Балетная фотовыставка “Métadance”. Иллюзия, ставшая реальностью

Авторы

  • Дамир Уразымбетов Казахская национальная консерватория имени Курмангазы https://orcid.org/0000-0001-8471-1405

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v7i4.646

Аннотация

Выставочные формы сегодня приобрели новые возможности, нежели чем в XX веке, и они практически сравняли элитарное и массовое в проекции на экспозиционную деятельность. Физическое присутствие теперь необязательно. Мир постепенно становится виртуальным.Одним из ярких недавних фотопроектов в балетном искусстве Казахстана можно назвать выставку казахстанских театральных фотохудожников “Métadance”, организованную научно-творческой лабораторией Qazaq Ballet. Выставка прошла в двух форматах – виртуальном (в 2021) и в «материальном измерении» (в 2022). Исходя из этого, основная цель настоящей статьи – в обзоре выставок в обоих форматах и приведении доводов «за» и «против» в контексте развития медиатехнологий и цифровизации, в том числе при помощи объективного анализа статистики, а также за счет исследования мнения участников и зрителей – кураторов, хореографов, искусствоведов, философов и фотографов.Ролан Барт однажды заметил, что фотография бесконечно воспроизводит то, что было однажды и никогда не повторится. Спектакль закончился, а запечатленный кадр останется, делая прошедшее событие практически бессмертным. Но фотоснимок становится симулякром. Онтологические основы философии фотографии исследованы многими теоретиками и практиками (Барт, Бодрийяр, Сонтаг, Лапин), но соединение фотографии с балетом еще предстоит изучить. Думается, что в том числе и благодаря подобным “Métadance” событиям. Концепция фотовыставки Qazaq Ballet определена по мотивам текстов и изречений философов и писателей. “Métadance” – это Танец о Себе. Тайна Танца. Следование за Танцем.Подобные фотовыставки позволяют видеть и понимать процессы развития хореографического искусства Казахстана, выразительность исполнителей, фантазию постановщиков, репертуар театров и творчество фотографов. Главное в проведении таких мероприятий – это баланс между реальностью и виртуальностью. Последняя хоть и стала уже частью бытия, однако же далеко не всегда является тем самым полноценным и чувственным миром, который позволяет человеку быть человеком.

Ключевые слова:

балетная фотовыставка, Métadance, философия танца, виртуальное и реальное, фотограф

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Дамир Уразымбетов, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Кандидат искусствоведения, руководитель сектора менеджмента качества, доцент кафедры арт-менеджмента Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, главный редактор Qazaq Ballet Magazine, член Казахстанской гильдии критиков искусства, член Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО

Библиографические ссылки

Список источников

Sauvageot, Anne. “Conférence-débat: ‘C’est l’objet qui nous pense’”. Jean Baudrillard: La passion de l’objet: “C’est l’objet qui nous pense”. Toulouse, Presses universitaires du Midi, 2014, pp. 63–89, books.openedition.org/pumi/7848. Дата обращения 23 сентября 2022.

Syeda Hamna Hassan “10 Best Virtual Exhibition Platforms (2023).” vFairs, 2 December 2022, www.vfairs.com/best-virtual-exhibition-platforms/. Дата обращения 2 декабря 2022.

Барт, Ролан. Camera lucida. Комментарий к фотографии. Пер. с фр., послесл. и коммент. Михаила Рыклина. Москва, Ад Маргинем Пресс, 2011.

Лучков, Никита. «Возможные критерии оценки эффективности онлайн-выставок». Журнал института наследия, № 1 (24), 2021, с. 11. DOI: 10.34685/HI.2021.67.37.010.

Молдалим, Тогжан. «Qazaq Ballet Magazine как форма креативной индустрии в пространстве хореографии». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 1, 2022, с. 176–183. DOI: 10.47940/cajas.v7i1.549.

Молдалим, Тогжан. Беседа с Асхатом Нурекином. Алматы – Нур-Султан, 29 апреля 2021. Личный архив Т. Ж. Молдалим.

Молдалим, Тогжан. Беседа с Виталием Исиковым. Алматы, 27 апреля 2021. Личный архив Т. Ж. Молдалим.

Молдалим, Тогжан. Беседа с Карлыгаш Нуржановой (Карлой Нур). Алматы – Нур-Султан, 28 апреля 2021. Личный архив Т. Ж. Молдалим.

