КАЗАХСКИЙ ПРИМА-КОБЫЗ – ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Авторы

  • Балжан Джунусова Казахская Национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Қазахстан)
  • Сауле Утегалиева Казахская Национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Қазахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v8i4.742

Аннотация

Статья посвящена казахскому национальному музыкальному инструменту под названием прима-кобыз, модернизированному в стиле европейского струнно-смычкового инструмента скрипка. Этот вид смычкового хордофона создан в 1930-е годы, что было порождено новым этапом в развитии музыкальной культуры Казахстана, а также и другими задачами, поставленными перед страной, включавшими в том числе создание современного оркестра казахских народных инструментов. Позднее прима-кобыз зарекомендовал себя как сольный инструмент, который активно развивался и в дальнейшем позволил исполнителям представить публике широкий выбор произведений казахских, русских и зарубежных композиторов. Реконструируемые инструменты во все времена требовали доработки и улучшения ряда характеристик. Прима-кобыз прошел длительный путь усовершенствования своих звуковых качеств и морфологических характеристик.  Несмотря на то, что инструмент пользуется большим спросом, и интерес к нему растет изо дня в день, со стороны мастеров все еще предпринимаются попытки его модернизации. Следовательно, вопросы его реконструкции до сих пор остаются актуальными и заслуживают особого внимания и анализа. К тому же данный вопрос не получил отражения в современном этномузыкознании и остается малоизученным. В рамках представленной работы рассматривается суперсовременное инновационное изобретение – электрокобыз, который, по своей сути, стал фактором, популяризирующим прима-кобыз, и новым музыкальным инструментом, прекрасно вписывающимся в креативное пространство не только Казахстана, но и всего Центрально-Азиатского региона.  Являясь исполнителем на четырехструнном акустическом, прима-кобызе, автор статьи в процессе ее написания обращается к методу интервьюирования мастеров, изготавливающих такие инструменты, и музыкантов-кобызистов, включая исполнительницу на электронном его виде. Использован метод сбора и анализа полученной информации.

Ключевые слова:

прима-кобыз, оркестр народных инструментов, реконструкция, современная инструментальная музыка, креативный подход, электрокобыз, струнно-смычковый инструмент, национальный музыкальный инструмент

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Балжан Джунусова, Казахская Национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Қазахстан)

Балжан Бекеновна Джунусова – докторант 3-курса образовательной программы «8D02104 - Традиционное музыкальное искусство» Кафедры «Кобыз и баян», Казахская Национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Қазахстан)

Сауле Утегалиева, Казахская Национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Қазахстан)

Сауле Исхаковна Утегалиева – доктор искусствоведения, Заслуженный деятель РК, профессор кафедры «Музыковедение и композиция» Казахской Национальной консерватории имени Курмангазы (Алматы, Қазахстан)

Библиографические ссылки

References

Akatay, Sabetkazy. Velikiy Korkut i yego ucheniye Korkyt i obshchetyurkskoye vozrozhdeniye [The Great Korkyt and his teachings. Korkyt and the General Turkic Renaissance]. Korkut Ata encycle. sat. editor A.Nysanbayev. Almaty, Kazakh encycle, 1999. (In Russian)

Amanov, Bagdaulet, and Muhambetova, Asiya. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i ХХ vek [Kazakh traditional music and the 20th century]. Almaty, Dayk–Press, 2002. (In Russian)

Dumnić Vilotijević, Marija. “Urban folk music and cultural influences: Labels for narodna muzika (folk music) in Serbia in the twentieth century.” Contemporary Popular Music Studies, Proceedings of the Interethnic Association for the Study of Popular Music 2017. 19th Biannual conference of the international association for-the-study-of-popular-music on popular music studies today. 2019, pp. 39–50. DOI: 10.1007/978-3-658-25253-3_4.

Eykhgorn, Avgust. Polnaya kollektsiya muzykalnykh instrumentov narodov Tsentralnoy Azii [Complete collection of musical instruments of the peoples of Central Asia]. Catalogue, St. Petersburg, Printing-house of U. Shtauf, (I. Fishon), 1885. (In Russian)

Fahrettin М, Кirzlogu. Dede-Korkut Oguznameleri. Istanbul, I. kitap, 1952. (In Turkish)

Gizatov, Bisengali. Kazakhskiy orkestr imeni Kurmangazy [Kurmangazy Kazakh Orchestra]. Almaty, Gylym, 1994. (In Russian)

Junussova, Balzhan, and Utegalieva, Saule. Prima-kobyz kazakhskiy natsionalnyy instrument [“Prima-kobyz – kazakh national instrument.”] Zhirkov readings issues of cultural heritage preservation, proceedings of I International conference. 2022, Yakutsk, pp. 130–137. (In Russian)

Junussova, Balzhan, and Utegalieva, Saule. «Usovershenstvovannyy prima-kobyz: osobennosti i perspektivy razvitiya v sovremennoy muzykalnoy kulture Kazakhstana» [“Improved prima-kobyz: features and prospects of development in the modern musical culture of Kazakhstan.”] Musiqi dunyasi, 3/88. 2021, pp. 114–118. (In Russian)

Kokumbaeva, Baglan. “Tengriane i tengrianovedy: vremen svyazuyushchaya nit” [“Tengriane and Tengrianologists: Times connecting thread.”] Tengrianism and the epic heritage of the peoples of Eurasia: origins and modernity, materials of the Third International Scientific and Practical conference. 2011, Abakan, Khakass book publishing house, pp.75-77. (In Russian)

Koretskaya, Galina, et al. Green Paper. Model of a creative economy development road map in Central Asian countries. Astana, 2021.

