ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ СЦЕНОГРАФИИ ТЕАТРОВ ТЮРКСКОГО МИРА: ПРЕОБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.744Аннотация
Аннотация. В статье осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ лучших в сценографическом плане спектаклей на международных театральных фестивалях стран тюркского мира. Предпринята попытка выявить «тюркский пласт» в сценическом мышлении, в структуре пластического и визуального языка в постановках театров Центральной Азии и Казахстана. Дается анализ исследованиям основных тенденций сценографии, опирающимся на тюркское мировоззрение и его формообразующие архитектонические начала. Сложность рассмотрения узкоспециальных вопросов сценографической практики театров тюркоязычных стран потребовала более глубокого осмысления основ древней эстетики тюркского этноса, подробной аналитики древнего синкретизма и синтеза традиционной и современной культуры, понимания особенностей формирования и развития театральных форм в тюркской культуре и, в конечном счете, специфики современной художественно-изобразительной, образной системы. Осмыслению подвергнуты конструкции и представления Тюркской модели Мира в сценическом дизайне последних десятилетий, обозначены перспективы развития сценографии тюркских театров. В ходе анализа сценографии театров тюркского мира авторами выявлены общие тенденции, характеризующиеся контаминацией пластического мышления; устремленностью к распределению пространства, развивающегося по вертикали, в соответствии с древнетюркой моделью Мироздания. Данный подход потребовал привлечение фундаментальных философско-культурологических трудов по тенгрианскому мировоззрению таких известных мыслителей как Сабетказы Ақатай, Ныгмет Аюпов, Гарифолла Есим, Григорий Томский и др. Интересно, что ментальная приверженность тюрков к конструированию трехчастного Мира по вертикальному ряду подтверждается и современными археологическими находками сакральных предметов древнетюркской материальной культуры на территории Казахстана, Алтая, Северного Кавказа. Поэтому базовыми методологическими принципами исследования стала натурфилософия тенгрианства как универсального открытого мировоззрения с её мифогносеологическими и практикориентированными представлениями о структуре Мира. Выявляя новые модели сценографической практики театров тюркоязычных стран последнего десятилетия можно отметить все более возрастающую роль интертекстуальности как локального стиля и метода «высказывания», воспринимаемого в постдраматическом театре «как процесс творения». В генеративной природе театральной интертекстуальности «как смыслотворческой активности»... раскрывается «смысловая множественность незавершающегося количества интерпретаций». Интертекстуальность пластического мышления становится все более характерной чертой новых устремлений сценографии тюркских театров.Ключевые слова:
сценография, модель Мира, тюркская культура, пластический элемент, устойчивые знаки, театральные фестивали, интертекстуальность, генеративная природа, незавершенные интерпретации, локальный стильСкачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Акатай Сабетказы. «Великий Коркыт и его учение. Коркыт и общетюркское Возрождение». «Қорқыт Ата» энциклопедиялық жинақ. Алматы, Қазақ энциклопедиясы, 1999, 686 – 688 б.
Аюпов Нурмагамбет. Тенгрианство как открытое мировоззрение. – Алматы: КазНПУ им. Абая. – КазНПУ им. Абая. – Издательство «КИЕ», 2012.
Безруков Андрей. Поэтика интертекстуальности. Бирск, БирГСПА, 2005.
Гарифолла Есим. Хаким Абай. Алматы, Білім, 1995.
Кодар Ауэзхан.Степное Знание: очерки по культурологии. Алматы, 2002.
Нурланова Канат.Эстетика художественной культуры казахского народа. АН КазССР, Ин-т философии и права. Алма-Ата, Наука КазССР, 1987.
Томский Григорий. «Классический тангризм». Сoncorde, №1, p. 3–10.
Томский Григорий. Философия тангризма. Париж, Editions du JIPTO, 2019.
Туяков Есенгельди. Интервью сценографа Каз.драмтеатр им.М.Ауэзова, о постановке «Қорқыттың көрі», Алматы, 2015.
Мұқан Амангелді. «Туысқан түркі халықтарының театр фестивалі». Дата публикации 22.05.2015 от LADMIN. https://musicnews.kz/tuys%D2%9Ban-t%D2%AFrki-xaly%D2%9Btaryny%D2%A3-teatr-festivali/Дата доступа 11 января 2023.
Султанова, Рауза. «Театр как полигон». Нәуруз хәбәрләре. №3. 03 июня, 2019,с. 152–161.
Султанова, Рауза. «Искусствоведение Татарстана в начале ХХІ века». Вопросы искусствоведения ХХ-начала ХХІ века.: материалы Межд.научн.-практ.конф. Алматы, 2016, с. 62–68.
Султанова Рауза. «Особенности татарского пластического мышления в сценографии в татарском театре». Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов: Матер. межд.науч.практ.конф., посв. 150-летию со дня рождения педагога-просветителя Ш.А. Тагирова, Казань, 2009, с. 109–117.
Khalykov Kabyl. «Intentionality As A New Phenomenological Approach In Scenography». Central Asian Journal of Art Studies, №1(1), 2016, pp.86–108.
Халыков, Кабыл. «Культурно-мировоззренческие основы казахской сценографии в свете понимания «Человек»-«Мир»-«Среда»». Матер. Межд. науч.-практ. Конференции «Театр ХХІ века и вызовы нового времени», посв. 110-летию татарского театра, Казань, 2016, с. 184–191.
