КРЕАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПЛАСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ РЕЖИССУРЕ КАЗАХСТАНА

Авторы

  • Альфия Ембергенова КазНАИ
  • Сания Кабдиева Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.710

Аннотация

Аннотация. Современное театральное искусство Казахстана является многожанровым, междисциплинарным и экспериментальным. В регионах страны можно увидеть спектакли, которые сложно отнести к определенному жанру, так как эти спектакли совмещают элементы разных жанров и несут эскпериментальный характер. Еще одной тенденцией является творческое объединение режиссер-хореограф-художник, которые работая в разных театрах, собираются в одну команду для постановки определенного спектакля. Таким образом, спектакль получается продуктом креативной команды, а режиссеры имеют право выбора соавторов своей творческой работы. Пластическое решение драматических и массовых сцен, использование пластики вместо длинного текста в последние годы стало широко применяться современными режиссерами. Подобные режиссерские решения открывают грани игры для актеров, в то же время, ставя перед ними задачи нового трансформирующегося театра. Современная пластика – это не народные танцы или танцы, поставленные на определенный музыкальный счёт. Зачастую, это пластический рисунок танца, полученный через телесные импровизации, совместные поиски хореографа и артиста. Физическая подготовка и внутренняя свобода актера позволит режиссеру полноценно применить художественное решение, найденное в результате творческих поисков. Работа театрального художника в сотворчестве с режиссером способствуют проявлению новой театральной эстетики. Эти театральные процессы формируют цель исследования – изучить креативные подходы и решения современных казахстанских режиссеров. Объект исследования статьи – спектакли современных режиссеров Нурканата Жакыпбая, Фархата Молдагали, Дины Жумабай, Гаухар Адай. Предметом исследования являются режиссерские решения спектаклей, методы и подходы, используемые в процессе постановки спектаклей. Методологическую основу составили просмотры спектаклей данных режиссеров, изучение исследовательских работ зарубежных театральных практиков и исследователей на тему современного театрального искусства и режиссуры.                      

Ключевые слова:

театральное искусство, современный театр, театральная режиссура, театр Казахстана, Н. Жакыпбай, Ф. Молдагали, Д. Жумабай, Г. Адай

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Альфия Ембергенова, КазНАИ

Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Сания Кабдиева, Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Сания Дуйсенхановна Кабдиева – кандидат искусствоведения, профессор кафедры «История и теория театра» Казахской Национальной Академии искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Список источников:

Chan, Amy. “The Diffracting Light in Contemporary Theatre.” Performance Research, 25:5, 2020, 107–113, DOI: 10.1080/13528165.2020.1868852

Erincin, Serap. “Sufi Dance, Trance, and Psychophysical Performance: Transcultural Elements in Jerzy Grotowski’s Theater”. Dance Chronicle, 44:3, 2021, 207–222, DOI: 10.1080/01472526.2021.1982330

Karzhaubayeva, Sangul, and Ainur Kopbassarova. “Innovative Strategies of the Turkistan Music and Drama Theater.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 6, no. 4, 2021, pp. 148–158. DOI: 10.47940/cajas.v6i4.510.

Keefe, John, and Simon Murray. “Physical Theatres: A Critical Introduction” Routledge, 2015

Mermikides, Alex. “Brilliant theatre-making at the National: Devising, collective creation and the director's brand”. Studies in Theatre and Performance, 33:2, 2013,153–167, DOI: 10.1386/stap.33.2.153_1

Roanna, Mitchell. “Something in the atmosphere? Michael Chekhov, Deirdre Hurst Du Prey, and a web of practices between acting and dance.” Theatre, Dance and Performance Training, 11:3, 2020, 255–273, DOI: 10.1080/19443927.2020.1789724

Staniškytė, Jurgita. “Performing History, Staging Identity: Strategies of Contemporary Theater in the Baltic States.” JournalofBalticStudies, 40:4, 2009, 537–544, DOI: 10.1080/01629770903320163

Годер, Дина. Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра. Москва, Новое литературное обозрение, 2012

Леман, Ханс-Тис. Постдраматический театр. Москва, ABCdesign, 2013

Сергеев, Антон. Циркизация театра: От традиционализма к футуризму: Учебное пособие. Санкт-Петербург, Чистый лист, 2008

References:

Chan, Amy. “The Diffracting Light in Contemporary Theatre.” Performance Research, 25:5, 2020, 107-113, DOI: 10.1080/13528165.2020.1868852

Erincin, Serap. “Sufi Dance, Trance, and Psychophysical Performance: Transcultural Elements in Jerzy Grotowski’s Theater”. Dance Chronicle, 44:3, 2021, 207-222, DOI: 10.1080/01472526.2021.1982330

Karzhaubayeva, Sangul, and Ainur Kopbassarova. “Innovative Strategies of the Turkistan Music and Drama Theater.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 6, no. 4, 2021, pp. 148–158. DOI: 10.47940/cajas.v6i4.510.

Keefe, John, and Simon Murray. “Physical Theatres: A Critical Introduction” Routledge, 2015

Mermikides, Alex. “Brilliant theatre-making at the National: Devising, collective creation and the director's brand”. Studies in Theatre and Performance, 33:2, 2013, 153-167, DOI: 10.1386/stap.33.2.153_1

Roanna, Mitchell. “Something in the atmosphere? Michael Chekhov, Deirdre Hurst Du Prey, and a web of practices between acting and dance.” Theatre, Dance and Performance Training, 11:3, 2020, 255-273, DOI: 10.1080/19443927.2020.1789724

Staniškytė, Jurgita. “Performing History, Staging Identity: Strategies of Contemporary Theater in the Baltic States.” JournalofBalticStudies, 40:4, 2009, 537-544, DOI: 10.1080/01629770903320163

Goder, Dina. Khudozhniki, vizionery, tsirkachi. Ocherki vizualnogo teatra[Artists, visionaries, circus performers]. Moskva, Novoye literaturnoye obozreniye, 2012

Leman, Khans-Tis. Postdramaticheskiy teatr [Post-dramatic theatre]. Moskva, ABCdesign, 2013

Sergeyev, Anton. Tsirkizatsiya teatra: Ot traditsionalizma k futurizmu: Uchebnoye posobiye [The Circization of the Theatre: From Traditionalism to Futurism: A Study Guide]. Sankt-Peterburg, Chistyy list, 2008.

Загрузки


Number of views: 240

Опубликован

2023-10-05 — Обновлена 2023-11-08

Как цитировать

Альфия Ембергенова, и Сания Кабдиева. «КРЕАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПЛАСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ РЕЖИССУРЕ КАЗАХСТАНА». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 3, 2023 г., с. 85-99, doi:10.47940/cajas.v10i3.710.
Лицензия Creative Commons