ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НЕОМИФОЛОГИЗМОВ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСКОМ КИНО

Авторы

  • Холганат Мурат Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан) https://orcid.org/0000-0002-9422-7542
  • Алма Айдар Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v8i4.745

Аннотация

В статье рассматривается проявление неомифологизмов в казахском кино с точкизрения современных научных изысканий и содержательной формы и исследуется в контекстесовременного направления метомодернизма. Мифологический характер в казахском кино мынаблюдаем в кадрах первых художественных фильмов. Тем не менее, современная киноиндустриядвижется к процессу изменения нового времени, новых технологий. «Нео» мифологемы впространстве казахского киноискусства претерпели трансформацию в зависимости от формы иидеи.В исследовании рассматриваются мифологемы в области национального кино, начиная систорического ракурса ХХ века и заканчивая современностью. Кроме того, образ общества вкино иллюстрируется различными мифико-сюжетными узорами, с целью анализа тематико-идейного контента. Изменения, происходящие в культурном пространстве, проникли сначала влитературные произведения, а затем через мифологию и мифологемы, оказавшись на экране вформе «неомифологизма». Цель исследования-всестороннее рассмотрение общенациональнойили личностной интерпретации неомифологии в современном казахском кино. Интерпретацияозначает «дать понимание». Например, интерпретация в музыке может быть отредактирована сучетом понимания обработчика или исполнителя любого произведения.В основной части исследования художественные фильмы, имеющие мифологическоесодержание в современном казахском кино, сгруппированы в одну научную систему, в которойнеомифологизмы анализируются относительно исследованиями отечественных и зарубежныхученых. Мифические взгляды и выводы зарубежных исследователей Артура Шопенгауэра,Павла Гринцера, Зигмунда Фрейда, Яна Нанси приобретают относительный характер. Элементынеомифологии в таких фильмах как кинорежиссера Ермека Турсынова «Шал» (2016), СабитаКурманбекова «Оралман» (2019), Акана Сатаева «Томирис» (2015) описываются на основефольклорных, мифологических, философско-исторических образов. Так, неомифологическаякартина легенды о волке в фильме «Шал» раскрывает значение духовной ценности казахов.В исследовании нашли применение историко-этнографические, киноведческие,искусствоведческие, культурологические, сравнительно-аналитические, а также эмпирические,теоретические и методологические методы. Работы казахстанских, российских и зарубежныхавторов, изучавших термин «неомифологизм», были проанализированы по каждому историческомупериоду. Результаты научной статьи будут посвящены отечественным и международнымискусствоведам и специалистам в области киноведения, проводящим исследования о проявлениинеомифологии в киноискусстве.

Ключевые слова:

миф, мифологема, неомифологизм, современное искусство, концептуализм, эстетика, интерпретация, казахское кино, литература, модернизм, метамодернизм, тенденция, процесс

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Холганат Мурат, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Холганат Мурат – PhD докторант 3-го курса, преподаватель кафедры «История и теория кино» Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Алма Айдар, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Айдар Алма – доктор PhD, старший преподаватель кафедры «История и теория кино» Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Дәйеккөздер тізімі

Нөгербек, Бауыржан жəне Назира Мұқышева. Қазақ киносының тарихы. Алматы, Издат-Маркет, 2005, бб. 56–58.

Ногербек, Бауыржан. Кино Казахстана. Алматы, Национальный продюсерский центр, 1998.

Нургали, Кадиша. «Художественный мифологизм как явление казахской прозы». Научный журнал ПГУ имени С. Торайгырова, 2018, №2, бб. 33–34.

Барт, Роллан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Москва, 1999.

Абаганова, Асель. Неомифологизм и проявление интертекстуальности в постмодернистских произведениях (на материале романов Виктора Пелевина «Священная книга оборотня», Дюйсен Накипова «Круг пепла»). Диссертация на соискание степени доктора философии (PhD), twirpx.com›file/3784610/ Дата доступа 02.08.2022.

