstan. Accessed 19 June 2023. (In Russian)
Gomes, Clara. “Cyberformance – performance art as a bridge between the actual and the virtual worlds”. Actas del Congreso de la Sociedad Española de Estudios de la Comunicación Iberoamericana (SEECI) [Proceedings of the Congress of the Spanish Society for Ibero-American Communication Studies (SEECI).] Faculty of Information Sciences, Complutense University, Madrid, Spain, 2014, pp. 126-135. (In Spain)
Guay, Herve, et al. «Theatre and New Materialisms: A Presentation Hervé Guay». Theatre Research in Canada, 2022, №43 (1), pp. 10–16. DOI: 10.3138/tric.43.1.02.en.
Henke, Robert. «Visual Experiences in Cinquecento Theatrical Spaces by Javier Berzal de Dios». Theatre Journal, 2021, №1(73), pp. 111-112. DOI: 10.1353/tj.2021.0007.
Meyer, Bohse, and Rebekka Sofie. «The expansion of scenography in virtual reality theatre: investigating the potential of double scenography in Makropol’s Anthropia». 2020, pp.321-340. DOI: 10.1080/23322551.2020.1854929.
“Innovatsii v Kazakhstane: ot idey k rezultatam” ["Innovations in Kazakhstan: From ideas to results". Feature article, April 14, 2020, Vsemirnyi bank. www.vsemirnyjbank.org/ru/news/feature/2020/04/14/innovation-in-kazakhstan-from-ideas-to-impact. Accessed 19 June 2023. (In Russian)
Isaliyeva, Saule, et all. «Psikhologo-pedagogicheskiye usloviya deyatelnosti i osnovnyye napravleniya virtualnoy laboratorii» ["Psychological and pedagogical conditions of activity and the main directions of the virtual laboratory".] Pedagogy & Phycology, 2022, №2 (51), pp. 111–119. DOI: 10.51889/2022-2.2077-6861.13. (In Russian)
Jihay, Park. «Shakespeare in Cyborg Theatre: Immersive VR Theatre and the Cyborg-Subject». 2022, s.177-190. DOI: 10.1080/10486801.2022.2047031.
Karzhaubayeva, Sangul, and Kopbasarova Aynur. “Innovatsionnyye strategii Turkestanskogo muzykalno-dramaticheskogo teatra” ["Innovative Strategies of the Turkestan Music and Drama Theatre".] Central Asian Journal of Art Studies, 2021, №6(4), pp.148-158. DOI: 10.47940/cajas.v6i4.510.
Khalykov, Kabyl, and Koyesov Timur. “„Gesamtkunstwerk“ as a progressive idea of creative technologies in scenography.” Central Asian Journal of Art Studies, 2022, №7 (1), pp.15–37. DOI: 10.47940/cajas.v7i1.523.
Kjellmer, Viveka. «The smell of Homo Aquatis: scented scenographics and multisensory exhibition design in the ‘mockumentary’ exhibition project». Aquanauts: The Expedition, 2022, pp.93-111. DOI: 10.1080/23322551.2022.2088192.
Kobdikova, Zhanartay, it all. «Innovatsionnyye tekhnologii obucheniya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh» ["Innovative technologies of teaching in higher educational institutions".] Pedagogika i psikhologiya, 2021, №4(49), pp.83–94. DOI: 10.51889/2021-4.2077-6861.10. (In Russian)
«Kontseptsiya kulturnoy politiki Respubliki Kazakhstan» ["The concept of cultural policy of the Republic of Kazakhstan."] Decree of the President of the Republic of Kazakhstan, November 4, 2014 No. 939. adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000939. Accessed 19 June 2023. (In Russian)
“Kontseptsiya razvitiya kreativnykh industriy na 2021 - 2025 gody” ["The concept of the development of creative industries for 2021 – 2025." ], November 30, 2021. # 860, www.online.zakon.kz/Document/?doc_id=33480048. Accessed 09.12.2021. (In Russian)
Nurke, Mayra. «Effektivnost ispolzovaniya instrumentov vizualnogo iskusstva v noosfernom obrazovanii: primer opredeleniya motivatsii na vospriyatiye» ["The effectiveness of the use of visual art tools in noospheric education: an example of determining the motivation for perception".] Pedagogy & Pchycology, 2021, №3(48), pp. 130–141. DOI: 10.51889/2021-3.2077-6861.15. (In Russian)
Nurke, Mayra, and Dalya Karatadjiene. «Transformatsiya vizualnogo iskusstva v noosfernom obuchenii na osnove unikalnogo vospriyatiya» ["Transformation of visual art in noospheric education based on unique perception".] Pedagogy & Phycology, 2022, №1 (50), pp. 114–121. DOI: 10.51889/2022-1.2077-6861.11 (In Russian)
Seetoo, Chiayi. «Between the Visible (youxing) and the Invisible (wuxing): Zhang Xian, Zuheniao, and the Minor Performance Praxes in Contemporary China Chiayi Seetoo». Theatre Journal, Johns Hopkins University Press, 2020, pp. 291-307. muse.jhu.edu/article/765422. Accessed 19 June 2023.
«Sem graney Velikoy stepi: naslediye i istoki dukhovnoy modernizatsii obshchestva» ["Seven Facets of the Great Steppe: Legacy and Origins of Society's Spiritual Modernization".] Article of the Head of State, 2018, www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-sem-granei-velikoi-stepi. Accessed 19 June 2023. (In Russian)
Spatz, Ben. «The video way of thinking». Affiliations, 2018, pp. 146–154. DOI: 10.1080/10137548.2017.1414629.
Tabački, Nebojsa. «Make me feel: sensing technology in contemporary scenography». 2017, pp.119-139. doi.org/10.1080/23322551.2017.1390201. Accessed 09.12.2021.
Vincent, Caitlin, it all. «The intersection of live and digital: new technical classifications for digital scenography in opera». Theatre and Performance Design, 2017, pp. 155-171. DOI: 10.1080/23322551.2017.1390201.
Zhanguzhinova, Meruyert, et al. “Modernizatsiya kompetentnostnogo podkhoda pri podgotovke spetsialistov po kostyumu v vysshem obrazovanii Kazakhstana. Tekhnologiya tekstilnoy promyshlennosti” [“Modernization of the competency-based approach in the training of costume specialists in higher education in Kazakhstan. Technology of the textile industry.”] News of higher educational institutions, Ivanovo State Polytechnic University, 2019, №6 (384), pp. 264–269. www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=56178164200. Accessed 19 June 2023. (In Russian)
Zhiyenbayeva, Nadezhda, and Ulzharkyn Abdigapbarova. «Studentke ortalyқtandyrylgan oқytudy tsifrlyk transformatsiyalaudyn innovatsiyalyk bagdarlamasyn adіstemelіkpen kamtu» ["Methodological coverage of the innovative program of digital transformation of student-centered education"] Pedagogy & Phycology, №3(48), 2021, pp. 114-122. journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/issue/view/59/113 Accessed 19 June 2023. (In Kazakh)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.