«Құрақ» в современном искусстве Центральной Азии: символический язык и художественный текст
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v8i1.653Аннотация
Лоскут ткани и изделия из него, называемые у казахов «құрақ», в прошлом и сейчас занимают особое место в культурной практике народов Центральной Азии, а сегодня происходит его ренессанс в современном искусстве как в качестве самого образа, так и в качестве художественного приема. Это объясняется его широкими выразительными технико-художественными, семантическими и коммуникативными возможностями. Под общим термином «құрақ» авторы статьи понимают традиционную лоскутную технику как таковую и все многообразие изделий, выполненных в этой технике. Анализ современных произведений искусства с точки зрения семиотики показал, что лоскут (как знак и как символ) способен продемонстрировать различные способы кодировки этнокультурной информации. Основным методологическим инструментом настоящего исследования выступает семиотический подход, где лоскут на уровне семантики рассматривается как знак символического языка, а с позиции прагматики как текст, репрезентирующий отношения между знаком (лоскутом) и теми, кто его использует (художником, зрителем). В исследовании также использованы и общенаучные методы наблюдения, сравнения, анализа и синтеза. Думается, что этот подход актуален в исследовании современного визуального искусства. Опираясь на семиотический подход и художественный опыт современных художников Центральной Азии, данное исследование стремится продемонстрировать новые векторы отечественной культурологии и искусствоведения. Материалом изучения в области традиционных лоскутных изделий выступили полевые исследования по изучению фондов Российского этнографического музея (2019–2021), ряда краеведческих музеев Казахстана, а также онлайн-коллекции Центрально-Азиатского региона, представленные в Международном музее лоскутного одеяла (Небраска, США). Статья подготовлена в рамках проекта Министерства высшего образования и науки Республики Казахстан АР09259280 «Языки казахской культуры как основа этнической идентичности: семиотика и семантика».Ключевые слова:
искусство, Центральная Азия, лоскут ткани, құрақ,, ритуально-обрядовая практика, язык культуры, художественный текстСкачивания
Библиографические ссылки
Agibayeva, Aigerim, and Natalia Volodeva. “Creative Interpretation of Decorative Elements of Central Asian Traditional Costume in Collections of Modern Fashion Designer.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 3, no. 4, 2018, www.cajas.kz/journal/article/view/171. Accessed 23 December 2022. (In Russian)
Akhmedova, Nigora. “Tradicionnii tekstil v konceptualnom diskurse Centralnoi Azii.” [“Traditional Textiles in the Conceptual Discourse of Central Asia.”] Theory and Concept of Creative Space in Decorative and Applied Art and Contemporary Artistic Practices, proceedings of the International Scientific Conference. 26 April 2022, T. K. Zhurgenov KazNAA, edited by Kaldygul Orazkulova. Almaty, T. K. Zhurgenov KazNAA, 2022, pp. 132–138. (In Russian)
Akilova, Kamolla. “Sovremennye khudozhniki Uzbekistana. Toir Sharipov.” [“Contemporary Artists of Uzbekistan. Toir Sharipov.”] Risunoc.com, www.risunoc.com/2014/12/toir-sharipov.html. Accessed 25 December 2022. (In Russian)
Aliabieva, Liudmila, and Anna Furse. “Fashion Meets Performance: Costume, Clothing and the Performing Body.” ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics, issue 3 (33), 2022, pp. 153–168. DOI: 10.23951/2312-7899-2022-3-153-168. (In Russian)
Alieva, Zafara. Zhenskie yuvelirnye ukrasheniya karakalpakov XIX–XX vv. [Karakalpak Women’s Jewelry of the XIX–XX Centuries]. 2004. Tashkent. Scientific Research Institute of Art Studies of the Academy of Arts of Uzbekistan, PhD thesis. www.dissercat.com/content/istoriya-razvitiya-yuvelirnogo-iskusstva-tadzhikov. Accessed 25 December 2022. (In Russian)
Bayburin, Albert. “Semioticheskie aspekty funktsionirovaniya veshchei.” [“Semiotic Aspects of the Functioning of Things.”] Etnograficheskoe izuchenie znakovykh sredstv kultury [Ethnographic Study of Iconic Means of Culture], edited by Alexander Mylnikov. Leningrad, Nauka, 1989, pp. 63–101. (In Russian)
Blumin, Marina. “From a Patchwork Blanket to Avant-Garde Art.” Actual Problems of Theory and History of Art, vol. 8, 2018, pp. 645–651. DOI: 10.18688/aa188-7-63. (In Russian)
Boguslavskaya, Irina. Karakalpakskyi ornament: obraz i smysl [Karakalpak Ornament: Image and Meaning]. Almaty, MITSAI, 2019. (In Russian)
Buscemi, Francesco. “The Aryan Race of Animals. The Role Played by Colour in the Visual Semiotics of Nazi Propaganda.” The American Journal of Semiotics, vol. 37, no. 3–4, 2021, pp. 329–350. DOI: 10.5840/ajs20223775.
Dumnova, Elnara. “Visualization of Traditional Aesthetic Principles in Modern Architecture of Japan.” ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics, issue 4 (34), 2022, pp. 82–101. DOI: 10.23951/2312-7899-2022-4-82-101. (In Russian)
Fakhretdinova, Dilyara. Yuvelirnoe iskusstvo Uzbekistana [Jewelry Art of Uzbekistan]. Tashkent, Publishing House of Literature and Art, 1988. (In Russian).