Жанысбекова, Эльмира. Мифологические образы и мотивы в современной казахстанской прозе. Диссертация на соискание степени доктора философии (PhD), 6D020500. Алматы, 2018. vestnik-philological.tou.edu.kz›storage/articles/…

Зыбайлов, Леонтий и Виктор Шапинский. Постмодернизм. Учебное пособие. Москва, Прометей, 1993.

Қазақ өнерінің тарихы. 3 томдық. 2-кітап. Алматы, Өнер, 2009.

Ногербек, Бауыржан и Баубек Ногербек. Казахское игровое кино: экранно- фольклорные традиции и образ героя. Алматы, Дəстүр, 2014.

Борев, Юрий. Эстетика. Оқулық. Алматы, Ұлттық аударма бюросы, 2020.

Любимов, Юрий. Искусство Западной Европы: Средние века; возрождение в Италии. Алматы, Арт, 1982.

Өлдұлы, Ғазиз. «Тұмар патшайымның ақиқат пен аңызы немесе «Томирис» көркем фильмі хақында». Madeniportal.kz, 11 наурыз, 2020. http://madeniportal.kz›articles/753 Қарастырылған мерзімі 02.07.2022

Хесс, Рудольф. 25 избранных книг по философии. Алматы, Национальное бюро переводов, 2018.

Əдебиет теориясы: Антология. 2-том. Джули Ривкин мен Майкл Райанның редакциясымен. Алматы, Ұлттық аударма бюросы, 2019.

Косарев, Александр. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость. Москва, Знание, 2000.

Гринцер, Павел. Эпос древнего мира. Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. Москва, Восток, 1971.

Sinha, Bikash. Serpent Worship in Ancient India. London, Scholarly Pub-ns, 1979.

Жаксылыков, Аслан. Образы, мотивы и идеи с религиозной содержательностью в произведениях казахской литературы: типология, эстетика, генезис. Алматы, Қазақ университеті, 1999.

Мағауин, Мұхтар. «Ұлттың күре тамыры». Жұлдыз, №2 (26), 2015, б. 117–123.

Помялов Александр. «Сверхоборотень, как авторский способ познание бытия в романе Виктора Пелевина «Священная книга оборотня». Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2010, №6 (48), с.116–123.

Касьянов Александр. «Образ «волка» в романе Виктора Пелевина «Священная книга оборотня». Новый филологический вестник, 2008, № 2(7), pp. 73–76.

References

Nógerbek, Baýyrzhan, and Nazıra Muqysheva. Qazaq kınosynyń tarıhy [History of Kazakh cinema]. Almaty, Izdat-Market, 2005, pp. 56–58. (In Kazakh)

Nogerbek, Bayrzhan. Kıno Kazahstana [Cinema of Kazakhstan]. Almaty, National Production Center, 1998. (In Russian)

Nurgali, Kadisha. «Kórkem mıfologıa qazaq prozasynyń qubylysy retinde» [“Artistic mythologism as the development of Kazakh prose”]. S. Toraıgyrov PSU Scientific Journal, 2018, №2, pp. 33–34. (In Kazakh)

Bart, Rollan. Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika [Selected works. Semiotics. Poetics]. Moscow, 1999, pp. 131–133. (In Russian)

Abaganova, Asel. Neomifologizm i proyavlenie intertekstualnosti v postmodernistskih proizvedeniyah (na materiale romanov Viktora Pelevina «Svyashennaya kniga oborotnya, Duisen Nakipova «Krug pepla». [Neomythologism and the manifestation of intertextuality in postmodern works (based on the material of V. Pelevin's novels «The Sacred Book of the Werewolf», D. Nakipov «Circle of Ashes»). Dissertation for the degree of Ph.D., twirpx.com›file/3784610/ Accessed 02.08.2022. (In Russian)

Zhanysbekova, Elmira. Mifologicheskie obrazy i motivy v sovremennoj kazahstanskoj Proze [Mythological images and motifs in modern Kazak prose]. Dissertation for the degree of Ph.D. 6D020500. Almaty, 2018. https://kaznpu.kz/docs/doctoranti/zhanysbekova/Annotation_eng.pdf. Accessed 05.08.2022. (In Russian)

