Быстрые рисунки Расильбека Естемесова (к проблематике «Память нации»)

Авторы

  • Светлана Шкляева Независимый исследователь

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v8i1.659

Аннотация

Графика Расильбека Естемесова – это своеобразное явление развития спонтанного быстрого линейного рисунка в истории современной графики Казахстана. Обращение в исследовании к работам художника как к визуализированной практике эйдетической памяти автора, воспроизводящего образы национального этоса, проводится впервые, что позволяет назвать работу актуальной. Целями исследования стали «чтение контекстов» рисунков, позволяющее понять ценностные ориентиры творчества художника, и анализ приёмов авторского метода графика. В общей методологии написания статьи использованы разные способы изучения работ художника: визуальный искусствоведческий анализ, метод формально-типологической систематизации, приёмы интерпретативного подхода, феноменологический метод, семиотический анализ, сравнительно-сопоставительный метод. В статье многие смысловые решения композиций рисунков художника сопоставлялись с выводами исследователей – философов, этнологов, мифологов, изучающих психологию творчества и особенные черты, присущие характеру статуса идентичности казахского народа. Благодаря такому сравнению выявлено соответствие между спонтанными эйдетическими образами, дополненными визуальными символическими мифологическими и фольклорными репрезентациями художника, и теоретическими положениями исследований ученых. Показаны отличительные особенности художественного языка «интеллектуально-чувственных» рисунков автора: выразительная техника передачи упрощенных форм в скором рисунке шариковой гелевой ручкой; точность в нанесении эмоциональных мимитических линий лица, характерных жестов, движения фигур; неожиданность импровизации в компьютерной инверсии. Рисунки художника можно обозначить как определенный современный содержательный опыт в создании графических образов, релевантных одной из возможных практик обозначения казахской идентичности в культуре страны и кросс-культурном общении.    

Ключевые слова:

быстрые рисунки, чтение контекста, феноменологический метод, художественный язык, казахская идентичность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Шкляева, Независимый исследователь

Кандидат искусствоведения, независимый исследователь

Библиографические ссылки

Список источников

Erll, Astrid. “The Hidden Power of Implicit Collective Memory.” Memory, Mind & Media, vol. 1, 2022, pp. 1–17. DOI: 10.1017/mem.2022.7.

Hall, Edward, and Mildred Hall. Hidden Differences Doing Business with the Japanese. Garden City, Anchor Books Editions, 1987.

Hirsсh, Eric, et al. The New Dictionary of Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. Boston & New-York, Houghton Mifflin, 2002.

Sharipova, Dilyara, et al. “Revisiting the Kazakh Famine at the Beginning of the 1930s in Fine Art Forms from the Perspective of Cultural Memory.” Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, vol. 12, no. 2020, pp. 1–10. DOI: 10.21659/rupkatha.v12n1.16.

Аманов, Багдаулет, и Асия Мухамбетова. Казахская традиционная музыка и XX век. Алматы, Дайк-Пресс, 2002.

Ассман, Ян. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Перевод с немецкого Марии Сокольской. Москва, Языки славянской культуры, 2004.

Барт, Ролан. Фрагменты речи влюбленного. Перевод с французского Виктора Лапицкого. Москва, Ad Marginem, 1999, www.bookscafe.net/read/rolan_bart-fragmenty_rechi_vlyublennogo-236383.html#p2. Дата доступа 15 сентября 2022.

Бисенбаев, Асылбек. Мифы древних тюрков. 3-е изд. Алматы, Мектеп, 2018.

Ильин, Илья. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. Москва, Интрада, 1998.

Исмагулов, Оразак, и др. «Антропологическое развитие казахского народа и глубина его этноисторических истоков». Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 21, № 68, 2019, с. 32–42.

Нора, Пьер. «Проблематика мест памяти». Нора, Пьер, и др. Франция-память. Перевод с французского Дины Хапаевой. Санкт-Петербург, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999, с. 17–50, www.mipt.ru/education/chair/philosophy/upload/6ec/nora1-arph7asf0ow.pdf. Дата доступа 06 августа 2022.

Нурланова, Канат. «Человек и мир: казахская национальная идея». Central Asian Journal of Art Studies, т. 2, № 2, 2017, с. 5–33.

Сейдимбек, Акселеу. Мир казахов. Этнокультурологическое переосмысление. Астана, Фолиант, 2011.

Шарипова, Диляра, и др. «Актуализация национального фольклора в графике и комиксе Казахстана». Keruen, т. 74, № 1, 2022, с. 253–264. DOI: 10.53871/2078-8134.2022.1-20.

Шарипова, Диляра, и др. «Интертекстуальность в современном искусстве Казахстана в аспекте культурной памяти». Вестник Казахского национального женского педагогического университета, № 2 (86), 2021, с. 179–190. DOI: 10.52512/2306-5079-2021-86-2-179-190.

