Горизонты трансмедиального: поэтика Саодат Исмаиловой
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v8i1.674Аннотация
Статья посвящена творчеству одной из всемирно известных современных художниц Центральной Азии Саодат Исмаиловой. В 2022 году Саодат Исмаилова представляла региональную культуру сразу на нескольких ведущих площадках искусства – в программе 59-й Венецианской биеннале «Молоко сновидений», куратор Чечилия Алемани (Венеция, Италия), в программе одной из главных международных выставок «Documenta 15», куратор – индонезийский коллектив Ruangrupa (Кассель, Германия). В начале 2023 года открылась персональная выставка Саодат Исмаиловой «18 000 миров» в Eye Filmmuseum (Амстердам, Нидерланды) в связи с тем, что художнице был присужден Eye Art & Film Prize, который выдается за преодоление границ разных медиа. Цель статьи – рассмотреть разнообразные грани трансмедиальной практики художницы, работающей как в кино, так и в современном искусстве (contemporary art). Автор решает задачи анализа творчества Исмаиловой, рассматривая такие аспекты, как контекст, лирический герой, медиум и послание. Методологически статья выстроена как критический анализ, предполагающий взаимообусловленность арт-критики, семиотики и герменевтики. Используются инструменты иконографического анализа, иконологии, фактографического метода, интервью с художницей. В круг, формирующий дискуссию статьи, вовлечены произведения различных мыслителей, так или иначе связанных с мифопоэтическим ареалом Исмаиловой, который рассматривается в дискурсе деколониального поворота, феминистических практик, эзотерического знания, экофильности, тотемизма и фитолатрии, синестезии восприятия. Как результат – холистический обзор творческого метода художницы, главными чертами которого можно назвать трансмедиальность, суггестию локальных образов и нарративов, создающих своего рода арт-экзорцизм.Ключевые слова:
трансмедиальность, деколониальный поворот, туранский тигр, чилла, Кырк Кыз, шашмаком, артхаус, видео-арт, современное искусствоСкачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Alban Achinte, Adolfo. Texiendo textos y saberes. Cinco hijos para pensar los estudios culturales, la colonialidad y la interculturalidad. [Weaving texts and knowledge. Reflections on Cultural Studies, Coloniality and Interculturality]. Popayán, Editorial Universidad del Cauca, 2006. (In Spanish)
Ismailova, Saodat, and Ulugbek Sadykov. Monolog Gulaim to her father Allayar. catalogue 2013–2019, Imoco Group, Trevizo, 2019.
Ismailova, Saodat. The Haunted. 2013–2019, Imoco Group, Trevizo, 2019.
Барт, Ролан. «Смерть автора». Барт, Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Москва, РИПОЛ классик, 1994, с. 384–391.
Ницше, Фридрих. Так говорил Заратустра. Москва, Азбука, 2014.
Тарковский, Арсений. «Сорок девушек». Тарковский, Арсений. Избранное: Стихотворения. Поэмы. Переводы. 1929–1979. Москва, Художественная литература, 1982.
Тлостанова, Мадина. «What’s in a Name? Белая магия Саодат Исмаиловой». Тлостанова, Мадина. Саодат Исмаилова. Как меня звали? (каталог выставки). Алматы, Aspan Gallery, 2021, с. 6–16.
References
Alban Achinte, Adolfo. Texiendo textos y saberes. Cinco hijos para pensar los estudios culturales, la colonialidad y la interculturalidad [Weaving texts and knowledge. Reflections on Cultural Studies, Coloniality and Interculturality]. Popayán, Editorial Universidad del Cauca, 2006. (In Spanish)
Barthes, Roland. “Smert avtora.” [“The Death of the Author.”] Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika [Selected works. Semiotics. Poetics]. Moscow, Progress. 1994, pp. 384–391. (In Russian)
Ismailova, Saodat, and Ulugbek Sadykov. Monolog Gulaim to her father Allayar. Catalogue 2013–2019. Trevizo, Imoco Group, 2019.
Ismailova, Saodat. The Haunted. 2013–2019. Trevizo, Imoco Group, 2019.
Nietzsche, Friedrich. Tak govoril Zaratustra [Thus Spake Zarathustra]. Moscow, Azbuka, 2014. (In Russian)
Tarkovskiy, Arseniy. “Sorok devushek.” [“Forty Girls.”] Tarkovskiy, Arseniy. Izbrannoe: Stixotvoreniya; Poemy; Perevody. 1929–1979. [Favorites: Poetry; Poems; Translations. 1929–1979]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura [Fiction Literature], 1982. [In Russian]
Tlostanova, Madina. "What’s in a Name? Belaya magiya Saodat Ismailovoy." ["What’s in a Name? White Magic by Saodat Ismailova."]. Tlostanova, Madina. Saodat Ismailova. What’s in a Name? (Exhibiton catalogue). Almaty, Aspan Gallery, 2021. (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.