ВЛИЯНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА НА КИНЕМАТОГРАФ ДВАДЦАТОГО ВЕКА
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i2.688Аннотация
Аннотация. В статье представлен анализ влияния философского направления экзистенциализм на кинематограф двадцатого века. Фильмы того периода поднимали темы абсурда, свободы, тревоги и смерти, характерные для экзистенциализма. Фокус внимания в статье сосредоточен на новых решениях в киноязыке в контексте экзистенциальной философии. Цель исследования заключается в выявлении связей между философским направлением экзистенциализма и искусством кинематографии. Человеческое существование и проблема выбора в безразличном и бессмысленном мире на примере авторских фильмов режиссеров двадцатого века (Бергман, Тарковский, Годар, Трюффо, Тарантино и др.) так или иначе основывается на трудах Ж.-П. Сартра и других философов-экзистенциалистов (М. Хайдеггер, С. Кьеркегор). Методика исследования включает исследование фильмов авторского кинематографа двадцатого века в контексте экзистенциальной теории. Применен сравнительный анализ тем и мотивов поступков персонажей кинокартин с соответствующей философской теорией. В результате проведенного исследования авторы выявили несомненное влияние экзистенциализма на кинематограф двадцатого века. В статье приводятся примеры таких фильмов, как «Седьмая печать», «Солярис», «Матрица» и другие, где были обнаружены отражения экзистенциальных тем и мотивов. Авторы подчеркивают важность проделанной работы для понимания роли философии экзистенциализма в формировании кинематографического языка. Исследование также открывает возможности для более глубокого изучения проявлений человеческой души на экране. Новизна данной работы заключается в оригинальном подходе к анализу влияния теории экзистенциализма на авторский кинематограф, а также в использовании широкого диапазона фильмов, созданных в период с 1945 по 2000 годы. На основе тщательного изучения ключевых фильмов того периода, в статье показано, как эти произведения отображали фундаментальные экзистенциальные темы свободы, выбора и ответственности, и как они помогли сформировать общественное восприятие этих идей.Ключевые слова:
Экзистенциализм, свобода, выбор, ответственность, французская новая волнаСкачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Базен, Андре. Что такое кино? Москва, Искусство, 1972.
Бахтин, Михаил. Эстетика словесного творчества. Москва, Искусство, 1986.
Бергман, Ингмар. Картины. Москва-Таллин, Музей кино, 1997. URL: lib.ru/CINEMA/kinolit/BERGMAN/bergman.txt Дата доступа 02.02.23
Декарт, Рене. Рассуждение о методе. Избранные произведения. Москва, АСТ, 1950.
Изволов, Николай. Феномен кино. История и теория. Москва, Материк, 2005.
Лотман, Юрий. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -история. Москва, Языки русской культуры, 1996.
Сартр, Жан-Поль. Бытие и ничто. Москва, Neoclassic, 2020.
Сартр, Жан-Поль. Экзистенциализм — это гуманизм. L'Existentialisme est un humanisme. эссе, 1946 г. пер. А. Санина, стр. 319-344. scepsis.net/library/id_545.html Дата доступа 11 февраля 2023.
Сумерки Богов. составитель: А.А. Яковлев. М.: Издательство политической литературы, 1989 г. Серия: Библиотека атеистической литературы. ISBN: 5-250-00378-8 (1989 г.), 5-250-01275-2 (1990 г.).
Хейфиц, Иосиф. О кино. Москва, Искусство, 1966.
Херлингхауз, Рут. Козлов, Лидия. Пояснения к фильму «Солярис». Москва, журнал Киноведческие записки, 1992, №14. URL: tarkovskiy.su/texty/T arkovskiy/Solaris02.html Дата доступа 03.02.23
Эберт, Роджер. Криминальное чтиво. - Интернет-ресурс: URL: www.rogerebert.com/reviews/great-movie-pulp-fiction-1994 Дата доступа 10 февраля 2023.
Эльзессер, Томас, Хагенер, Мальте. Теория кино. Г лаз, эмоции, тело. Санкт-Петербург, Сеанс, 2016.
Minissale, Gregory. «Beyond Internalism and Externalism: Husserl and Sartre’s Image Consciousness in Hitchcock and Buñuel» Film-Philosophy, Volume 14, Issue 1, 2010, с. 174 - 201. DOI: 10.3366/film.2010.0006.
Mosely, Michael Josiah. «Another Look at Heideggerian Cinema:Cinematic Excess, Antonioni’s Dead Timeand the Film-Photographic Image as Copy» Film-Philosophy Volume 22, Issue 3, 2018, с. 364 - 383. DOI: 10.3366/film.2018.0085.