Шарипова, Диляра, и др. «Осмысление трагических моментов национальной истории в графике и монументальной скульптуре Казахстана». Вестник Казахского национального женского педагогического университета, № 1 (81), 2020, с. 315–320.

Эстетика Ренессанса. Антология в 2-х томах. Т. 2. Редактор-составитель Вячеслав Шестаков. Москва, Искусство, 1981.

References

Amanov, Bagdaulet, and Assiya Mukhambetova. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i XX vek [Kazakh Traditional Music and the XX Century]. Almaty, Dayk-Press, 2002. (In Russian)

Assman, Jan. Kulturnaya pamyat: Pismo, pamyat o proshlom i politicheskaya identichnost v vysokikh kulturakh drevnosti [Cultural memory: Writing, Memory of the Past and Political Identity in the High Cultures of Antiquity]. Transl. from German by Mariya Sokolskaya. Moscow, Yazyki slavyanskoy kultury, 2004. (In Russian)

Barthes, Roland. Fragmenty rechi vlyublennogo [Fragments of a Lover’s Speech]. Transl. from French by Victor Lapitskiy. Moscow, Ad Marginem, 1999, www.bookscafe.net/read/rolan_bart-fragmenty_rechi_vlyublennogo-236383.html#p2. Aссessed 15 September 2022. (In Russian)

Bissenbayev, Asylbek. Mify drevnikh tyurkov [Myths of the ancient Turks]. Almaty, Mektep, 2018. (In Russian)

Erll, Astrid. “The Hidden Power of Implicit Collective Memory.” Memory, Mind & Media, vol. 1, 2022, pp. 1–17. DOI: 10.1017/mem.2022.7.

Hall, Edward, and Mildred Hall. Hidden Differences Doing Business with the Japanese. Garden City, Anchor Books Editions, 1987.

Hirsсh, Eric, et al. The New Dictionary of Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. Boston & New-York, Houghton Mifflin, 2002.

Ilyin, Ilya. Postmodernizm ot istokov do kontsa stoletiya: evolyutsiya nauchnogo mifa [Postmodernism from its Origins to the End of the Century: the Evolution of a Scientific Myth]. Moscow, Intrada, 1998. (In Russian)

Ismagulov, Orazak, et al. “Antropologicheskoye razvitiye kazakhskogo naroda i glubina yego etnoistoricheskikh istokov.” [“Anthropological Development of the Kazakh People and the Depth of its Ethnohistorical Origins.”] Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk, vol. 21, no. 68, 2019, pp. 32–42. (In Russian)

Nora, Pierre, et al. Problematika mest pamyati. Frantsiya-pamyat [Problems of Memory Locations. France-Memory]. Transl. from French by Dina Khapayeva. Saint Petersburg, Sankt-Petersburgskiy universitet, 1999, pp. 17–50.

Nurlanov, Kanat. “Man and the World: the Kazakh National Idea.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 2, no. 2, 2017, pp. 5–33. (In Russian)

Seydimbek, Akseleu. Mir kazakhov. Etnokulturnoye pereosmysleniye [The World of Kazakhs. Ethno-cultural Reinterpretation]. Astana, Foliant, 2011. (In Russian)

Sharipova, Dilyara, et al. “Revisiting the Kazakh Famine at the Beginning of the 1930s in Fine Art Forms from the Perspective of Cultural Memory.” Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, vol. 12, no. 2020, pp. 1–10. DOI: 10.21659/rupkatha.v12n1.16. (In Russian)

Sharipova, Dilyara, et al. “Tragic Moments of National History in Graphics and Monumental Sculpture of Kazakhstan.” Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University, vol. 81, no. 1, 2020, www.vestnik.kazmkpu.kz/jour/article/view/435/400. Accessed 19 January 2023. (In Russian)

Sharipova, Dilyara, et al. “Actualization of National Folklore in Graphics and Comics of Kazakhstan.” Keruen, vol. 74, no. 1, 2022, pp. 253–264. DOI: org/10.53871/2078-8134.2022.1-20. (In Russian)

Sharipova, Dilyara, et al. “Intertextuality in Contemporary Art of Kazakhstan in the Aspect of Cultural Memory.”] Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University, vol. 86, no. 2, 2021, pp. 179–190. DOI: 10.52512/2306-5079-2021-86-2-179-190. (In Russian)

Estetika Renessansa [Renaissance Aesthetics], edited by Vyacheslav Shestakov, vol. 2. Mosсow, Iskusstvo, 1981, pp. 530–535. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 322

Опубликован

2023-03-20

Как цитировать

Светлана Шкляева. «Быстрые рисунки Расильбека Естемесова (к проблематике „Память нации“)». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 1, 2023 г., с. 82–100, doi:10.47940/cajas.v8i1.659.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons