FOLK REVIVAL В СОВРЕМЕННОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ КАЗАХСТАНА

Авторы

  • Саджана Мурзалиева Казахский национальный университет искусств (Астана, Казахстан)
  • Дилором Каромат Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v8i4.747

Аннотация

В современном обществе возникает потребность в новых путях утверждениянациональной идентификации. Благоприятной средой и основой этого поиска молодыхмузыкантов-исполнителей служит традиционное музыкальное наследие Казахстана, хранящее всебе то, что является основой национального самоопределения. Основываясь на многовековомопыте, традиционное музыкальное искусство обладает естественной потребностью к эволюции,развитию, обогащению новыми чертами и обладает для этого необходимым потенциалом.Концепция folk revival в музыке Казахстана актуальна и имеет большое значение в контекстесохранения и продвижения традиционной культуры. В последние десятилетия наблюдаетсявозрождение интереса к традиционной музыке и культуре Казахстана. Многие артисты и группыактивно вносят элементы народной музыки и музыкальные инструменты в свои произведения, чтоспособствует сохранению и популяризации казахской музыкальной традиции.Растущая популярность народной инструментальной музыки и использование народныхинструментов на современной музыкальной сцене Казахстана ставит ряд фундаментальныхвопросов в области возрождения и обновления традиций. Современное казахское музыкальноеискусство, с однойстороны, неразрывно связано с традицией, с другой – это уже совершенно иноймузыкально-творческий феномен.Основываясь на результаты западноевропейских ученых, которыми было проведеномножество исследований на тему folk revival, нами предложена концепция анализа казахстанскогофолк-возрождения. Это один из центральных вопросов, который мы исследуем, спрашивая, что насамом деле происходит с традиционной музыкой в процессах воссоздания, изменения формы иобновления.Сегодня традиционное музыкальное искусство переживает новые преобразования в своемразвитии, включаясь в общий контекст развития мировой музыкальной культуры, отражая мировыетенденции вестернизации и глобализации.

Ключевые слова:

традиция, folk revival, традиционные музыкальные инструменты, фольклор, фольклорные коллективы, современная музыка, постмодерн

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Саджана Мурзалиева, Казахский национальный университет искусств (Астана, Казахстан)

Мурзалиева Саджана Садырбековна – магистр искусствоведческих наук, докторант, старший преподаватель кафедры «Кобыз и русские народные инструменты» Казахского национального университета искусств (Астана, Казахстан).

Дилором Каромат, Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан)

Дилором Файзуллаевна Каромат – доктор философии (PhD), старший научный сотрудник Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан).

Библиографические ссылки

Список источников

Аманов, Багдаулет, и Мухамбетова Асия. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы: Дайк-Пресс, 2002.

Анохина, Виктория. «Феномен детрадиционализации культур в контексте современных цивилизационных исследований». Философия и ценности современной культуры: материалы XIV Республиканского междисциплинарного научно-теоретического семинара студентов, аспирантов и молодых ученых "Инновационные стратегии в современной социальной философии". Ред. Анатолий Зеленков. Минск: БГУ, 2020, с. 15 - 22.

Земцовский, Изалий. «Народная музыка и современность (К проблеме определения фольклора)». Современность и фольклор. Сборник: статьи и материалы. Составители: Виктор Евгеньевич Гусев, Александр Александрович Горковенко. Отв. редактор Виктор Гусев. Москва: Музыка, 1977, с. 28 – 34.

Мациевский, Игорь. «Формирование системно-этнофонического метода в органологии». Методы изучения фольклора / Сборник научных трудов Ленинград: ЛГИТМиК, 1983, с. 54 – 63.

Мурзалиева, Саджана. «Современная массовая культура Казахстана в контексте тенденций музыкального возрождения». Художественное образование и наука» (Arts Education and Science) / ISSN 2410-6348, eISSN 2658-5251 РГСАИ 2020/3 (24): 189-198. DOI: 10.34684/hon.202003023.

Мусагулова, Галия. «Эстрадное музыкальное искусство в аспекте культурной жизни республики». Джумакова, Умутжан. Қазақстанның тәуелсіздік жылдарындағы музыка өнері: Очерктер. Алматы: Жібек жолы, 2013, с. 256.

Сиднева, Татьяна. «Межпарадигмальность как состояние современной музыкальной культуры». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, №1 (2023): 128 - 139. DOI: 10.56620/2782-3598.2023.1.

Темиртон (Садыкова), Галия. Казахская традиционная музыкальная культура в контексте социокультурной модернизации. Алматы: КазНИИК, 2013.

Утегалиева, Сауле. «Развитие поп-музыки в Казахстане (на рубеже XX – XXI вв.)». Музыка Казахстана: Произведение и исполнитель. Алматы: КазНИИКИ, 2000, с. 172.

Цареградская, Татьяна. Музыкальный жест в пространстве современной̆ композиции. Москва: Композитор, 2018, с. 5.

Цукер, Анатолий. «Вступая в XXI век. О жанровых мутациях в музыке рубежных периодов». Цукер, Анатолий. Единый мир музыки: избр.ст. Ростов-на-Дону: Изд-во РГК, 2003, с. 255.

Чистов, Кирилл. «Фольклор». Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. СПб.: Университетская книга, 1998, 447 с.

Atkinson, David. “Revival, Genuine or Spurious?” Folk Song: Tradition, Revival, and Re-Creation. Eds. Ian Russell & David Atkinson. Aberdeen: University of Aberdeen, Elphinstone Institute: 2004, pp. 62-144.

Bithell, Caroline – Juniper Hill. “An Introduction to Music Revival as Concept, Cultural Process, and Medium of Change.” In The Oxford Handbook of Music Revival. Juniper Hill and Caroline Bithell, eds. New York: Oxford University Press, 2014, pp. 3–42.

Bohlman, Philip. The Study of Folk Music in the Modern World. Bloomington: Indiana University Press.) 1988.

Handler, Richard & Jocelyn Linnekin. “Tradition, Genuine or Spurious.” Journal of American Folklore 97 (1984), pp. 90-273.

Hobsbawm, Eric & Terence Ranger (eds.). The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

Giddens, Anthony. “Living in a Post-Traditional Society.” Reflexive Modernization: Politics, Tradition and Aesthetics in the Modern Social Order. Ed. Beck, Giddens & Lash. Cambridge: Polity Press: 1994, pp. 56–109.

Glassie, Henry. “Tradition.” Journal of American Folklore 108 (1995): 395–412.;

Livingston, Tamara E. “Music Revivals: Towards a General Theory.” Ethnomusicology 43/1 (Winter 1999), pp. 66–85.

MacKinnon, Niall. The British Folk Scene: Musical Performance and Social Identity. Ballmoor: Open University Press, 1993.

Ronström, Owe. “Traditional Music, Heritage Music.” In The Oxford Handbook of Music Revival. Juniper Hill and Caroline Bithell, eds. New York: Oxford University Press, 2014, pp. 43–59.

Slobin, Mark. Subcultural Sounds: Micromusics of the West. Hanover and London: Wesleyan University Press. 1993.

Ziehe, Thomas. Kulturanalyser: Ungdom, utbildning, modernitet. (Cultural analysis: youth, education and modernity) Stockholm/Stehag: Symposion, 1989. 181 p.

References

Amanov, Bagdaulet and Asiya Mukhambetova. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i ХХ vek [Kazakh traditional music and XX century]. Almaty: Daik-Press, 2002 (In Russian).

Anokhina, Victoriya. Fenomen detraditsionalizatsii kultur v kontekste sovremennykh tsivilizatsionnykh issledovaniy [The phenomenon of detraditionalization of cultures in the context of modern civilization studies]. Philosophy and values of modern culture: materials of the XIV Republican Interdisciplinary scientific and Theoretical seminar of students, postgraduates and young scientists “Innovative strategies in modern social philosophy”, Minsk, BGU, 2020. pp. 15–22. (In Russian).

Atkinson, David. “Revival, Genuine or Spurious?” Folk Song: Tradition, Revival, and Re-Creation. Eds. Ian Russell & David Atkinson. Aberdeen: University of Aberdeen, Elphinstone Institute: 2004. pp. 62–144. (In English)

Bithell, Caroline – Juniper Hill. “An Introduction to Music Revival as Concept, Cultural Process, and Medium of Change.” In The Oxford Handbook of Music Revival. Juniper Hill and Caroline Bithell, eds. New York: Oxford University Press, 2014. pp. 3–42. (In English)

Bohlman, Philip. The Study of Folk Music in the Modern World. Bloomington: Indiana University Press.). 1988 (In English)

Chistov, Kirill. FolkloR [Folklore]. Cultural studies. XX century. Encyclopedia. In 2 vols. Vol.2. St. Petersburg: University Book, 1998, 447 p. (In Russian)

Handler, Richard & Jocelyn Linnekin. “Tradition, Genuine or Spurious.” Journal of American Folklore 97 (1984), pp. 90-273 (In English)

Hobsbawm, Eric & Terence Ranger (eds.). The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. (In English)

Giddens, Anthony. “Living in a Post-Traditional Society.” Reflexive Modernization: Politics, Tradition and Aesthetics in the Modern Social Order. Ed. Beck, Giddens & Lash. Cambridge: Polity Press: 1994, pp. 56–109. (In English)

Glassie, Henry. “Tradition.” Journal of American Folklore 108 (1995), pp. 395–412 (In English);

Livingston, Tamara E. “Music Revivals: Towards a General Theory.” Ethnomusicology 43/1 (Winter 1999), pp. 66–85 (In English)

MacKinnon, Niall. The British Folk Scene: Musical Performance and Social Identity. Ballmoor: Open University Press, 1993. (In English)

Matsiyevskiy, Igor. Formirovaniye sistemno-etnofonicheskogo metoda v organologiI [Formation of the system-ethnophonic method in organology]. Methods of studying folklore / Collection of scientific works. Leningrad: LGITMiK, 1983, pp. 54–63. (In Russian)

Murzaliyeva, Sajana. Sovremennaya massovaya kultura Kazakhstana v kontekste tendentsiy muzykalnogo vozrozhdeniya [Modern mass culture of Kazakhstan in the context of musical revival trends]. Arts Education and Science, 2020/3 (24): 189-198/ ISSN 2410-6348, eISSN 2658-5251. DOI: 10.34684/hon.202003023. (In Russian)

Musagulova, Galiya. Estradnoye muzykalnoye iskusstvo v aspekte kulturnoy zhizni respublikI [Pop music art in the aspect of the cultural life of the Republic]. Dzhumakova, Umutzhan. Musical Art of Kazakhstan during the years of Independence: Essays. Almaty: Zhibek Zholy, 2013, p. 256. (In Russian)

Ronström, Owe. “Traditional Music, Heritage Music.” In The Oxford Handbook of Music Revival. Juniper Hill and Caroline Bithell, eds. New York: Oxford University Press, 2014, pp. 43–59. (In English)

Sidneva, Tatyana. Mezhparadigmalnost kak sostoyaniye sovremennoy muzykalnoy kulturY [Interparadigmality as a State of Contemporary Musical Culture]. Music Scholarship. 2023. No. 1, pp. 128–139. DOI: 10.56620/2782-3598.2023.1. (In Russian)

Slobin, Mark. Subcultural Sounds: Micromusics of the West. Hanover and London: Wesleyan University Press. 1993 (In English)

Temirton (Sadykova), Galiya. Kazakhskaya traditsionnaya muzykalnaya kultura v kontekste sotsiokulturnoy modernizatsii [Kazakh traditional musical culture in the context of socio-cultural modernization]. Almaty: KaZNIIK, 2013. (In Russian)

Tsaregradskaya, Tatyana. Muzykalnyy zhest v prostranstve sovremennoy kompozitsii [A musical gesture in the space of modern composition]. Moscow: Composer, 2018, p. 5. (In Russian)

Tsuker, Anatoliy. Vstupaya v XXI vek. O zhanrovykh mutatsiyakh v muzyke rubezhnykh periodoV [Entering the XXI century. About genre mutations in the music of the boundary periods]. Tsuker, Anatoliy. The United World of Music: selected articles. Rostov-on-Don: Publishing House of the Russian State University, 2003, p. 255. (In Russian)

Utegaliyeva, Saule. Razvitiye pop-muzyki v Kazakhstane (na rubezhe XX – XXI vv.) [The development of pop music in Kazakhstan (at the turn of the XX – XXI centuries)]. Music of Kazakhstan: Composition and a performer. Almaty: KazNIIKI, 2000, p. 172. (In Russian)

Zemtsovskiy, Izaliy. Narodnaya muzyka i sovremennost (K probleme opredeleniya folklora) [Folk music and Modernity (On the problem of defining folklore)]. Modernity and folklore. Collection: articles and materials. Compiled by: Viktor Evgenievich Gusev, Alexander Alexandrovich Gorkovenko. Editor-in-Chief Viktor Gusev. Moscow: Music, 1977, pp. 28–34. (In Russian)

Ziehe, Thomas. Kulturanalyser: Ungdom, utbildning, modernitet. (Cultural analysis: youth, education and modenity) Stockholm/Stehag: Symposion, 1989. 181 p. (In English)

Загрузки


Number of views: 276

Опубликован

2024-01-05

Как цитировать

Саджана Мурзалиева, и Дилором Каромат. «FOLK REVIVAL В СОВРЕМЕННОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ КАЗАХСТАНА». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 4, 2024 г., с. 75-96, doi:10.47940/cajas.v8i4.747.
Лицензия Creative Commons