Kotrikadze, Sopiko. “The Issue of Folklore in Contemporary Author’s Songs1 in Georgian Folk Music.” Musicologist International Journal of Music Studies, vol. 6, no. 2, 2022, pp. 210-223. DOI: 10.33906/musicologist.1079964

Medeubek, Maxat. Conversation with Maxat Medeubek, Almaty, 21 November 2022.

Murzaliyeva, Sajana, and Akparova, Galiya. “Narodnoye vozrozhdeniye i sovremennyye tendentsii natsionalnykh traditsiy muzykalnoy kultury Kazakhstana.” [“Popular revival and modern trends of ethnic traditions of musical culture of Kazakhstan.”] Problemy muzykalnoy nauki [Problems of musical science], Music Scholarship, № 4, 2020, pp. 206–216. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.4.206-216

Namazova, Kamash. “Istoki kobyzovogo iskusstva i sovremennyye traditsii” [“Origins of kobyz art and modern traditions.”] Bulletin d'Eurotalent-FIDJIP, Editions du JIPTO, № 4, 2017, pp. 72–77.

Omarova, Gulzada. Kobyzovaya traditsiya. Voprosy izucheniya kazakhskoy traditsionnoy muzyki [Kobyz tradition. Issues of studying Kazakh traditional music]. Monograph, 2009, Almaty. (In Russian)

Omarova, Gulzada. Yedinstvo muzyki, poezii i magii kak otrazheniye tselostnosti mifologicheskogo soznaniya v kulture kochevnikov. Kultura kochevnikov na rubezhe vekov (XIX-XX, XX-XXI vv.). [“Unity of music, poetry and magic as a reflection of the integrity of mythological consciousness in the culture of nomads. Culture of nomads at the turn of the century (XIX-XX, XX-XXI centuries).”] Genesis and transformation issues, proceedings of International conference. 1995, Almaty, p. 275–284. (In Russian)

Omarova, Gulzada. «Drevniye smychkovyye instrumenty kak obyekt sravnitelno-etnologicheskikh issledovaniy» [“Ancient bow instruments as an object of comparative ethnological research.”]. The problem of national and international in modern folk musical art and the work of composers of Kyrgyzstan, proceedings of the Republics. scientific-practical conference. 1990, Frunze, p. 111–112. (In Russian)

Sarybayev, Bolat. Kazakhskie muzykalnye instrumenty [Kazakh musical instruments]. Alma-Ata, Zhalyn, 1978. (In Russian)

Tashmatova, Azatgul. Sozdaniye modifitsirovannykh uzbekskikh narodnykh muzykalnykh instrumentov [Creation of modified Uzbek folk instruments]. 2022. Tashkent, Uzbekistan State Conservatory, Presentation for a Doctor of Art History (DSc). (In Russian)

Tazhibayeva-Isayeva, Lyaylya. Conversation with Lyaylya Tazhibayeva-Isayeva. Almaty, 20 February 2023. (In Russian)

Tolen, Kaiyrgazy. Conversation with Kaiyrgazy Tolen, Almaty, 15 November 2022. (In Kazakh)

Valikhanov, Chokan. Sobraniye sochineniy v 5 t. T.1 [Collected works in 5 vols. Vol.1]. Alma-Ata, Nauka KazSSR, 1961. (In Russian)

Vyzgo, Tatiana. Muzykalnyye instrumenty Sredney Azii. Istoricheskiye ocherki [Musical instruments of Central Asia. Historical essay]. Moscow, Music, 1980. (In Russian)

Tezekbayev, Dosymzhan. Kobyz yrenu mekteby [Kobyz playing school]. Almaty, Oner, 1980. (In Kazakh)

Vertkov, Konstantin, et al. Atlas muzykalnykh instrumentov narodov SSSR [Atlas of musical instruments of the peoples of the USSR]. 2nd ed. Moscow, Music, 1975. (In Russian)

Zhubanov, Akhmet. Struny stoletii [Strings of centuries]. Alma-Ata, Kazgoslitizdat, 1958. (In Russian)

Zhumabekova, Dana, and Yeginbaeva, Toizhan. “The History of the Art of Kobyz in Kazakhstan.” Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 368. The 3rd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education. 2019, Atlantis Press, pp. 667–671.

Zhumabekova, Laura. Kazakh maze art: genesis and evolution. Monograph. Almaty, Gylym, 1994. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 259

Опубликован

2024-01-05

Как цитировать

Балжан Джунусова, и Сауле Утегалиева. «КАЗАХСКИЙ ПРИМА-КОБЫЗ – ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 4, 2024 г., с. 59-74, doi:10.47940/cajas.v8i4.742.
Лицензия Creative Commons