ИЗУЧЕНИЕ ЭТАПОВ ЭВОЛЮЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ПРИМА-КОБЫЗ

Авторы

  • Айганым Шугай Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)
  • Алия Сабирова Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i1.769

Аннотация

В статье наряду с методологическими новшествами в исполнительстве представлен структурный анализ динамики развития инструмента прима-кобыз. Основной целью исследования является выявление особенностей эволюции техники игры на прима-кобыз. Задачи исследования включали изучение программы обучения игре на прима-кобыз, особенностей организации развития школы игры на этом инструменте, а также анализ данных исполнительской деятельности и применение методов анализа исполнения для получения всестороннего понимания истории и развития техники исполнения. Результатом данного исследования является анализ исполнения, демонстрирующий основные тенденции развития этого национального инструмента. Сравнительный анализ позволил выявить характерные особенности динамики развития современной техники исполнения. Особенности стиля исполнения были раскрыты и проанализированы. Приведены ясные примеры исследования, иллюстрирующие развитие конкретных аспектов техники исполнения. Основные выводы исследования свидетельствуют о том, что несмотря на заимствования школы игры на приме-кобызе техники игры на скрипке и приемов смычка виолончели, а также адаптацию национальных произведений и техники различных струнных инструментов, прима-кобыз достигла статуса национального инструмента. Данное исследование представляет собой перспективный материал для дальнейшего изучения развития национального музыкального инструмента.

Ключевые слова:

прима-кобыз, исполнительская интерпретация, Ахмет Жубанов, Иосиф Лесман, Фатима Балгаева, Гульнафис Баязитова, народный оркестр, скрипичная техника игры

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Айганым Шугай, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

Шұғай Айғаным – магистр искусствоведения, преподаватель кафедры «Кобыза и баяна» Казахской национальной консерватории имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

Алия Сабирова, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

Сабирова Алия – кандидат искусствоведения, профессор кафедры «Музыковедения и композиции» Казахской национальной консерватории имени Курмангазы  (Алматы, Казахстан)  

Библиографические ссылки

Amantaeva, Fariza. Interpretatsiya proizvedeniy zarubezhnykh kompozitorov XIX ve-ka na

prima-kobyze [Interpretation of compositions by foreign composers of the 19th Century on

the prima-kobyz]. 2019. Almaty, Kazakh National Conservatory named by Kurmangazy,

Master’s Thesis. (In Russian)

Gizatov, Bisengali. Kazakhskiy orkestr imeni Kurmangazy [Kurmangazy Kazakh Or-chestra].

Almaty, Gylym, 1994. (In Russian)

C A J A S Volume 9. Issue 1. 2024

ART OF CENTRAL ASIA: LANGUAGE AND TEXT FROM THE PERSPECTIVE OF MODERNITY

Gizatov, Bisengali. Muzykalnoye obrazovaniye v Kazakhstane [Music Education in Kazakhstan].

Almaty, Mektep, 1975.

Gizatov, Bisengali. Ot Kyuya do Simfonii [From Kui to Symphony]. Almaty, Zhalyn, 1976.

Junussova, Balzhan, and Saule Utegalieva. «Kazakh prima-kobyz – yesterday, today,

tomorrow». Central Asian Journal of Art Studies, vol. 8, no. 4, 2023, pp. 59–74, DOI:

47940/cajas.v8i4.742

Murzaliyeva, Sadzhana, and Dilorom F. Karomat. «Folk Revival in Modern Tradi-tional

Music of Kazakhstan.» Central Asian Journal of Art Studies, vol. 8, no. 4, 2023, pp. 75–96,

DOI: 10.47940/cajas.v8i4.747. (In Russian)

Namazova, Kamash. Kaldyrgan izin mangilik: kobyzshy Вalgayeva turaly yestelikter, makalalar.

[Your legacy is preserved in eternity: memories of the kobyz master, F. Zh. Balgaeva, and

articles]. Almaty, Poligrafiya–servis K, 2007. (In Kazakh)

Nedlina, Valeriya. Puti razvitiya muzykal’noj kul’tury Kazahstana na rubezhe XX–XXI stoletij

[Ways of Development of the Musical Culture of Kazakhstan at the Turn of the 20th–21th

Centuries]. 2017. Moscow, Moscow State Conservatory, PhD Thesis, www.mosconsv.ru/

upload/images/Documents/ DiserCand/nedlina_dissertation.pdf. Accessed 1 February

(In Russian)

Raimkulova, Aktoty. “The trends in modality of cultural paradigm and the history of

Kazakh music.” Pedagogy and Psychology, No2, 2020, p.197–203. doi.org/10.51889/2020

2077-6861.26

Rauandina, Sholpan. Istoriya sozdaniya Kazakhskogo narodnogo instrumenta kobyz-prima.

Ocherk k kursu istorii ispolnitelstva na narodnykh instrumentakh [The History of the creation of

the Kazakh folk instrument prima-kobyz. An Essay for the course on the history of performance

on folk instruments]. Almaty, Kenzhe-press, 2001(In Russian)

Rauandina, Sholpan. Modernizatsiya-kobyza-i-ego-novye-funktsii-v-kazakhskoj

muzykalnoj-kulture-sovetskogo-perioda [Modernization of the kobyz and its new

functions in the Kazakh musical culture during the Soviet period].

Filologichesky as-pect: mezhdunarodny nauchno-praktichesky zhournal. Ser.:Istorya, kultura

i is-kusstvo. [ Philological Aspect: an international scientific-practical journal. Series: History,

Culture, and Art.] no.4 (9), 2022. scipress.ru/fai/articles/modernizatsiya-kobyza-i-ego

novye-funktsii-v-kazakhskoj-muzykalnoj-kulture-sovetskogo-perioda.html Accessed 1

February 2024(In Russian)

Zemtsovsky, Izaly, and Alma Kunanbaeva. «Communism and folklore.» Folklore and

traditional music in the former Soviet Union and Eastern Europe. 1997, pp. 3–23.

Загрузки


Number of views: 92

Опубликован

2024-03-20

Как цитировать

Айганым Шугай, и Алия Сабирова. «ИЗУЧЕНИЕ ЭТАПОВ ЭВОЛЮЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ПРИМА-КОБЫЗ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 1, 2024 г., с. 135-49, doi:10.47940/cajas.v9i1.769.
Лицензия Creative Commons