РЕГИОНАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЕСНИ
Аннотация
Аннотация. Воспитание певца, владеющего необходимыми основами художественного мастерства и методами дальнейшего совершенствования музыкального познания, сочетающего в себе способности развивать свободное мышление с собственным творческим видением, является важной задачей в современных условиях. Использование полученных знаний о музыкально-художественных качествах традиционной песни при подготовке к концертно-исполнительской деятельности для раскрытия певца как творческой личности, тенденция, восходящая к древним временам. Профессионализм эстрадных интерпретаций традиционных казахских песен вызывает много споров и чаще не соответствует требованиям художественности. Особенно актуальна пропаганда исполнительского стиля национального колорита в распространении культуры предков и воспитании музыкантов. Известно, что Александр Затаевич за шестнадцатилетнюю собирательскую деятельность нотировал свыше двадцати трех тысяч казахских песен, выявляющих различия в локальной специфике исполнения песни. Практика показала, что несмотря на то, что Александр Викторович Затаевич предложил первую классификацию песен по региональному признаку, труд собирателя лишь капля в море народно-песенного наследия. Для казахской традиционной песни характерны свои регионально-стилевые и исполнительские особенности. Это актуализирует проведение научного анализа с описанием художественно-языковых и исполнительских приемов песни в каждом регионе казахской степи. Региональные особенности традиционной песни впервые были оценены выдающимся поэтом Ильясом Жансугуровым в статье «Песня, о певцах». Основная цель предлагаемой статьи — анализ традиционных представлений о идеале песни и её исполнении, изложенных в песенной поэзии, с учетом формирования целостной концепции об основах профессионального мастерства певца, возрождение системы воззрений о национальном звукоидеале через исполнительскую практику. В статье излагаются некоторые параметры корпуса идей «народные мысли» о песне, способе и методах её звукоизвлечения, обсуждаются исполнительские техники, сформировавшиеся в локальных школах песенной традиции. В качестве методов исследования использовались методики эмпирического описания, герменевтического анализа, сравнительный методы. На основе историко-типологических, теоретических исследований в музыковедении, начатых Ахметом Жубановым, Акселеу Сейдимбеком, Аминой Нугмановой, Жанибеком Карменовым впервые выявляются исполнительские различия региональных школ, существующих в традиционной казахской песне. В результате автор, как певец-практик, дает описание уникальных исполнительских приемом казахского традиционного песенного искусства, что убеждает в разнообразии региональных школ песенной традиции казахов. Теоретические положения и результаты исследования могут иметь практическое значение в качестве дополнения в содержании дисциплин «История казахской музыки», «История исполнительского искусства».Ключевые слова:
песня, традиция, исполнительская манера, традиционные представления, региональные песенные школыСкачивания
Библиографические ссылки
References
Abduali, Akhan and Abugazy Murat. Zhetіsu akyndarynyng zhyr saryndary [Zhyr melodies of Zhetisu poets]. Almaty: Atamura, 2008.
Akhan serі. Mangmanger (Songs). Compiled and ed. by H.Zhuzbasov. – Almaty: Oner, 1988.
Naimanbaiuly, Asset. Іnzhu-marzhan. Compiled and ed. by H.Zhuzbasov. – Al-maty: Oner, 1992. p.143.
Altybaev, Kuanysh. Asset anderіnіng oryndaushylyk tasіlderіnіng adіstemesі [The methodology of performing Asset’s songs]. 6M040400 «Dasturlі muzykalyk on-er» mamandygy. Almaty, 2018.
Baibek, Aigul. Pesennyj kanon i individualnye stili ustno-professionalnoj liriki Arki (v kontekste tvorchestva Bіrzhan sala, Aқan serі i Үkіlі Ybyraya) [Song canon and individual styles of Arka oral and professional lyrics (in the context of the art of Birzhan sal, Akan seri and Ykili Ybyrai)]. Almaty: Asyl kіtap, 2021
Bekkhozhina Taliga. Kazaktyng 200 ani [200 Kazakh songs]. Almaty, 1972.
Bes gasyr zhyrlaidy [The melody of five centuries] (compiled by M. Magauin, M. Baidіldaev). Almaty, 1989. V. 1.
Bes gasyr zhyrlaidy [The melody of five centuries] (compiled by M. Magauin, M. Baidіldaev). Almaty, 1989. V.2
Bіrzhan sal Kozhagululy. Lailіm shyrak (musical-ethnographic collection). Com-piled by B. Erzakovich, A. Derbіsaliev, Z. Kospakov. – Almaty: Oner, 1983.
Darzhanova, Sholpan. Kenen Azіrbaiuly an mektebіnіng ozіndіk korkem tіlі men uiretu adіstemesі [Unique artistic language and methodology of training in song school of Kenen Azirbaiuly]. 6M040400 «Dasturlі muzyka onerі» mamandygy boiynsha onertanu magistrlіk dissertaciyasy kolzhazbasy. Almaty, 2018.
Elemanova, Saida. Kazahskoe tradicionnoe pesennoe iskusstvo [Kazakh tradition-al song art]. Almaty, Daik-press, 2000.
Erzakovich, Boris. Antologiya kazahskih narodnyh lyubovnyh pesen [Anthology of Kazakh national love songs]. Almaty: Gylym, 1994.
Post, Jennifer. I Take My "Dombra" and Sing to Remember My Homeland: Iden-tity, Landscape and Music in Kazakh Communities of Western Mongolia. Eth-nomusicology. Vol. 16, No. 1, Musical Performance in the Diaspora (June 2007). pp. 45-69 (25 pages).
Jumaniyozova, Raushan. Typological Features of the Kazakh Ethnic Picture of the World. International Journal of Environmental and Science Education. Au-gust 11, 2016.
Kara oleng. Compiled by Orazakyn A. Almaty: Zhalyn, 1997.
Kazak anderining antologiyasy [Anthology of Kazakh songs]. Compiled by Zh. Karmenov. Almaty, 1990. V.1.
Kuzeubai, Amangeldi. National Traditions of the 21st Century: Problems with the Preservation and Translation of Kazakh Traditional Music. «AСTA HISTRI-AE», July 2015. ACTA HISTRIAE 23, 2015, 2.
Muhit. Ander. Almaty: Oner, 1960.
Seidіmbekov, Akseleu. Mini bar marzano [One thousand and one corals]. Al-maty, 1989.
Sipos, Janos. Kazakh folk songs from the two ends of the steppe. Research Centre for the Humanities. Institute for Musicology. Budapest, 2020. pp. 290. (In Eng-lish)
Ybyrai Sandibaiuly. Ander [Songs] (musical-ethnographic collection), Almaty, 1989.
Vorfolomeyeva, Olga. Vocal school of west Kazakhstan region. European Jour-nal of Natural History. 2014, № 5, P. 37-41.
Zhaiau Musa. Aksisa (collection of songs). Compiled and ed. by Erzakovich B.G. Almaty, Oner, 1961.
Zhanpeisova, Saule. Batys Kazakstan anshіlіk dasturіning bugіngі tandagy oku zhuiesindegi damu bagyttary [Development trends of modern educational system of Western Kazakhstan singing tradition]. Auen-syr. Almaty, Arys, 2008.
Zhansugurov, Ilyas. An, anshi turaly. Bes tomdyk shygarmalar zhinagy [About songs and singers. Collection of works in five volumes]. Almaty, Zhazushy, 1989.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.