Генезис художественно-графической культуры: древний «скифский звериный стиль» и современный казахский орнамент в новой архитектуре
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v8i1.655Аннотация
В эпоху глобализации в архитектуре установилась тенденция унификаций, где индустриальная технология вытеснила этнокультурную семантику. Работы казахстанских архитекторов в русле больших архитектур стилей «хай-тек», «деконструктивизм» или других популярных течений не способствуют эстетическому многообразию лика искусственной среды обитания в масштабе страны, ведут к художественному однообразию архитектуры городов и препятствуют раскрытию эстетического кода народа в созвездии культур народов мира. Методология базируется на исследовании архитектуры как феномена, тесно связанного с генезисом культуры. Работа основана на структурно-аналитическом методе, состоящем из взаимосвязанных звеньев, объединенных общей концепцией. Современная творческая прямолинейность и научно-концептуальная схематичность архитектуры привели к безликости городов, отсутствию региональной эстетической адресности. Актуализировался вопрос научно обоснованного и креативного решения проблемы формы и содержания новой архитектуры. Для раскрытия идейного содержания архитектуры как искусства в статье сделан акцент на генезисе культуры нашего народа. В поиске этнокультурного своеобразия архитектуры исследован генезис казахской художественно-графической культуры, который восходит к скифской эпохе. Исследования генезиса кочевнического искусства стиля Степной Скифии, понимаемого как язык искусства, как метод построения и осмысления архитектурных форм, легли в основу эстетической концепции архитектуры Казахстана. В процесс поиска художественного образа архитектуры привлечен «звериный стиль» (этнокультурное наследие мирового уровня) в органической связи с пластикой казахского орнамента. Методическое использование языка «звериного стиля», применение в композициях сложных приемов «зооморфных превращений» обогатили семантику новой архитектуры Казахстана. Бионическая пластика казахского орнамента, созвучная стилю сакской эпохи, позволила создавать поэтические архитектурные формы, подражающие гению природы.Ключевые слова:
глобализация, многоцветие культур, деконструктивизм, генезис культуры, «звериный стиль» Степной Скифии, казахский орнамент, образ архитектуры, семантика, традиции, бионикаСкачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Акишев, Алишер. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, Наука, 1984.
Артамонов, Михаил. Сокровища саков. Аму-Дарьинский клад. Алтайские курганы. Минусинские бронзы. Сибирское золото. Москва, Искусство, 1973.
Архитектурная бионика. Редактор Юрий Лебедев. Москва, Стройиздат, 1990.
Гумилев, Лев. Этнос, история и культура. Москва, МИШЕЛЬ и К, 1994.
Дуйсебай, Есболат. «Древние традиции и современные тенденции в архитектуре Казахстана». Архитектура, строительство, дизайн, № 4, 2004, с. 58 – 59.
Дуйсебай, Есболат. «Современные тенденции в архитектурно-художественном моделировании». Вестник науки Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина, № 4 (75), 2012, с. 72 – 77.
Дуцев, Михаил. Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре. 2014. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, докторская диссертация.
Иконников, Андрей. Функция, форма, образ в архитектуре. Москва, Стройиздат, 1986.
«Казахский орнамент и его значение». NUR.KZ, 11 июля 2017, www.nur.kz/family/school/1551418-kazakhskiy-ornament-ego-znachenie/. Дата доступа 17 июля 2022.
Канторович, Анатолий. «Классификация и типология элементов "зооморфных превращений" в зверином стиле степной Скифии». Структурно-семиотические исследования в археологии. Институт археологии НАН Украины. Т. 1. Донецк, ДонНУ, 2002, с. 77–130.
Королькова, Елена. Теоретические проблемы искусствознания и «звериный стиль» скифской эпохи. К формированию глоссария основных терминов и понятий. Санкт-Петербург, б. и., 1996.
Метленков, Николай. Парадигмальная динамика архитектурного метода. Москва, Архитектура и строительство России, 2018.
«Монгольская гробница». YouTube, загружено Black Lion, 11 февраля 2022, www.youtube.com/watch?v=_WQ8jREoT-Q. Дата доступа 01апреля 2022.
Назарбаев, Нурсултан. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Akorda.kz, 12 апреля 2017, www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya. Дата доступа 01 апреля 2022.
Назарбаев, Нурсултан. «Семь граней Великой Степи». КАЗИНФОРМ, 21 ноября 2018, www.inform.kz/ru/stat-ya-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-a-nazarbaeva-sem-graney-velikoy-stepi_a3462012. Дата доступа 01 апреля 2022.
Омуралиев, Дуйшенбек, и Ольга Воличенко. Мейнстримы новейшей архитектуры – двадцать первый век. Saarbrucken, Palmarium Academic Publishing, 2013.
Фёдоров-Давыдов, Герман. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. Москва, Искусство, 1976.
Флиер, Андрей. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. Москва, Академический проект, 2000.
Шулембаева, Раушан. «Золото предков». Казахстанская правда, 08 октября 2021, www.kazpravda.kz/n/zoloto-predkov/. Дата доступа 18 марта 2022.
Яралов, Юрий. Национальное и интернациональное в советской архитектуре. Москва, Стройиздат, 1971.