Каржаубаева, Сангуль, и Копбасарова Aйнур. «Инновационные стратегии Tуркестанского музыкально-драматического театра». Central Asian Journal of Art Studies, т.6, №4, 2021. с. 148–158. DOI:10.47940 /cajas.v6i4.510. https://cajas.kz/journal/article/view/510/317
Каржаубаева, Сангуль. «Қазақ театр сценография мұрасын сақтау және зерделеу мәселелері». Современная сценическая речь: традиции и мировой опыт: Матер.межд.науч.-практ. конф., посв. 75-лет. юбилею Заслуж. деятеля РК Дариги Туранкуловой, КазНАИ им.Темирбека Жургенова, Алматы, 2023, с. 75–79.
References
Akatay, Sabetkazy. “Velikiy Korkyt i yego ucheniye. Korkyt i obshchetyurkskoye Vozrozhdeniye” [Great Korkyt and his teachings. Korkyt and the Pan-Turkic Revival]."Korkyt Ata" encyclopedic collection. Almaty, Kazakh encyclopedia, 1999, pp. 686 – 688. (In Kazakh)
Ayupov, Nurmagambet. Tengrianstvo kak otkrytoye mirovozzreniye [Tengrianism as an open worldview]. Almaty,AbayKazNPU. - Publishing house "KIE", 2012. (In Russian)
Bezrukov, Andrey. Poetika intertekstualnosti [Intertextuality of poetics].Birsk, BirGSPA, 2005. (In Russian)
Ғarifolla,Yesim. Khakim Abay [Hakim Abai]. Almaty: Education, 1995. (In Kazakh)
Kodar, Auezkhan. Stepnoye Znaniye: ocherki po kulturologii[Stepnoe Znanie: Essays on Cultural Studies. - Almaty, 2002. (In Russian)
Nurlanova, Kanat. Estetika khudozhestvennoy kultury kazakhskogo naroda [Aesthetics of the art culture of the Kazakh people]. Academy of Sciences of the Kazakh SSR, Institute of Philosophy and Law. Alma-Ata, Nauka KazSSR, 1987.(In Russian)
Tomski, Grigori. “Tangrisme classique.” Concorde, №1, pp. 3–10. (In French)
Tomski, Grigori. Philosophie du tangrisme.Paris, Editions du JIPTO, 2019. (In French)
Tuyakov, Yesengeldy. Intervyu stsenografa Kaz.dramteatr im.M.Auezova, o postanovke «Қorқyttyң kөrі» [Interview with the stage designer of the M.Auezov Kazakh Drama Theater, about the production of «The Grave of Korkut»]. Almaty, 2015. (In Russian)
Mұқan, Amangeldі. «Tuysқan tүrkі khalyқtarynyң teatr festivalі» [«Theatre festival of related Turkic peoples»]. LADMIN 22.05.2015 https://musicnews.kz/tuys%D2%9Ban-t%D2%AFrki-xaly%D2%9Btaryny%D2%A3-teatr-festivali/. Accessed 11 january 2023 (In Kazakh)
Sultanova, Rauza. "Teatr kak poligon"[Theater as a landfill]. Нәуруз хәбәрләре.№3. 03 june, 2019, pp. 152–161. (In Russian)
Sultanova, Rauza. «Iskusstvovedeniye Tatarstana v nachale XXI veka» ["Art education in Tatarstan at the beginning of the 21st century"]. Questions of art criticism of the XX-beginning of the XXI century: Materials of the International scientific-practical conference. Almaty, 2016, pp. 62–68. (In Russian)
Sultanova, Rauza. «Osobennosti tatarskogo plasticheskogo myshleniya v stsenografii v tatarskom teatre» [«Features of Tatar plastic thinking in scenography in the Tatar theater»]. Origins and evolution of the artistic culture of the Turkic peoples: Proceedings of International Scientific Practical Conference, dedicated. to the 150th Anniversary of the Birth of Teacher-Educator Sh.A. Tagirov. Kazan, 2009, pp. 109–117. (In Russian)
Khalykov, Kabyl. «Intentionality As A New Phenomenological Approach In Scenography». Central Asian Journal of Art Studies, №1(1), 2016, pp. 86–108.
Khalykov, Kabyl. «Kulturno-mirovozzrencheskiye osnovy kazakhskoy stsenografii v svete ponimaniya «Chelovek»-«Mir»-«Sreda»» [Cultural and ideological foundations of Kazakh scenography in the light of understanding «Man» - «World» - «Environment»]. Proceedings of the Int. scientific-practical. conference Theater of the XXI century and the challenges of modern times, dedicated to. 110th Anniversary of The Tatar Theater, Kazan, 2016, pp. 184–191. (In Russian)
Karzhaubayeva, Sangul. «Stsenografiya kazakhskogo teatra: kriterii i problemy aksiologizatsii» [Scenography of the Kazakh theater: criteria and problems of axiologization]. Materialy VII Mezinarodni Vedesko–practicka konference. Prague, 2011, pp. 75–80. (In Russian)
Karzhaubayeva, Sangul, and Kopbassarova Ainur. “Innovative Strategies of the Turkistan Music and Drama Тheater.” Central Asian Journal of Art Studies, 2021, 6(4), p.148-158.DOI:10.47940/cajas.v6i4.510. https://cajas.kz/journal/article/view/510/317
Karzhaubayeva, Sangul. «Қazaқ teatr stsenografiya mұrasyn saқtau zhәne zerdeleu mәselelerі» [«Problems of preservation and study of Kazakh theater scenography heritage»]. Modern Stage Speech: Traditions and World Experience: Proceedings of International Scientific-Practical Conference dedicated to 75 years old. Anniversary Figure of the Republic of Kazakhstan Dariga Turankulova. Temirbek Zhurgenov KazNAI, Almaty, 2023, pp. 75–79. (In Kazakh)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.