ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ КАК МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЗНАНИЯ ТАНЦА
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.740Аннотация
Аннотация. Искусство античности, в том числе искусство танца, пленило людей своим совершенством в разные периоды истории человечества, и классические традиции в искусстве живы по сей день и продолжают влиять на современное искусство. Об этом свидетельствуют работы исследователей истории Древней Греции. Танец как вид искусства занимал очень важное место в жизни древних греков. Об этом свидетельствуют как материальные артефакты, сохранившиеся по сей день, как скульптуры, рельефы, изображения на древнегреческих сосудах, так и письменные источники. Танцу, как виду искусства, уделяли внимание Сократ, Платон, Лукиан и другие философы, историки и писатели древности. Гомер в «Иллиаде» и «Одиссее» упоминает о разных видах пляски более 20-ти раз. Сегодня можно насчитать более 300 видов греческих танцев, также по некоторым источникам «есть более 10 000 традиционных танцев, которые происходят из всех регионов Греции». В качестве методов исследования автор использует аналитический обзор сохранившихся артефактов и древних письменных источников, свидетельствующих о важной роли искусства танца в жизни древних греков. Также автором сделан анализ литературы, свидетельствующей о важной роли искусства, в том числе и танца в Древней Греции, которое по сей день имеет огромное влияние на развитие современного искусства хореографии. И широко обсуждаемые сегодня «аполлонийское» (сознательное) логическое и «дионисийское» (бессознательное) свободное творческое начала в искусстве также берут истоки от древнегреческого искусства. Автор также подчеркивает эпистемологическое значение занятий танцами и считает целесообразным восстановление классической традиции обязательного обучения танцам в школах.Ключевые слова:
Терпсихора, танец в античности, философы древности, Сократ о танце, Платон о танце, Лукиан о пляске, пайдейя, калокагатияСкачивания
Библиографические ссылки
References
Apollodorus. An English translation by James George Frazer, New-York, Cambridge. In two volumes, I, 2016, p. 7-9. (In Russian)
Balandina N.V. “Fenomen tantsa kak obyekt filosofskoy refleksii: klyuchevyye problemy i osnovnyye voprosy” [The Phenomenon of Dance as an Object of Philosophical Reflection: Main Problems and Key Issues]. Kultura narodov Prichernomorya [Culture of peoples Black Sea region]. V.1, No. 196, 2010, p. 28-30. http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/54575 (In Russian)
Daly, Ann. Done into dance: Isadora 'Duncan in America. Middletown, Connecticut. Wesleyan University Press, 2002.
Diodorus Siculus. Library of History, IV 7, 4. https://penelope.uchicago.edu/Thayer/e/roman/texts/diodorus_siculus/4a*.html
Dorf, Samuel N. Performing Antiquity: Ancient Greek Music and Dance
from Paris to Delphi, 1890–1930. New York: Oxford University Press, 2019.
Gaidenko, Piama P., et. al. comp. Antichnaya filosofiya: Entsiklopedicheskiy slovar [Ancient Philosophy: Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Progress-Traditsiya, 2008. (In Russian)
Gertsman, Yevgeniy V. Muzyka Drevney Gretsii i Rima. Seriya «Antichnaya
biblioteka». [Music of Ancient Greece and Rome. Series "Antique"
library"]. St. Petersburg, Aletenya Publishing House, 1995. http://www.sno.pro1.ru/lib/gerzman/gerz.pdf (In Russian)
Gurevich, Pavel S. Psikhologiya i pedagogika. [Psychology and Pedagogy], 2014. https://studme.org/64627/pedagogika/ideya_vospitaniya_platona (In Russian)
Herodotus. The History. Book V. Terpsichore, 83. https://en.wikisource.org/wiki/The_History_of_Herodotus_(Macaulay)/Book_V
Hesiod. The Theogony. Translated by H. G. Evelin-White. Classical Texts Library. Theoi Project, Aaron J. Atsma, New Zealand, 2000-2017. https://www.theoi.com/Text/HesiodTheogony.html
Homer. The Iliad. Written 800 B.C.E. Translated by Samuel Butler. The Internet Classics Archive by Daniel C. Stevenson, Web Atomics. 1994-2009. http://annales.info/ant_lit/lukian/saltatione.htm
