ЛИЧНОСТЬ МУЗЫКАНТА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ГУЛЬЖАМИЛИ КАДЫРБЕКОВОЙ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i1.770Аннотация
Творчество казахстанской пианистки Гульжамили Кадырбековой оказало влияние на развитие современного фортепианного искусства Казахстана, а ее интерпретации получили широкое международное распространение и признание. Творчество Г. Кадырбековой, синтезировавшее в себе традиции российского и казахстанского исполнительского искусства, обладает особыми качествами и представляет собой явление национальной музыкальной культуры, что вызывает несомненный исследовательский интерес. В данной статье на основе системного подхода рассматриваются главные творческие принципы пианистки как интерпретатора, к числу которых можно отнести осмысленное и глубокое постижение замысла композитора и художественного содержания произведения через кропотливую и ювелирную исполнительскую отделку деталей (фразировка, агогика, ритм, динамика). В качестве примера послужило редко исполняемое сочинение Klavierstück Nr. 4 В. Рима, впервые исполненное казахстанским музыкантом. Через исполнительскую интерпретацию была предпринята попытка раскрыть замысел сочинения через мировоззренческую систему личностного начала с помощью трехэлементной формы исполнитель−композитор−произведение. В ходе исследования был проведен первичный качественный анализ в жанре интервью с исполнительницей. Статья снабжена нотными примерами, а также приводится ссылка и QR−код на электронный ресурс записи Klavierstück Nr. 4 В. Рима в исполнении пианистки Гульжамили Кадырбековой.Ключевые слова:
Гульжамиля Кадырбекова, Вольфганг Рим, личность, современное искусство, интерпретация, композитор, исполнитель, фортепианоСкачивания
Библиографические ссылки
Carithers, Kirsten Speyer. “Stockhausen as CEO: The Executive Model of Interpretive Labour”. Contemporary Music Review, vol. 41, no. 2–3, 2022, pp. 155–171. DOI: 10.1080/07494467.2022.2080453.
Gavrilyuk, Tatiana. “Working Class Music” in the Discourse of Early Soviet Sociology of Art. SAGE Open, vol. 8, no. 3, 2018, pp. 1–37. DOI: 10.1177/2158244018800828.
Jodie Rottle and Hannah Reardon-Smith. “Companion Thinking in Improvised Musicking Practice”. Contemporary Music Review, vol. 42, no. 1, 2023, pp. 82–99. DOI: 10.1080/07494467.2023.2191070.
Maksimainen, Johanna P., et al. “Ambivalent Emotional Experiences of Everyday Visual and Musical Objects”. SAGE Open, vol. 9, no. 3, 2019, pp. 1–60. DOI: 10.1177/2158244019876319.
Kanga, Zubin. “All My Time: Experimental Subversions of Livestreamed Performance During the Covid-19 Pandemic”. Contemporary Music Review, vol. 41, no. 4, pp. 358–381. DOI: 10.1080/07494467.2022.2087445.
Адорно, Теодор. Minima moralia. Размышления из поврежденной жизни. Москва, Ад Маргинем Пресс, 2022.
Барт, Ролан. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва, 1994, с. 384–391.
Корыхалова, Наталия. Интерпретация музыки. Теоретические проблемы музыкального исполнительства. Москва, Музыка, 1979.
Михайлов, Александр. «Проблема текста». Вопросы философии, № 1, 1988.
Назайкинский, Евгений. Логика музыкальной композиции. Москва, Музыка, 1982, с. 50.
Нейгауз, Генрих. Об искусстве фортепианной игры. Москва, Музыка, 1987.
Рим, Вольфганг. Klavierstück Nr. 4. Исполнитель: Гульжамиля Кадырбекова (фортепиано). YouTube, загружено Maia Sepp, 19 октября 2023, https://youtu.be/DuklyTU0nzo.
Целковников, Борис. "Философия музыкального образования у порога жизни". Музыкальное искусство и образование, № 1, 2013, с. 11–16.
Чинаев, Владимир. «Медленное, тихое, отрешенное как метафоры утраченной и обретаемой анимы». Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, № 3 (56), 2018.
References
Adorno, Teodor. Minima moralia. Razmyshleniya iz povrezhdennoy zhizni. Moskva, Ad Marginem Press, 2022.
Bart, Rolan. Izbrannyye raboty: Semiotika. Poetika. Moskva, 1994, s. 384–391.
Carithers, Kirsten Speyer. “Stockhausen as CEO: The Executive Model of Interpretive Labour”. Contemporary Music Review, vol. 41, no. 2–3, 2022, pp. 155–171. DOI: 10.1080/07494467.2022.2080453.
Chinayev, Vladimir. «Medlennoye, tikhoye, otreshennoye kak metafory utrachennoy i obretayemoy animY». Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. YA. Vaganovoy, № 3 (56), 2018.
Gavrilyuk, Tatiana. “Working Class Music” in the Discourse of Early Soviet Sociology of Art. SAGE Open, vol. 8, no. 3, 2018, pp. 1–37. DOI: 10.1177/2158244018800828.
Jodie Rottle and Hannah Reardon-Smith. “Companion Thinking in Improvised Musicking Practice”. Contemporary Music Review, vol. 42, no. 1, 2023, pp. 82–99. DOI: 10.1080/07494467.2023.2191070.
Kanga, Zubin. “All My Time: Experimental Subversions of Livestreamed Performance During the Covid-19 Pandemic”. Contemporary Music Review, vol. 41, no. 4, pp. 358–381. DOI: 10.1080/07494467.2022.2087445.
Korykhalova, Nataliya. Interpretatsiya muzyki. Teoreticheskiye problemy muzykalnogo ispolnitelstva. Moskva, Muzyka, 1979.
Maksimainen, Johanna P., et al. “Ambivalent Emotional Experiences of Everyday Visual and Musical Objects”. SAGE Open, vol. 9, no. 3, 2019, pp. 1–60. DOI: 10.1177/2158244019876319.
Mikhaylov, Aleksandr. «Problema tekstа». Voprosy filosofii, № 1, 1988.
Nazaykinskiy, Yevgeniy. Logika muzykalnoy kompozitsii. Moskva, Muzyka, 1982, s. 50.
Neygauz, Genrikh. Ob iskusstve fortepiannoy igry. Moskva, Muzyka, 1987.
Rim, Volfgang. Klavierstück Nr. 4. Ispolnitel: Gulzhamilya Kadyrbekova (fortepiano). YouTube, zagruzheno Maia Sepp, 19 oktyabrya 2023, https://youtu.be/DuklyTU0nzo.
Tselkovnikov, Boris. "Filosofiya muzykalnogo obrazovaniya u poroga zhizni". Muzykalnoye iskusstvo i obrazovaniye, № 1, 2013, s. 11–16.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.