ВАРИАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЖСКОГО ТАНЦА (НА ОСНОВЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ «ЖОЛБАРЫС ЖУРЕК»)

Авторы

  • Алмат Шамшиев Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)
  • Гульнара Жумасеитова Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан) https://orcid.org/0000-0003-0478-3164

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.737

Аннотация

Аннотация. Мужской танец занимает особое место в казахском танцевальном искусстве. Развитие мужского танца, выявление основных тенденций в его развитии является одним из актуальных вопросов в изучении современного казахского танцевального искусства. Исходя из данного обстоятельства авторы в данной статье исследуют развитие танцевального искусства казахского народа, особо останавливаясь на особенностях мужских танцев. В статье рассмотрены и изучены новые элементы национального мужского танца в постановках Алмата Шамшиева в аспекте анализа танца «Жолбарыс жүрек». При проведении научно-исследовательской работы были использованы различные научные методы и приемы, а также личный опыт авторов статьи, как хореографов, педагогов и исследователей. В целях определения сущности мужского танца применялись приемы историко-хронологической систематизации, сравнения, наблюдения. С целью сравнения танцев «Балбырауын» и «Жолбарыс жүрек» раскрыты основные особенности мужских танцев, приведены конкретные примеры того, какие новые танцевальные элементы появились, какие движения и формы изменились в танцевальных постановках. В процессе исследования авторы пришли к выводу, что трансформация существующих танцевальных элементов является естественным явлением и современной необходимостью. Изменения в обществе с течением времени являются нормой, в связи с чем и в танцевальном искусстве также появляются новые взгляды, новые техники и методики. Сегодня мужчины, занимающиеся танцевальным искусством, развивают свои способности к пластичности, гибкости. Мы удостоверились в том, что некоторые древние танцевальные элементы для девушек претерпели изменения и сегодня успешно используются в мужских танцах. Но авторы убеждены, что во время выполнения этих же движений мужчины демонстрируют мужские движения в соответствии со своей половой принадлежностью. Однако, при внесении изменений всегда следует учитывать национальную идентичность и природу казахского этноса. В конце статьи даны рекомендации по дальнейшему развитию казахского мужского танца, повышению интереса к нему в обществе.

Ключевые слова:

национальный танец, мужской танец, национальное искусство, хореография, музыка, ритм, трансформация, тенденция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Алмат Шамшиев, Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

Шамшиев Алмат Шердарович – докторант,  Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

Гульнара Жумасеитова, Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

Жумасеитова Гульнара Тазабековна – кандидат искусствоведения, профессор,  Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан).

Библиографические ссылки

References:

Agymbaev, Erkebulan. «Kara zhorga» - kazah bii. [«Kara zhorga» is a Kazakh dance.] «Egemen Kazakhstan» https://egemen.kz/article/308478-qara-dgorgha-%E2%88%92-qazaq-bii. Accessed 5 April 2022

Abikenuly, Serik. «Turan zholbarysynyn tagdyry.» [«The fate of the Turanian Tiger.»] 7-su.kz sites, accessed 07.01.2020. https://7-su.kz/news/cat-6/6399/

Aukhadiyev I.R., Features of innovations in culture, art, choreography. Journal of Philosophy, Culture and Political Science. №2 (68), 2019, Al-Farabi Kazakh National University. pp. 116-131

Bakirova, Samal et al. «KAZAKHSTAN EXPERIENCE IN DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF CHOREOGRAPHY». Scopus-based magazine «ArtsEduca» 33, Septiembre 2022, pp. 97-108 https://www.e-revistes.uji.es/index.php/artseduca/article/view/6891/7382.

Zhumasejіtova, Gul'nara, and Shomaeva, Dilara. «Istoriya dokolonial'noj chuvstvitel'nosti v diskurse baletmejsterskogo iskusstva Kazahstana.» [«History of deco lineal sensuality in the discourse of choreographic art of Kazakhstan.»] Central Asian Journal of Art Studies. Volume 6. Issue 2. 2021. pp. 50-60

Kabaj, Berdіbek. «Kuj tartyp, bi bilegen bizdin kazah». [«Our Kazakh, who danced and playing Kui.»] E-history.kz sites, accessed 09 April 2021. https://e-history.kz/kz/news/show/32553

Kyshkashbaev, Tileugali, et al, Kazahstan horeografiyasynyn tarihy: Okulyk [History of choreography in Kazakhstan: textbook] – Almaty: IzdatMarket, 2005. – 272.

Melekhov, Alexander and Khasbatov, Renat. «CONTEMP. CHILDREN”: THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF CHILDREN'S MODERN DANCE IN THE URAL REGION» ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2019. № 9 pp. 182-185 DOI 10.26170/po19-09-25 УДК 793.3(470.5)

Nikitin, Vadim. «Contemporary dance. The aesthetic paradigm". Choreographic art and education: theory, history, practice. Collection of conference materials. Moscow: IPCC, 2022 – 284 p. ISBN 978-5-94778-624-8

«Ritm v muzyke». [«Rhythm in music»]. Online Music College. https://study-music.ru sites, accessed 30.06.2020. https://study-music.ru/muzicalniy_ritm/

Caregorodcev, Aleksey. «Ideal'noe imya: pyat' tipichnyh oshibok pri vybore nazvaniya». [«The perfect name: five typical mistakes when choosing a name»]. forbes.ru sites, accessed 20 May 2014. https://www.forbes.ru/svoi-biznes/master-klass/256973-idealnoe-imya-pyat-tipichnykh-oshibok-pri-vybore-nazvaniya.

«The Heart Is A Mirror». The Heaton File. heatonkent.com sites, accessed 17 April 2020. https://heatonkent.com/2020/04/17/the-heart-is-a-mirror/

Valukin Evgeniy. Kanadskij balet. Enciklopediya [Canadian Ballet. Encyclopedia]. Moscow. 1981.- 623 p.

Shevchenko, Elena and Petuhova, Nataly. «Methods of developing the creative personality of adolescents in choreography» Гуманитарный научный вестник. 2020. №6 pp. 169-174 https://doi.org/10.5281/zenodo.3944502 УДК 793.3 ISSN 2541-7509

Seidimbek, Akseleu. «Kazaktyn kui oneri» [Kazakh Kui art] – «Kultegin»: 2002.-831p.

Загрузки


Number of views: 58

Опубликован

2023-10-05 — Обновлена 2023-11-08

Как цитировать

Алмат Шамшиев, и Гульнара Жумасеитова. «ВАРИАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЖСКОГО ТАНЦА (НА ОСНОВЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ „ЖОЛБАРЫС ЖУРЕК“)». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 3, 2023 г., с. 145-60, doi:10.47940/cajas.v10i3.737.
Лицензия Creative Commons