РЕГИОНАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЕСНИ

Авторы

  • Мерует Мухсиынова Жаксыбековна Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан) https://orcid.org/0000-0001-9544-4293
  • Зульфия Касимова Маликовна Temirbek Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts (Almaty, Kazakhstan)

Аннотация

Аннотация. Воспитание певца, владеющего необходимыми основами художественного мастерства и методами дальнейшего совершенствования музыкального познания, сочетающего в себе способности развивать свободное мышление с собственным творческим видением, является важной задачей в современных условиях. Использование полученных знаний о музыкально-художественных качествах традиционной песни при подготовке к концертно-исполнительской деятельности для раскрытия певца как творческой личности, тенденция, восходящая к древним временам. Профессионализм эстрадных интерпретаций традиционных казахских песен вызывает много споров и чаще не соответствует требованиям художественности. Особенно актуальна пропаганда исполнительского стиля национального колорита в распространении культуры предков и воспитании музыкантов. Известно, что Александр Затаевич за шестнадцатилетнюю собирательскую деятельность нотировал свыше двадцати трех тысяч казахских песен, выявляющих различия в локальной специфике исполнения песни. Практика показала, что несмотря на то, что Александр Викторович Затаевич предложил первую классификацию песен по региональному признаку, труд собирателя лишь капля в море народно-песенного наследия. Для казахской традиционной песни характерны свои регионально-стилевые и исполнительские особенности. Это актуализирует проведение научного анализа с описанием художественно-языковых и исполнительских приемов песни в каждом регионе казахской степи. Региональные особенности традиционной песни впервые были оценены выдающимся поэтом Ильясом Жансугуровым в статье «Песня, о певцах». Основная цель предлагаемой статьи — анализ традиционных представлений о идеале песни и её исполнении, изложенных в песенной поэзии, с учетом формирования целостной концепции об основах профессионального мастерства певца, возрождение системы воззрений о национальном звукоидеале через исполнительскую практику. В статье излагаются некоторые параметры корпуса идей «народные мысли» о песне, способе и методах её звукоизвлечения, обсуждаются исполнительские техники, сформировавшиеся в локальных школах песенной традиции. В качестве методов исследования использовались методики эмпирического описания, герменевтического анализа, сравнительный методы. На основе историко-типологических, теоретических исследований в музыковедении, начатых Ахметом Жубановым, Акселеу Сейдимбеком, Аминой Нугмановой, Жанибеком Карменовым впервые выявляются исполнительские различия региональных школ, существующих в традиционной казахской песне. В результате автор, как певец-практик, дает описание уникальных исполнительских приемом казахского традиционного песенного искусства, что убеждает в разнообразии региональных школ песенной традиции казахов. Теоретические положения и результаты исследования могут иметь практическое значение в качестве дополнения в содержании дисциплин «История казахской музыки», «История исполнительского искусства».

Ключевые слова:

песня, традиция, исполнительская манера, традиционные представления, региональные песенные школы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Мерует Мухсиынова Жаксыбековна , Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Мухсиынова Мерует Жақсыбекқызы – старший преподаватель, докторант 1-курса Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Зульфия Касимова Маликовна, Temirbek Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts (Almaty, Kazakhstan)

Касимова Зульфия Маликовна – кандидат искусствоведения, старший преподаватель, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

References

Abduali, Akhan and Abugazy Murat. Zhetіsu akyndarynyng zhyr saryndary [Zhyr melodies of Zhetisu poets]. Almaty: Atamura, 2008.

Akhan serі. Mangmanger (Songs). Compiled and ed. by H.Zhuzbasov. – Almaty: Oner, 1988.

Naimanbaiuly, Asset. Іnzhu-marzhan. Compiled and ed. by H.Zhuzbasov. – Al-maty: Oner, 1992. p.143.

Altybaev, Kuanysh. Asset anderіnіng oryndaushylyk tasіlderіnіng adіstemesі [The methodology of performing Asset’s songs]. 6M040400 «Dasturlі muzykalyk on-er» mamandygy. Almaty, 2018.