References
“Mongolskaya grobnitsa.” [“Mongolian tomb.”] YouTube, uploaded by Black Lion, 11 February 2022, youtu.be/_WQ8jREoT-Q. Accessed 01 April 2022. (In Russian)
Akishev, Alisher. Iskusstvo i mifologija sakov [The Art and Mythology of the Saks]. Alma-Ata, Nauka, 1984. (In Russian)
Arhitekturnaya bionika [Architectural Bionics], edited by Yuriy Lebedev. Moscow, Stroyizdat, 1990. (In Russian)
Artamonov, Mikhail. Sokrovishcha Sakov. Amu-Darinskiy klad. Altayskiye kurgany. Minusinskiye bronzy. Sibirskoye zoloto [Treasures of Saks. Amu-Darya Treasure Hoard. Altai Burial Mounds. Minusinsk Bronzes. Siberian Gold]. Moscow, Iskusstvo, 1973. (In Russian)
Duisebay, Yesbolat. “Drevniye traditsiy i sovremennyye tendentsii v arkhitekture Kazakhstana.” [“Ancient Traditions and Modern Trends in Architecture Kazakhstan.”] Arhitektura, stroitelstvo, dizayn [Architecture, Construction, Design], no. 4, 2004, pp. 58–59. (In Russian)
Duisebay, Yesbolat. “Sovremennyye tendentsii v arkhitekturno-khudozhestvennom modelirovanii.” [“Modern Trends in Architectural and Artistic Modeling.”] Herald of Science, no. 4 (75), 2012, pp. 72–77, www.kazatu.edu.kz/assets/i/science/vn1204gum04.pdf. Accessed 13 January 2023. (In Russian)
Dutsev, Mikhail. Kontseptsiya khudozhestvennoy integratsii v noveyshey arkhitekture [The Concept of ‘Fields’ as the Basis for Integration of Art in Contemporary Architecture]. 2014, Nizhniy Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, PhD Thesis, www.dissercat.com/content/kontseptsiya-khudozhestvennoi-integratsii-v-noveishei-arkhitekture. Accessed 8 March 2023. (In Russian)
Fedorov-Davydov, German. Iskusstvo kochevnikov i Zolotoy Ordy. Ocherki kultury i iskusstva narodov Yevraziyskikh stepey i zolotoordynskikh gorodov [Art of the Nomads and the Golden Horde. Essays on the Culture and Art of the Peoples of the Eurasian Steppes and the Golden Horde Cities]. Moscow, Iskusstvo, 1976. (In Russian)
Flier, Andrey. Kulturologiya dlya kulturologov: uchebnoye posobiye dlya magistrantov i aspirantov, doktorantov i soiskateley, a takzhe prepodavateley kulturologi [Cultural Studies for Culturologists: a Textbook for Undergraduate and Graduate Students, Doctoral and Postgraduate Students, as well as Teachers of Cultural Studies]. Moscow, Akademicheskiy рroekt, 2000. (In Russian)
Gumilev, Lev. Etnos, istoriya i kultura [Ethnicity, History, and Culture]. Moscow, MISHEL i K, 1994. (In Russian)
Ikonnikov, Andrey. Funktsiya, forma, obraz v arhitekture [Function, Form and Image in Architecture]. Moscow, Stroyizdat, 1986. (In Russian)
Kantorovich, Anatoliy. “Klassifikaciya i tipologiya elementov zoomorfnyh prevrashheniy v zverinom stile stepnoy Skifii.” [“Classification and Typology of the Elements of Zoomorphic Transformations in the Animal style of the Scythian Steppe.”] Strukturno-semioticheskie issledovanija v arheologii [Structural and Semiotic Research in Archeology], executive editor Alexander Evglevskiy. Donetsk, DonNU, 2002, рр. 77–130. (In Russian)
Korolkova, Elena. Teoreticheskie problemy iskusstvoznanija i “zverinyj stil” skifskoy epohi. K formirovaniju glossarija osnovnyh terminov i ponjatij [Theoretical Problems of Art History and the ‘Animal Style’ of the Scythian Epoch. Toward a Glossary of Key Terms and Concepts]. Saint-Petersburg, n. p., 1996. (In Russian)
Martsenyuk, Tatyana. “Kazakhskiy ornament i ego znacheniye” [“Kazakh Ornament and its Meaning.”] NUR.KZ, 11 July 2017, www.nur.kz/family/school/1551418-kazakhskiy-ornament-ego-znachenie/. Accessed 20 January 2023 (In Russian)
Metlenkov, Nikolay. Paradigmalnaya dinamika arhitekturnogo metoda [The Paradigm Dynamics of the Architectural Method]. Moscow, Arkhitektura i stroitelstvo Rossii, 2018. (In Russian)
Nazarbayev, Nursultan. “Course towards the future: modernization of Kazakhstan’s identity. Akorda.kz, 12 April 2017, www.akorda.kz/en/events/akorda_news/press_conferences/course-towards-the-future-modernization-of-kazakhstans-identity. Accessed 05 August 2020.
Nazarbayev, Nursultan. “Sem graney Velikoy Stepi.” [“Seven Facets of the Great Steppe.”] KAZINFORM, 21 November 2018, www.inform.kz/ru/stat-ya-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-a-nazarbaeva-sem-graney-velikoy-stepi_a3462012. Accessed 14 February 2023. (In Russian)
Omuraliyev, Duyshenbek, and Olga Volichenko. Mejnstrimy noveyshey arhitektury – dvadtsat pervyi vek. [The Mainstream of Modern Architecture-twenty-first Century]. Saarbrucken. Palmarium Academic Publishing, 2013. (In Russian)
Shulembayeva, Raushan. “Zoloto predkov.” [“Ancestral Gold.”] Kazakhstanskaya Pravda, 8 October 2021, www.kazpravda.kz/n/zoloto-predkov/. Accessed 13 January 2023. (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.