ВЛИЯНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА НА КИНЕМАТОГРАФ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

Авторы

  • Аян Сыдыманов Университет «Туран» (Алматы, Казахстан)
  • Айбарша Муратбековна Университет «Туран» (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i2.688

Аннотация

Аннотация. В статье представлен анализ влияния философского направления экзистенциализм на кинематограф двадцатого века. Фильмы того периода поднимали темы абсурда, свободы, тревоги и смерти, характерные для экзистенциализма. Фокус внимания в статье сосредоточен на новых решениях в киноязыке в контексте экзистенциальной философии. Цель исследования заключается в выявлении связей между философским направлением экзистенциализма и искусством кинематографии. Человеческое существование и проблема выбора в безразличном и бессмысленном мире на примере авторских фильмов режиссеров двадцатого века (Бергман, Тарковский, Годар, Трюффо, Тарантино и др.) так или иначе основывается на трудах Ж.-П. Сартра и других философов-экзистенциалистов (М. Хайдеггер, С. Кьеркегор). Методика исследования включает исследование фильмов авторского кинематографа двадцатого века в контексте экзистенциальной теории. Применен сравнительный анализ тем и мотивов поступков персонажей кинокартин с соответствующей философской теорией. В результате проведенного исследования авторы выявили несомненное влияние экзистенциализма на кинематограф двадцатого века. В статье приводятся примеры таких фильмов, как «Седьмая печать», «Солярис», «Матрица» и другие, где были обнаружены отражения экзистенциальных тем и мотивов. Авторы подчеркивают важность проделанной работы для понимания роли философии экзистенциализма в формировании кинематографического языка. Исследование также открывает возможности для более глубокого изучения проявлений человеческой души на экране. Новизна данной работы заключается в оригинальном подходе к анализу влияния теории экзистенциализма на авторский кинематограф, а также в использовании широкого диапазона фильмов, созданных в период с 1945 по 2000 годы. На основе тщательного изучения ключевых фильмов того периода, в статье показано, как эти произведения отображали фундаментальные экзистенциальные темы свободы, выбора и ответственности, и как они помогли сформировать общественное восприятие этих идей.

Ключевые слова:

Экзистенциализм, свобода, выбор, ответственность, французская новая волна

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Айбарша Муратбековна, Университет «Туран» (Алматы, Казахстан)

Божеева Айбарша Муратбековна, научный руководитель, доктор философии(PhD) по специальности «Искусствоведение», профессор Высшей школы «TuranFilm Academy» факультета «Цифровые технологии и киноискусство»университета «Туран», 050013 Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Сатпаева16-а

Библиографические ссылки

Список источников

Базен, Андре. Что такое кино? Москва, Искусство, 1972.

Бахтин, Михаил. Эстетика словесного творчества. Москва, Искусство, 1986.

Бергман, Ингмар. Картины. Москва-Таллин, Музей кино, 1997. URL: lib.ru/CINEMA/kinolit/BERGMAN/bergman.txt Дата доступа 02.02.23

Декарт, Рене. Рассуждение о методе. Избранные произведения. Москва, АСТ, 1950.

Изволов, Николай. Феномен кино. История и теория. Москва, Материк, 2005.

Лотман, Юрий. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -история. Москва, Языки русской культуры, 1996.

Сартр, Жан-Поль. Бытие и ничто. Москва, Neoclassic, 2020.

Сартр, Жан-Поль. Экзистенциализм — это гуманизм. L'Existentialisme est un humanisme. эссе, 1946 г. пер. А. Санина, стр. 319-344. scepsis.net/library/id_545.html Дата доступа 11 февраля 2023.

Сумерки Богов. составитель: А.А. Яковлев. М.: Издательство политической литературы, 1989 г. Серия: Библиотека атеистической литературы. ISBN: 5-250-00378-8 (1989 г.), 5-250-01275-2 (1990 г.).

Хейфиц, Иосиф. О кино. Москва, Искусство, 1966.

Херлингхауз, Рут. Козлов, Лидия. Пояснения к фильму «Солярис». Москва, журнал Киноведческие записки, 1992, №14. URL: tarkovskiy.su/texty/T arkovskiy/Solaris02.html Дата доступа 03.02.23

Эберт, Роджер. Криминальное чтиво. - Интернет-ресурс: URL: www.rogerebert.com/reviews/great-movie-pulp-fiction-1994 Дата доступа 10 февраля 2023.

Эльзессер, Томас, Хагенер, Мальте. Теория кино. Г лаз, эмоции, тело. Санкт-Петербург, Сеанс, 2016.

Minissale, Gregory. «Beyond Internalism and Externalism: Husserl and Sartre’s Image Consciousness in Hitchcock and Buñuel» Film-Philosophy, Volume 14, Issue 1, 2010, с. 174 - 201. DOI: 10.3366/film.2010.0006.

Mosely, Michael Josiah. «Another Look at Heideggerian Cinema:Cinematic Excess, Antonioni’s Dead Timeand the Film-Photographic Image as Copy» Film-Philosophy Volume 22, Issue 3, 2018, с. 364 - 383. DOI: 10.3366/film.2018.0085.

