Шепот без тела, деколонизация языка коренных народов и культурных кодов: Хорхе Санхинес от манифестов до «Третьего кино»

Авторы

  • Александр Габелия Государственный университет Ильи

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v8i1.634

Аннотация

Боливийский кинорежиссер Хорхе Санхинес (1936–настоящее время) – наиболее влиятельный представитель «Третьего кино» (революционное боливийское кино; Grupo Ukamau; 1960–1980-е гг.), чьи манифесты определяют киноэстетику и идеологию художника. Статья посвящена важным фильмам Санхинеса: «Революция» (1963), «Кровь Кондора» (1969), «Тюрьма дель Пуэбло» (1971) и «Подпольная нация» (1989). Целью данного исследования является изучение политических, социальных и эстетических особенностей манифестов режиссера для осмысления его революционного кино. Фильмы и манифесты Санхинеса анализируются с точки зрения марксистской и аппаратной теории, а также киносемиотики и постколониальной теории. Настоящее исследование показывает проблему культурной памяти и истории Боливии в целом, сосредоточив внимание на философских влияниях, видениях и концепциях (империализм, классовый и патриархальный террор, важность культуры и языков коренных народов), что также актуально для переосмысления культурных контекстов современной Боливии и глобального Юга. Исследование основано на переосмыслении произведений тех авторов (Хорхе Санхинес, Бертольт Брехт, Уолтер Миньоло, Майк Уэйн и др.), которые обсуждали революционное кино в политическом и идеологическом контексте. Измерения введены, чтобы привести к точной связи между манифестами Санхинеса и его фильмами, что, в свою очередь, указывает на существование прямой связи между его революционной теорией и освободительной практикой. Это также подтверждает концепцию о том, что авторские визуальные и аудиовизуальные коды несут антиколониальную и освободительную функцию. С другой стороны, в статье показано, какую роль для художника играет коренной язык, колонизированный западной культурой. Статья напоминает читателям CAJAS о жестоких и темных сторонах колониализма и важности процессов деколонизации.

Ключевые слова:

Хорхе Санхинес, боливийское кино, империализм, коренная культура, Аймара, группа «Укамау», Третий кинематограф, Кечуа

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Александр Габелия, Государственный университет Ильи

Аспирант 4-го курса, приглашенный лектор Школы искусств и наук 

Библиографические ссылки

Alea, Tomás Gutiérrez. The Viewer’s Dialectic. Detroit, Wayne State University Press, 1988.

Alvares, Cristina. “A Combative Cinema with the People. Interview with Bolivian Filmmaker Jorge Sanjinés.” Comparative Cinema, no. 9, 2017, www.ocec.eu/cinemacomparativecinema/pdf/ccc09/ccc09-eng-inter-beskow.pdf. Accessed 18 January 2023.

Avellar, José Carlos. “A Ponte Clandestin.” Cine Boliviano, edited by Mesa Carlos, Editora 34, 1995.

Brecht, Bertolt. Brecht on Film and Radio. Transl. from German by Marc Silberman. London, Methuen, 2000.

Brecht, Bertolt. Brecht on Theatre: The Development of an Aesthetic. Transl. from German by John Willett. New York, Hill and Wang, 1977.

Errazu, Miguel, and Alejandro Pedregal. “Future Experiments from the Past: Third Cinema and Artistic Research from Below.” Alphaville: Journal of Film and Screen Media, no. 17, 2019, pp. 38–63. DOI: 10.33178/alpha.17.03.

Feder, Elena. “In the Shadow of Race: Forging Gender in Bolivian Film and Video.” Redirecting the Gaze; Gender, Theory, and Cinema in the Whird World by Diana Robin and Ira Jaffe. New York, State University of New York Press, 1999, pp. 175–176.

Hanlon, Dennis. Moving cinema: Bolivia's Ukamau and European political film, 1966–1989. 2009. University of Iowa, PhD dissertation, www.iro.uiowa.edu/esploro/outputs/doctoral/Moving-cinema-Bolivias-Ukamau-and-European/9983777215302771. Accessed 18 January 2023.

Jamshaid, Zain. “The Evolution of ‘Third Cinema’ in a Brazilian Context: from Santos to Bianchi.” OffScreen, vol. 16, no. 7, 2012, www.offscreen.com/view/evolution_of_third_cinema. Accessed 13 December 2022.