Baibek, Aigul. Pesennyj kanon i individualnye stili ustno-professionalnoj liriki Arki (v kontekste tvorchestva Bіrzhan sala, Aқan serі i Үkіlі Ybyraya) [Song canon and individual styles of Arka oral and professional lyrics (in the context of the art of Birzhan sal, Akan seri and Ykili Ybyrai)]. Almaty: Asyl kіtap, 2021

Bekkhozhina Taliga. Kazaktyng 200 ani [200 Kazakh songs]. Almaty, 1972.

Bes gasyr zhyrlaidy [The melody of five centuries] (compiled by M. Magauin, M. Baidіldaev). Almaty, 1989. V. 1.

Bes gasyr zhyrlaidy [The melody of five centuries] (compiled by M. Magauin, M. Baidіldaev). Almaty, 1989. V.2

Bіrzhan sal Kozhagululy. Lailіm shyrak (musical-ethnographic collection). Com-piled by B. Erzakovich, A. Derbіsaliev, Z. Kospakov. – Almaty: Oner, 1983.

Darzhanova, Sholpan. Kenen Azіrbaiuly an mektebіnіng ozіndіk korkem tіlі men uiretu adіstemesі [Unique artistic language and methodology of training in song school of Kenen Azirbaiuly]. 6M040400 «Dasturlі muzyka onerі» mamandygy boiynsha onertanu magistrlіk dissertaciyasy kolzhazbasy. Almaty, 2018.

Elemanova, Saida. Kazahskoe tradicionnoe pesennoe iskusstvo [Kazakh tradition-al song art]. Almaty, Daik-press, 2000.

Erzakovich, Boris. Antologiya kazahskih narodnyh lyubovnyh pesen [Anthology of Kazakh national love songs]. Almaty: Gylym, 1994.

Post, Jennifer. I Take My "Dombra" and Sing to Remember My Homeland: Iden-tity, Landscape and Music in Kazakh Communities of Western Mongolia. Eth-nomusicology. Vol. 16, No. 1, Musical Performance in the Diaspora (June 2007). pp. 45-69 (25 pages).

Jumaniyozova, Raushan. Typological Features of the Kazakh Ethnic Picture of the World. International Journal of Environmental and Science Education. Au-gust 11, 2016.

Kara oleng. Compiled by Orazakyn A. Almaty: Zhalyn, 1997.

Kazak anderining antologiyasy [Anthology of Kazakh songs]. Compiled by Zh. Karmenov. Almaty, 1990. V.1.

Kuzeubai, Amangeldi. National Traditions of the 21st Century: Problems with the Preservation and Translation of Kazakh Traditional Music. «AСTA HISTRI-AE», July 2015. ACTA HISTRIAE 23, 2015, 2.

Muhit. Ander. Almaty: Oner, 1960.

Seidіmbekov, Akseleu. Mini bar marzano [One thousand and one corals]. Al-maty, 1989.

Sipos, Janos. Kazakh folk songs from the two ends of the steppe. Research Centre for the Humanities. Institute for Musicology. Budapest, 2020. pp. 290. (In Eng-lish)

Ybyrai Sandibaiuly. Ander [Songs] (musical-ethnographic collection), Almaty, 1989.

Vorfolomeyeva, Olga. Vocal school of west Kazakhstan region. European Jour-nal of Natural History. 2014, № 5, P. 37-41.

Zhaiau Musa. Aksisa (collection of songs). Compiled and ed. by Erzakovich B.G. Almaty, Oner, 1961.

Zhanpeisova, Saule. Batys Kazakstan anshіlіk dasturіning bugіngі tandagy oku zhuiesindegi damu bagyttary [Development trends of modern educational system of Western Kazakhstan singing tradition]. Auen-syr. Almaty, Arys, 2008.

Zhansugurov, Ilyas. An, anshi turaly. Bes tomdyk shygarmalar zhinagy [About songs and singers. Collection of works in five volumes]. Almaty, Zhazushy, 1989.

Загрузки


Number of views: 52

Опубликован

2023-10-05 — Обновлена 2023-11-08

Как цитировать

Мерует Мухсиынова Жаксыбековна, и Зульфия Касимова Маликовна. «РЕГИОНАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЕСНИ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 3, 2023 г., с. 100-14, https://cajas.kz/journal/article/view/656.
Лицензия Creative Commons