Vermeulen T., van den Akker R. Notes on Metamodernism // Journal of Aesthetics& Culture. 2010. Vol. 2. Р. 1-14. - рус. пер.: Вермюлен Т., ван ден Ак-кер Р. Заметки о метамодернизме // Metamodern. URL: metamodernizm.ru/notes-on-metamodernism
Verrone, William. «Transgression and Transcendence in the Films of Werner Herzog» Film-Philosophy Volume 15, Issue 1: Phenomenology and Psychoanalysis, 2011, с. 179 - 203. DOI: 10.3366/film.2011.0010.
Xavier, Zachary. «The Kierkegaardian Existentialismof Richard Linklater’s Before Trilogy» Film-Philosophy Volume 25, Issue 2, 2021, с. 110 - 129. DOI: 10.3366/film.2021.0164.
Yacavone, Daniel. «Towards a Theory of Film Worlds» Film-Philosophy Volume 12, Issue 2, 2008, с. 83 - 108. DOI: 10.3366/film.2008.0017.
References
Bazen, Andre. Chto takoye kino? Moskva, Iskusstvo, 1972. (In Russian)
Bakhtin, Mikhail. Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva, Iskusstvo, 1986. (In Russian)
Bergman, Ingmar. Kartiny. Moskva-Tallin, Muzey kino, 1997. URL: lib.ru/CINEMA/kinolit/BERGMAN/bergman.txt Accessed 2 February 2023 (In Russian)
Dekart, Rene. Rassuzhdeniye o metode. Izbrannyye proizvedeniya. Moskva, AST, 1950. (In Russian)
Ebert, Rodzher. Kriminalnoye chtivo. Internet-resurs: URL: www.rogerebert.com/reviews/great-movie-pulp-fiction-1994 . Accessed 2 February 2023.
Elzesser, Tomas, Khagener, Malte. Teoriya kino. Glaz, emotsii, telo. Sankt-Peterburg, Seans, 2016. (In Russian)
Izvolov, Nikolay. Fenomen kino. Istoriya i teoriya. Moskva, Materik, 2005. (In Russian)
Kherlingkhauz, German, Kozlov, Leonid. Poyasneniya k filmu «SolyariS». Moskva, zhurnal Kinovedcheskiye zapiski, 1992, №14. URL: tarkovskiy.su/texty/T arkovskiy/Solaris02.html Accessed 3 February 2023 (In Russian)
Kheyfits, Iosif. O kino. Moskva, Iskusstvo, 1966. (In Russian)
Lotman, Yuriy. Vnutri myslyashchikh mirov. Chelovek - tekst - semiosfera -istoriya. Moskva, Yazyki russkoy kultury, 1996. (In Russian)
Minissale, Gregory. «Beyond Internalism and Externalism: Husserl and Sartre’s Image Consciousness in Hitchcock and Buñuel» Film-Philosophy, Volume 14, Issue 1, 2010, с. 174 - 201. DOI: 10.3366/film.2010.0006.
Mosely, Michael Josiah. «Another Look at Heideggerian Cinema:Cinematic Excess, Antonioni’s Dead Timeand the Film-Photographic Image as Copy» Film-Philosophy Volume 22, Issue 3, 2018, с. 364 - 383. DOI: 10.3366/film.2018.0085.
Sartr, Zhan-Pol. Bytiye i nichto. Moskva, Neoclassic, 2020. (In Russian)
Sartr, Zhan-Pol. Ekzistentsializm — eto gumanizm. L'Existentialisme est un humanisme. esse, 1946 g. per. A. Sanina, str. 319-344. scepsis.net/library/id_545.html Data dostupa 11.02.2023. Sumerki Bogov. sostavitel: A.A. Yakovlev. M.: Izdatelstvo politicheskoy literatury, 1989 g. Seriya: Biblioteka ateisticheskoy literatury. ISBN: 5-250-00378-8 (1989 g.), 5-250-01275-2 (1990 g.). (In Russian)
Vermeulen T., van den Akker R. Notes on Metamodernism // Journal of Aesthetics& Culture. 2010. Vol. 2. Р. 1-14. - рус. пер.: Вермюлен Т., ван ден Ак-кер Р. Заметки о метамодернизме // Metamodern. URL: metamodernizm.ru/notes-on-metamodernism
Verrone, William. «Transgression and Transcendence in the Films of Werner Herzog» Film-Philosophy Volume 15, Issue 1: Phenomenology and Psychoanalysis, 2011, с. 179 - 203. DOI: 10.3366/film.2011.0010.
Xavier, Zachary. «The Kierkegaardian Existentialismof Richard Linklater’s Before Trilogy» Film-Philosophy Volume 25, Issue 2, 2021, с. 110 - 129. DOI: 10.3366/film.2021.0164.
Yacavone, Daniel. «Towards a Theory of Film Worlds» Film-Philosophy Volume 12, Issue 2, 2008, с. 83 - 108. DOI: 10.3366/film.2008.0017.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.