КРЕАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПЛАСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ РЕЖИССУРЕ КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.710Аннотация
Аннотация. Современное театральное искусство Казахстана является многожанровым, междисциплинарным и экспериментальным. В регионах страны можно увидеть спектакли, которые сложно отнести к определенному жанру, так как эти спектакли совмещают элементы разных жанров и несут эскпериментальный характер. Еще одной тенденцией является творческое объединение режиссер-хореограф-художник, которые работая в разных театрах, собираются в одну команду для постановки определенного спектакля. Таким образом, спектакль получается продуктом креативной команды, а режиссеры имеют право выбора соавторов своей творческой работы. Пластическое решение драматических и массовых сцен, использование пластики вместо длинного текста в последние годы стало широко применяться современными режиссерами. Подобные режиссерские решения открывают грани игры для актеров, в то же время, ставя перед ними задачи нового трансформирующегося театра. Современная пластика – это не народные танцы или танцы, поставленные на определенный музыкальный счёт. Зачастую, это пластический рисунок танца, полученный через телесные импровизации, совместные поиски хореографа и артиста. Физическая подготовка и внутренняя свобода актера позволит режиссеру полноценно применить художественное решение, найденное в результате творческих поисков. Работа театрального художника в сотворчестве с режиссером способствуют проявлению новой театральной эстетики. Эти театральные процессы формируют цель исследования – изучить креативные подходы и решения современных казахстанских режиссеров. Объект исследования статьи – спектакли современных режиссеров Нурканата Жакыпбая, Фархата Молдагали, Дины Жумабай, Гаухар Адай. Предметом исследования являются режиссерские решения спектаклей, методы и подходы, используемые в процессе постановки спектаклей. Методологическую основу составили просмотры спектаклей данных режиссеров, изучение исследовательских работ зарубежных театральных практиков и исследователей на тему современного театрального искусства и режиссуры.Ключевые слова:
театральное искусство, современный театр, театральная режиссура, театр Казахстана, Н. Жакыпбай, Ф. Молдагали, Д. Жумабай, Г. АдайСкачивания
Библиографические ссылки
Список источников:
Chan, Amy. “The Diffracting Light in Contemporary Theatre.” Performance Research, 25:5, 2020, 107–113, DOI: 10.1080/13528165.2020.1868852
Erincin, Serap. “Sufi Dance, Trance, and Psychophysical Performance: Transcultural Elements in Jerzy Grotowski’s Theater”. Dance Chronicle, 44:3, 2021, 207–222, DOI: 10.1080/01472526.2021.1982330
Karzhaubayeva, Sangul, and Ainur Kopbassarova. “Innovative Strategies of the Turkistan Music and Drama Theater.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 6, no. 4, 2021, pp. 148–158. DOI: 10.47940/cajas.v6i4.510.
Keefe, John, and Simon Murray. “Physical Theatres: A Critical Introduction” Routledge, 2015
Mermikides, Alex. “Brilliant theatre-making at the National: Devising, collective creation and the director's brand”. Studies in Theatre and Performance, 33:2, 2013,153–167, DOI: 10.1386/stap.33.2.153_1
Roanna, Mitchell. “Something in the atmosphere? Michael Chekhov, Deirdre Hurst Du Prey, and a web of practices between acting and dance.” Theatre, Dance and Performance Training, 11:3, 2020, 255–273, DOI: 10.1080/19443927.2020.1789724
Staniškytė, Jurgita. “Performing History, Staging Identity: Strategies of Contemporary Theater in the Baltic States.” JournalofBalticStudies, 40:4, 2009, 537–544, DOI: 10.1080/01629770903320163
Годер, Дина. Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра. Москва, Новое литературное обозрение, 2012
Леман, Ханс-Тис. Постдраматический театр. Москва, ABCdesign, 2013
Сергеев, Антон. Циркизация театра: От традиционализма к футуризму: Учебное пособие. Санкт-Петербург, Чистый лист, 2008
References:
Chan, Amy. “The Diffracting Light in Contemporary Theatre.” Performance Research, 25:5, 2020, 107-113, DOI: 10.1080/13528165.2020.1868852
Erincin, Serap. “Sufi Dance, Trance, and Psychophysical Performance: Transcultural Elements in Jerzy Grotowski’s Theater”. Dance Chronicle, 44:3, 2021, 207-222, DOI: 10.1080/01472526.2021.1982330
Karzhaubayeva, Sangul, and Ainur Kopbassarova. “Innovative Strategies of the Turkistan Music and Drama Theater.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 6, no. 4, 2021, pp. 148–158. DOI: 10.47940/cajas.v6i4.510.
Keefe, John, and Simon Murray. “Physical Theatres: A Critical Introduction” Routledge, 2015
Mermikides, Alex. “Brilliant theatre-making at the National: Devising, collective creation and the director's brand”. Studies in Theatre and Performance, 33:2, 2013, 153-167, DOI: 10.1386/stap.33.2.153_1
Roanna, Mitchell. “Something in the atmosphere? Michael Chekhov, Deirdre Hurst Du Prey, and a web of practices between acting and dance.” Theatre, Dance and Performance Training, 11:3, 2020, 255-273, DOI: 10.1080/19443927.2020.1789724
Staniškytė, Jurgita. “Performing History, Staging Identity: Strategies of Contemporary Theater in the Baltic States.” JournalofBalticStudies, 40:4, 2009, 537-544, DOI: 10.1080/01629770903320163
Goder, Dina. Khudozhniki, vizionery, tsirkachi. Ocherki vizualnogo teatra[Artists, visionaries, circus performers]. Moskva, Novoye literaturnoye obozreniye, 2012
Leman, Khans-Tis. Postdramaticheskiy teatr [Post-dramatic theatre]. Moskva, ABCdesign, 2013
Sergeyev, Anton. Tsirkizatsiya teatra: Ot traditsionalizma k futurizmu: Uchebnoye posobiye [The Circization of the Theatre: From Traditionalism to Futurism: A Study Guide]. Sankt-Peterburg, Chistyy list, 2008.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.