ДУТАР В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ УЗБЕКСКИХ КОМПОЗИТОРОВ И БАСТАКОРОВ (на примере ХХІ века)

Авторы

  • Зулфия Муминова Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений (Ташкент, Узбекистан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i2.694

Аннотация

Аннотация: В статье описано совершенствование на профессиональном уровне школы исполнения на дутаре, а также его возможности. Исполнение на дутаре отличается богатством исполнительских программ, широтой исполнительских возможностей в традиционном и академическом направлениях, разнообразием специфических национальных стилей исполнения. Этот инструмент дает возможность разучивать и исполнять не только народные песни узбеков и родственных народов, но и произведения восточных и европейских композиторов из образцов мировой музыки. Известно, что среди народов Центрально-Азиатского региона широко распространены инструменты, подобные дутару, отличающиеся своей древностью. Это свидетельствует о многовековой дружбе братских государств, имеющих общие корни, и продолжающегося по сей день культурного сотрудничества между ними. Но процессы, представляющие идентичность и исторические явления каждой нации, проявляются не только в их внешнем облике, но и в их голосе, стиле и программах исполнения. В этом плане заслуживает внимания не только деятельность музыкантов, но и произведения композиторов. Изложены аналитические выводы по методам исполнения произведений, продолжающих традиции наставничества в искусстве инструментального исполнения на дутаре, сочиненных узбекскими бастакорами и композиторами.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Odilov, Ahmad. “О‘zbek xalq cholg‘ularida ijrochilik tarixi”. [The history of performance in Uzbek peoples’ instruments]. Тashkent, Teacher publishing, 1995, pp. 166. (In Uzbek).

Abdullayeva, Saadet. “Muzikalniy instrumentariy azerbaydjana”. [Musical instruments of Azervaydjan]. Baku, Elm publishing, 2000, pp. 487. (In Russian).

Zainullobiddin, al-Husayni. “Qonuni ilm va amali musiqiy”. [The law of Science and practice of music]. Dushanbe, 1987, pp. 174. (In Tadjik).

Rasultoev, Jasur. “О‘zbek dutor ijrochiligi”. [Uzbek dutor performance]. Tashkent, Teacher publishing, 1997, pp. 109. (In Uzbek).

Boltayev, Rustam. “Dutor maqomlari”. [Maqams of Dutar]. Тashkent, Кarrlo publishing, 2006, pp. 144. (In Uzbek).

Begmatov, Sоиб and Matyoqubov Matrasul. “О‘zbek an’anaviy cholg‘ulari”. [Uzbek traditional instruments]. ¬Тashkent, Edit – publisher publishing, 2008, pp. 77. (In Uzbek).

Ziyaeva, Malika. “Dutor”. [Dutor]. Tashkent, Edit – publisher publishing, 2008, pp. 76. (In Uzbek).

Turgunova, Nasiba. “Cholg‘u ijrochiligi” (Dutar). [Instrumental performance (Dutar)]. Тashkent, Namangan publishing, 2020, pp. 115. (In Uzbek).

Karomatov, Fayzulla. “О‘zbek xalq musiqa merosi (Yigirmanchi asr)”. [Uzbek peoples’ musical heritage (in the 20th century)]. Vol.-1.. Тashkent, Gafur G‘ulom publishing house of literature and art. 1978, pp. 462. (In Uzbek).

Murtozova, Saxodat. XIX asr oxiri – XX asrning 80-yillarida О‘zbekiston musiqa madaniyatidagi transformatsiya jarayonlari. [Transformation processes of musical culture of Uzbekistan at the end of 19th century and the 80s of 20th century]. Toshkent, Qarshi davlat universiteti. PhD Thesis, www.ziyonet.uz. Accessed 2018. (In Uzbek).

Jabborov, Ahmad. “О‘zbekiston bastakorlari va musiqashunoslari”. [Bastakors and musicians of Uzbekistan]. Tashkent, Young century descendants. 2004, pp. 470. (In Uzbek).

Sultanova, Roziya. “Female Musicians in Uzbekistan. OTIN-OY, DUTARCHI, AND MAQOMCHI”. Indiana University Press, 2015, pp. 421. (In English).

Alimatov, Alisher and Akrom Sevara. San’atga baxshida umr. [Art is dedicated to life]. Tashkent, Merius publishing. 2017, pp. 100. (In Uzbek).

Rasultoev, Jasur, and Khamidov Abdurahim. “Dutor”. О‘zbekiston milliy ensiklopediyasi. [National Encyclopedia of Uzbekistan]. D-letter. Tashkent, Teacher publishing, 1989, pp. 441. (In Uzbek).

Khamidov, Abdurahim. “О‘zbek an’anaviy musiqa ijrochiligi xrestomatiyasi”. [Reading book of Uzbek traditional musical performance]. Tashkent, 1978, pp. 74. (In Uzbek).

Jabborov, Ahmad. “О‘zbekiston bastakorlari va musiqashunoslari”. [Bastakors and musicians of Uzbekistan]. Tashkent, Young century descendants. 2004, pp. 470. (In Uzbek).

Ibrohimov, Oqilxon. “Predanniy propagandist makomskogo iskusstva”. [“Devoted propagandist of Maikop art.”] Collection of Proceedings of the Republican Scientific and Theoretical Online Conference "Current problems of arts and culture studies: traditions and modern trends. 20.05. 2021, pp. 261-265. (In Russian)

Ibrohimov, Oqilxon. “About tariqat method in the instrumental music of Bukhara Shashmaqom”. Euro Afro Studies International Journal (EASIJ). 2021, 30. 01.- ISSN: 2707-8965 (Online) & 2708-3772 (Print). Volume: 3, Issue: 1. pp. 1 – 12. (In English)

Batirshin, Fanis. “Uzbekskiye pesenniye janri i muzikalniye instrumenti”. [“Uzbek song genres and musical instruments.”] Fundamentalniye aspekti psixicheskogo zdorov. [Fundamental aspects of mental health], no 2, 2018, pp. 85-87. (In Russian)

Turg‘unova, Nasiba. “Dutor cholg‘usi ijrochiligi xususida”.[ “About performance of dutar instrument.”] Vesti GIIKUz. [News UzSIAC], no 2(14), 2020, pp. 35-36. (In Uzbek).

Загрузки


Number of views: 110

Опубликован

2023-07-12 — Обновлена 2023-11-08

Как цитировать

Зулфия Муминова. «ДУТАР В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ УЗБЕКСКИХ КОМПОЗИТОРОВ И БАСТАКОРОВ (на примере ХХІ века)». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 2, 2023 г., с. 179-91, doi:10.47940/cajas.v9i2.694.
Лицензия Creative Commons