Ромакина, Мария. «Виртуальные фотовыставки в современном медиапространстве». Медиа@льманах, № 4, 2020, с. 48–62. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2020.4862.

Сонтаг, Сьюзен. О фотографии. Москва, Ад Маргинем Пресс, 2013.

Уразымбетов, Дамир. «Фотовыставка “Métadance” ко Дню города Алматы». Qazaq Ballet Magazine, 17 сентября 2022, www.qazaqballet.kz/fotovystavka-me-tadance-kdnju-goroda-almaty/. Дата обращения 20 сентября 2022.

Уразымбетов, Дамир. Беседа с Анварой Садыковой. Алматы – Астана, 28 сентября 2022. Личный архив автора.

Уразымбетов, Дамир. Беседа с Екатериной Резниковой. Алматы, 23 сентября 2022. Личный архив автора.

Уразымбетов, Дамир. Беседа с Ольгой Батуриной. Алматы, 22 сентября 2022. Личный архив автора.

References

Barthes, Roland. Camera lucida. Kommentariy k fotografii [La chambre claire: note sur la photographie]. Translated and commented by Mikhail Ryklin. Moscow, Ad Marginem Press, 2011. (In Russian)

Luchkov, Nikita. “Vozmozhnyye kriterii otsenki effektivnosti onlayn-vystavok.” [“Suggested Performance Indicators for Evaluating Online Exhibitions.”] Zhurnal instituta naslediya [Journal of Heritage Institute], no. 1 (24), 2021, p. 11. DOI: 10.34685/HI.2021.67.37.010.(In Russian)

Moldalim, Togzhan. “Qazaq Ballet Magazine as a Form of Creative Industry in the Field of Choreography.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 7, no. 1, 2022, pp. 176–183. DOI: 10.47940/cajas.v7i1.549. (In Russian)

Moldalim, Togzhan. Conversation with Askhat Nurekin. Almaty–Nur-Sultan, 29 April 2021. T. Moldalim’s personal archive.

Moldalim, Togzhan. Conversation with Karlygash Nurzhanova (Karla Nur). Almaty–Nur-Sultan, 28 April 2021. T. Moldalim’s personal archive.

Moldalim, Togzhan. Conversation with Vitaliy Issikov. Almaty, 27 April 2021. T. Moldalim’s personal archive.

Romakina, Mariya. “Virtualnyye fotovystavki v sovremennom mediaprostranstve.” [“Virtual Photo Exhibitions in Modern Media Space.”] Media@lmanakh, no. 4, 2020, pp. 48–62. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2020.4862. (In Russian)

Sauvageot, Anne. “Conférence-débat: ‘C’est l’objet qui nous pense’”. Jean Baudrillard: La passion de l’objet: “C’est l’objet qui nous pense.” Toulouse, Presses universitaires du Midi, 2014, pp. 63–89, books.openedition.org/pumi/7848. Accessed 23 September 2022.

Sontag, Susan. O fotografii [On Photography]. Moscow, Ad Marginem Press, 2013. (In Russian)

Hassan, Syeda Hamna. “10 Best Virtual Exhibition Platforms (2023).” vFairs, 2 December 2022, www.vfairs.com/best-virtual-exhibition-platforms/. Accessed 2 December 2022.

Urazymbetov, Damir. “Fotovystavka ‘Métadance’ ko Dnyu goroda Almaty.” [“Photo exhibition ‘Métadance’ for the Almaty City Day.”] Qazaq Ballet Magazine, 17 September 2022, www.qazaqballet.kz/fotovystavka-me-tadance-k-dnju-goroda-almaty/. Accessed 20 September 2022. (In Russian)

Urazymbetov, Damir. Conversation with Anvara Sadykova. Almaty–Astana, 28 September 2022. Author’s personal archive.

Urazymbetov, Damir. Conversation with Olga Baturina. Almaty, 22 September 2022. Author’s personal archive.

Urazymbetov, Damir. Conversation with Yekaterina Reznikova. Almaty, 23 September 2022. Author’s personal archive.

Загрузки


Number of views: 192

Опубликован

2022-12-21

Как цитировать

Дамир Уразымбетов. «Балетная фотовыставка “Métadance”. Иллюзия, ставшая реальностью». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 4, 2022 г., с. 71–89, doi:10.47940/cajas.v7i4.646.

Выпуск

Раздел

Обзоры и рецензии
Лицензия Creative Commons