Vermeulen T., van den Akker R. Notes on Metamodernism // Journal of Aesthetics& Culture. 2010. Vol. 2. Р. 1-14. - рус. пер.: Вермюлен Т., ван ден Ак-кер Р. Заметки о метамодернизме // Metamodern. URL: metamodernizm.ru/notes-on-metamodernism

Verrone, William. «Transgression and Transcendence in the Films of Werner Herzog» Film-Philosophy Volume 15, Issue 1: Phenomenology and Psychoanalysis, 2011, с. 179 - 203. DOI: 10.3366/film.2011.0010.

Xavier, Zachary. «The Kierkegaardian Existentialismof Richard Linklater’s Before Trilogy» Film-Philosophy Volume 25, Issue 2, 2021, с. 110 - 129. DOI: 10.3366/film.2021.0164.

Yacavone, Daniel. «Towards a Theory of Film Worlds» Film-Philosophy Volume 12, Issue 2, 2008, с. 83 - 108. DOI: 10.3366/film.2008.0017.

References

Bazen, Andre. Chto takoye kino? Moskva, Iskusstvo, 1972. (In Russian)

Bakhtin, Mikhail. Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva, Iskusstvo, 1986. (In Russian)

Bergman, Ingmar. Kartiny. Moskva-Tallin, Muzey kino, 1997. URL: lib.ru/CINEMA/kinolit/BERGMAN/bergman.txt Accessed 2 February 2023 (In Russian)

Dekart, Rene. Rassuzhdeniye o metode. Izbrannyye proizvedeniya. Moskva, AST, 1950. (In Russian)

Ebert, Rodzher. Kriminalnoye chtivo. Internet-resurs: URL: www.rogerebert.com/reviews/great-movie-pulp-fiction-1994 . Accessed 2 February 2023.

Elzesser, Tomas, Khagener, Malte. Teoriya kino. Glaz, emotsii, telo. Sankt-Peterburg, Seans, 2016. (In Russian)

Izvolov, Nikolay. Fenomen kino. Istoriya i teoriya. Moskva, Materik, 2005. (In Russian)

Kherlingkhauz, German, Kozlov, Leonid. Poyasneniya k filmu «SolyariS». Moskva, zhurnal Kinovedcheskiye zapiski, 1992, №14. URL: tarkovskiy.su/texty/T arkovskiy/Solaris02.html Accessed 3 February 2023 (In Russian)

Kheyfits, Iosif. O kino. Moskva, Iskusstvo, 1966. (In Russian)

Lotman, Yuriy. Vnutri myslyashchikh mirov. Chelovek - tekst - semiosfera -istoriya. Moskva, Yazyki russkoy kultury, 1996. (In Russian)

Minissale, Gregory. «Beyond Internalism and Externalism: Husserl and Sartre’s Image Consciousness in Hitchcock and Buñuel» Film-Philosophy, Volume 14, Issue 1, 2010, с. 174 - 201. DOI: 10.3366/film.2010.0006.

Mosely, Michael Josiah. «Another Look at Heideggerian Cinema:Cinematic Excess, Antonioni’s Dead Timeand the Film-Photographic Image as Copy» Film-Philosophy Volume 22, Issue 3, 2018, с. 364 - 383. DOI: 10.3366/film.2018.0085.

Sartr, Zhan-Pol. Bytiye i nichto. Moskva, Neoclassic, 2020. (In Russian)

Sartr, Zhan-Pol. Ekzistentsializm — eto gumanizm. L'Existentialisme est un humanisme. esse, 1946 g. per. A. Sanina, str. 319-344. scepsis.net/library/id_545.html Data dostupa 11.02.2023. Sumerki Bogov. sostavitel: A.A. Yakovlev. M.: Izdatelstvo politicheskoy literatury, 1989 g. Seriya: Biblioteka ateisticheskoy literatury. ISBN: 5-250-00378-8 (1989 g.), 5-250-01275-2 (1990 g.). (In Russian)

Vermeulen T., van den Akker R. Notes on Metamodernism // Journal of Aesthetics& Culture. 2010. Vol. 2. Р. 1-14. - рус. пер.: Вермюлен Т., ван ден Ак-кер Р. Заметки о метамодернизме // Metamodern. URL: metamodernizm.ru/notes-on-metamodernism

Verrone, William. «Transgression and Transcendence in the Films of Werner Herzog» Film-Philosophy Volume 15, Issue 1: Phenomenology and Psychoanalysis, 2011, с. 179 - 203. DOI: 10.3366/film.2011.0010.

Xavier, Zachary. «The Kierkegaardian Existentialismof Richard Linklater’s Before Trilogy» Film-Philosophy Volume 25, Issue 2, 2021, с. 110 - 129. DOI: 10.3366/film.2021.0164.

Yacavone, Daniel. «Towards a Theory of Film Worlds» Film-Philosophy Volume 12, Issue 2, 2008, с. 83 - 108. DOI: 10.3366/film.2008.0017.

Загрузки


Number of views: 340

Опубликован

2023-07-12 — Обновлена 2023-11-08

Как цитировать

Аян Сыдыманов, и Айбарша Муратбековна. «ВЛИЯНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА НА КИНЕМАТОГРАФ ДВАДЦАТОГО ВЕКА». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 2, 2023 г., с. 129-44, doi:10.47940/cajas.v9i2.688.
Лицензия Creative Commons