Huizinga, Johan. (2011) Homo Ludens. London, Boston and Henley, Routledge & Kegan Paul, 1949. https://radioparasita.org/sites/default/files/Gong/052013/johan_huizinga_homo_ludens_1949_pdf_17266.pdf
Irmscher, Johannes, and Renate Yone. comp. Dictionary of antiquity. Transl. Translation from German. Moscow, Progress. 1989. https://www.studmed.ru/irmsher-y-yone-r-sost-slovar-antichnosti_7f9db38e761.html (In Russian)
Lucian of Samosat. Of Pantomime, Of Dancing. Translated by Fowler, H. W. and F. G. Oxford: The Clarendon Press. 1905. Vol. II. http://annales.info/ant_lit/lukian/saltatione.htm
Michelakis, Pantelis. Chapter 9 ‘Grecian dances’ and the transformations of corporeality in the age of moving images. Edited by K. Harloe, et. al., Hellenomania, London, Routledge, 2018, pp. 194-212. https://doi.org/10.4324/9781315277370
Morina, Larisa P. Ritualnyy tanets i mif [Ritual dance and myth]. “Symposium” series, Religiya i nravstvennost v sekulyarnom mire [Religion and morality in the secular world], Issue 20. Proceedings of the scientific conference. November 28-30, 2001. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 2001, P.118-124. http://anthropology.ru/ru/text/morina-lp/ritualnyy-tanec-i-mif (In Russian)
Nietzsche, Friedrich. Thus Spake Zarathustra. Translated by Thomas Common. New York, The Modern Library. University of St. Michael’s College, 2006. https://ia803405.us.archive.org/32/items/thus-spoke-zarathustra/Thus%20spoke%20Zarathustra.pdf
Osintseva, Nadezhda V. Tanets v aspekte antropologicheskoy ontologii [Dance in the aspect of anthropological ontology]. 2006. Tyumen. State Institute of Arts and Culture, Abstract of the Dissertation of the Cand. of Philosophy Sciences. https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2257 (In Russian)
Plato. The Republic. Book III. The Perseus Digital Library Catalog, http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0168%3Abook%3D3 ; https://classics.nsu.ru/bibliotheca/plato01/gos03.htm
Plato. The Republic. Book X. The Perseus Digital Library Catalog, https://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0168%3Abook%3D10 ; https://classics.nsu.ru/bibliotheca/plato01/gos10.htm
Plato. Laws. Book II. The Perseus Digital Library Catalog, http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0166%3Abook%3D2 ; http://psylib.org.ua/books/plato01/30zak02.htm
Plato. Laws. Book III. The Perseus Digital Library Catalog, http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Plat.+Laws+3&fromdoc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0166 ; http://psylib.org.ua/books/plato01/30zak03.htm
Plato (1999) Laws. Book VII. The Perseus Digital Library Catalog, http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0166%3Abook%3D7 ; http://psylib.org.ua/books/plato01/30zak07.htm
Plato. Phaedo. The Perseus Digital Library Catalog, http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0170%3Atext%3DPhaedo%3Apage%3D92 ; http://psylib.ukrweb.net/books/plato01/19fedon.htm
Ramadanova, Zhanna. Filosofiya i tanets: otrazheniye tantsa v
filosofskoy mysli [Philosophy and dance: reflection of dance in
philosophical thought]. Vestnik KazNPU imeni Abaya, series "Filosofiya i tanets: otrazheniye tantsa v filosofskoy mysli [Philosophical Almanac of modernity: a world of opinions]", №3-4, (75-76) 2019, pp. 17-24. (In Russian)
Ramadanova, Zhanna, and Aigul Kulbekova. “Epistemological and cognitive aspects of the phenomenon of dance and corporeality”. Journal of the Philosophy of Sport, 2023. DOI: 10.1080/00948705.2023.2197233
Sparshott, Francis. “Why Philosophy Neglects the Dance?” In What is Dance,
edited by Roger Copeland and Marshall Cohen. Oxford, Oxford University Press, 1983, P. 94-102.
Xenophon. Anabasis. Book VI, chapter 1, 12. Carleton L. Brownson, Ed., The Perseus Digital Library Catalog, http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Xen.%20Anab.%206.1&lang=original ; http://xlegio.ru/sources/xenophon/anabasis/book-6.html
Xenophon. Apology of Socrates. Symposium. The Perseus Digital Library Catalog, http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:1999.01.0212 ;
https://vk.com/doc35927296_418701520
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.