Gyul, Elmira. “Patchwork Miracle the Union of Recycling.” Uzbekistan Airways, no. 1, 2019, pp. 80–85. (In English)
Kotlyar, Elena. “Ethno-Cultural Parallels in the Semiotics of the Architectural Decor of Modern Style Period in Simferopol.” ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics, issue 3 (21), 2019, pp. 98–112. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-98-112.
Lotman, Mikhail. Struktura khudozhestvennogo teksta. Analiz poeticheskogo teksta [The Structure of a Literary Text. Analysis of the Poetic Text]. St. Petersburg, Azbuka-Atticus, 2018. (In Russian)
Minkina, Elmira. “Pechvork i khudozhestvennye praktiki. Chast’ I.” [“Patchwork and Artistic Practices. Part I.”] Artgid, 25 July 2022, www.artguide.com/posts/2444. Accessed 25 December 2022. (In Russian)
Mukazhanova, Kulzhazira. “Kartina mira Sultana Ilyaeva.” [“The Picture of the World of Sultan Ilyaev.”] Album: Sultan Ilyaev. Almaty, Elnur Media Center, 2021, pp. 8–19. (In Russian)
Mukhtarova, Gaini. “Mozaichnaya kartina mira loskutnogo shitya “quraq.” [“Mosaic Picture of the World of Patchwork Sewing “Quraq.”] Nasledie Velikoy Stepi [Heritage of the Great Steppe], edited by Anarbek Ongaruly. Astana, National Museum of the Republic of Kazakhstan, 2017, pp. 123–132. (In Russian)
Naurzbayeva, Almira, and Aman Ibragimov. “Contemporary Kazakh Crafts in the Focus of Ethno-Symbolism: Methodological Aspects.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 7, no. 2, 2022, pp. 28–40. DOI: 10.47940/cajas.v7i2.575.
Oktyabrskaya, Irina, and Zubayda Suraganova. “Kurak i zhyrtys v traditsionnoi kazakhskoi kulture.” [“Kurak and Zhyrtys in Traditional Kazakh Culture.”] Problemy arkheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopredelnykh territorii [Problems of Archeology, Ethnography, Anthropology of Siberia and Adjacent Territories], vol. 16, 2010, pp. 435–438. (In Russian)
Pissarchik, Antonina, and Mukaddama Khamidzhanova. “Uzornye izdeliya iz kusochkov materii (kuroma ili kurak).” [“Patterned Products Made of Pieces of Cloth (Kuroma or Kurak).”] Tadjiki Karategina and Darvaza [Tadjiks of Karategin and Darvaza], edited by Antonina Pissarchik. Dushanbe, Publishing House Donish, 1970, pp. 203–224. (In Russian)
Roux, Jean-Paul. “Tängri: Essai sur le Ciel-Dieu des Peuples Altaïques.” Revue de l’Histoire des Religions, no. 2, 1956, pp. 173–212. DOI: 10.3406/rhr.1956.7087. (In French)
Sadykova, Gulzat. Simvoly v kyrgyzskoi kulture [Symbols in Kyrgyz Culture]. Bishkek, Kyrgyz State University of Construction, Transport and Architecture, 2014. (In Russian)
Sekeeva, Anar. Traditsionnye loskutnye izdeliya kazakhov [Traditional Patchwork Products of Kazakhs]. Almaty, Almatykitap, 2022. (In Russian)
Shalabayeva, Gulmira. “Tsvetushchie sady i znoinoe leto’. K voprosu ob osobennostyakh tvorcheskogo metoda.” [“Blooming Gardens and Sultry Summer.’ On the Question of the Features of the Creative Method.”] Kasteyev readings, proceedings of the science and practical conference. 2015, A. Kasteyev State Museum of Arts, Almaty, pp. 4–23 (In Russian)
Skaggs, Steven. “The Semiotics of Visual Identity.” The American Journal of Semiotics, vol. 35, no. 3–4, 2019, pp. 277–307. DOI: 10.5840/ajs20201257.
Terletskiy, Nikolay. “K voprosu o roli loskutov tkani (latta-band) na mazarakh Tsentralnoi Azii.” [“On the Question of the Role of Cloth Patches (Latta Bands) in the Mazars of Central Asia.”] Lavrovskii sbornik: Materialy Sredneaziatsko-Kavkazskikh issledovanii. Etnologiya, istoriya, arkheologiya, kulturologiya [The Lavrov Collection: Materials of Central Asian-Caucasian Studies. Ethnology, History, Archeology, Cultural Studies], edited by Inga Stassevich. St. Petersburg, MAE RAN, 2007, pp. 118–122. (In Russian)
Volodeva, Natalya, et al. “Traditional Kazakh Costume as the Objectification of the Mythopoetical Model of the World.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 3, no. 1, 2018, www.cajas.kz/journal/article/view/24. Accessed 23 December, 2022. (In Russian)
Zantides, Evripides. “Signs of National Identity in the Graphic Design of Cypriot Print Advertisements.” The American
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.