Zybajlov, Leontij, and Viktor Shapinskij. Postmodernizm [Postmodernism]. Tutorial, Moscow, Prometheus, 1993. (In Russian)

Qazaq óneriniń tarıhy [The history of Kazakh Art]. Volum3, 2-nd Book, Almaty, Oner, 2009. (In Kazakh)

Nogerbek, Bayrzhan, and Baybek Nogerbek. Kazahskoe igrovoe kino: ekranno-folklornye tradicii i obraz geroya [Kazakh feature cinema: screen folklore traditions and the image of the hero]. Almaty, Dastur, 2014. 75 s. (In Russian)

Borev, Yurij. Estetika. [Aesthetics]. Textbook. Almaty, National Translation Bureau, 2020. (In Russian)

Lyubimov, Yurij. Iskusstvo Zapadnoj Evropy: Srednie veka; Vozrozhdenie v Italii [The Art of Western Europe: the Middle Age; Renaissance in Italy]. Transl. Z.Ajtimov, Almaty, Art, 1982. (In Russian)

Ólduly, Ǵazız. «Tumar patshaıymnyń aqıqat pen ańyzy nemese «Tomırıs» kórkem fılmi haqynda» [The Truth and the legend of the Queen amulet or a feature film"Tomiris”] Uploaded by 11 march, 2020, Madeniportal.kz, Accessed 02.07.2022. (In Kazakh)

Hess, Rudolf. 25 izbrannyh knig po filosofii [25 selected books on philosophy]. Almaty, Nacionalnoe byuro perevodov, 2018. (In Russian)

Teoriya literatury: Antologiya. [Theory of Literature: An Anthology]. Volume 2. Editors Dzhuli Rivkin i Majkl Rajan. Almaty, National Translation Bureau, 2019. (In Russian)

Kosarev, Aleksandr. Filosofiya mifa. Mifologiya i ee evristicheskaya znachimost [Philosophy of Myth. Mythology and its heuristic significance]. Moskva, Znanie, 2000. (In Russian)

Grincer, Pavel. Epos drevnego mira. Tipologiya i vzaimosvyaz literatur drevnego mira [An epic of the ancient world. Typology and interrelation of literatures of the ancient world]. Moskva, Vostok, 1971. (In Russian)

Sinha, Bikash. Serpent Worship in Ancient India. London, Scholarly Pub-ns, 1979.

Zhaksylykov, Aslan. Obrazy, motivy i idei s religioznoj soderzhatelnostyu v proizvedeniyah kazahskoj literatury: tipologiya, estetika, genesis [Image, motives and ideas with religious content in the works of Kazakh literature: typology, aesthetics, genesis]. Almaty, Kazakh University, 1999. (In Russian)

Maǵaýın, Muhtar. «Ulttyń kúre tamyry» [“Roots of the nation”]. Juldyz, №2 (26), 2015, pp. 117–125. (In Kazakh)

Pomyalov, Aleksandr. «Sverhoboroten, kak avtorskij sposob poznanie bytiya v romane Viktora Pelevina «Svyashennaya kniga oborotnya» [The Super-Werewolf, as the author's way of cognition of being in Victor Pelevin's novel «The Sacred Book of the Werewolf»]. Zhurnal nauchnyh publikacij aspirantov i doktorantov, 2010, №6(48), pp. 116–121. (In Russian)

Kasyanov, Aleksandr. «Obraz «volka» v romane V. Pelevina «Svyashennaya kniga oborotnya» [“The image of the "wolf" in V. Pelevin's novel «The Sacred Book of the werewolf»]. New philological bulletin, 2008, № 2(7), pp. 73–76. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 123

Опубликован

2024-01-05

Как цитировать

Холганат Мурат, и Алма Айдар. «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НЕОМИФОЛОГИЗМОВ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСКОМ КИНО». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 4, 2024 г., с. 133-50, doi:10.47940/cajas.v8i4.745.
Лицензия Creative Commons