Jim, Pines, and Paul Willemen. “The Third Cinema Question: Notes and Reflections.” Questions of Third Cinema. London, BFI pub, 1989.

Mesa, Gisbert. Cine Boliviano, Del Realizador Al Crítico. La Paz, Editorial Gisbert, 1979. (In Spanish)

Mignolo, Walter. “Delinking, Decoloniality & Dewesternization: Interview with Walter Mignolo (Part II).” Critical Legan Thinking, 2 May 2012, www.criticallegalthinking.com/2012/05/02/delinking-decoloniality-dewesternization-interview-with-walter-mignolo-part-ii/. Accessed 2 May 2012.

Neruda, Pablo. “The Flag.” Genious, https://genius.com/Pablo-neruda-the-flag-annotated.

Neruda, Pablo. Canto general. Transl. from Spanish by Jack Schmitt. Berkeley, University of California Press, 2000.

Rojas-Sotelo, Miguel. “No Future: The Colonial Gaze, Tales of Return in Recent Latin American Film.” Humanities, vol. 11, no. 2, 2022, pp. 11–45. DOI: 10.3390/h11020045

Sanjinés, Jorg. Teoría y práctica de un cine junto al pueblo. México, Siglo Ventiuno Editores, 1979. (In Spanish)

Sanjinés, Jorge. “Bolivia Sanjinés.” Framework 10. Transl. from Spanish by John King, 1979, p. 32.

Sanjines, Jorge. “Cinema and Revolution.” Cinéaste, vol. 4, no. 3, 1970, www.jstor.org/stable/41685720. pp. 13–14. Accessed 15 January 2023.

Sanjinés, Jorge. “El perfil imborable.” Cine Cubano, vol. 122, 1988. (In Spanish)

Sanjinés, Jorge. “Nuestro principal destinatario.” Cine cubano, no. 105, 1983, p. 42.

Sanjinés, Jorge. “Problems of Form and Content in Revolutionary Cinema.” New Latin American Cinema by Michael Martin. Detroit, Wayne State UP, 1997, pp. 62–66.

Sanjines, Jorge. “Un cine militante.” Cine Cubano, no. 68, 1971, pp. 45–47. (In Spanish)

Sanjinés, Jorge. Teoría y Práctica De Un Cine Junto Al Pueblo. México, Siglo Veintiuno Editores, 1979. (In Spanish)

Sanjinés, Jorge. The Search for a Popular Cinema. Transl. from Spanish by Christina Shantz. Ottawa, Carleton University, 1978.

Sanjinés, Jorge. Theory and Practice of a Cinema with the People. Willimantic, Curbstone Press, 1989.

Sanjnés, Javier. Mestizaje Upside-Down. Pittsburgh, University of Pittsburgh Press, 2004.

Seguí, Isabel. “Beatriz Palacios: Ukamau’s Cornerstone (1974–2003).” Latin American Perspectives, vol. 48, no. 2, 2021, pp. 77–92. DOI: 10.1177/0094582x20988693.

Seguí, Isabel. “The Embodied Testimony of Domitila Chungara in ‘The Courage of the People’; (Jorge Sanjinés, 1971).” Interlitteraria, vol. 22, no. 1, 2017, pp. 180–193. DOI: 10.12697/il.2017.22.1.15.

Stam, Robert, et al. New Vocabularies in Film Semiotics: Structuralism, Post-structuralism, and Beyond. London, Routledge, 1992.

Tlostanova, Madina. “The Postcolonial Condition, the Decolonial Option and the Post-Socialist Intervention, In Albrecht, M. (ed.)”, Postcolonialism Cross-Examined:

Multidirectional Perspectives on Imperial and Colonial Pasts and the Newcolonial

Present. New-York, Routledge, 2019, pp. 165-178.

Wayne, Mike. Political Film. The Dialectics of Third Cinema. London, Pluto Press, 2001.

Wood, David. “Indigenismo and the Avant-Garde: Jorge Sanjines’ Early Films and the National Project.” Bulletin of Latin American Research, vol. 25, no. 1, 2006, pp. 63–82. DOI: 10.1111/j.0261-3050.2006.00153.x

Загрузки


Number of views: 330

Опубликован

2023-03-20

Как цитировать

Александр Габелия. «Шепот без тела, деколонизация языка коренных народов и культурных кодов: Хорхе Санхинес от манифестов до „Третьего кино“». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 1, 2023 г., с. 15–29, doi:10.47940/cajas.v8i1.634.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons