МЕТОД АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЙ РУДОЛЬФА ФОН ЛАБАНА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, СПЕЦИФИКА

Авторы

  • Ильзат Аухадиев Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова
  • Мадина Абишева Алматинский музыкальный колледж им. П. И. Чайковского (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v8i4.774

Аннотация

Аннотация. В статье рассматриваются двигательные исследования теоретика выразительного танца, хореографа Рудольфа фон Лабана. Сущность, направление и структура системы, созданной известным теоретиком, оказали влияние на развитие нового танцевального жанра в Германии. «Анализ движений Р. Лабана» – комплексная система понимания и анализа движений человека, включающая четыре категории, постоянно взаимодействующих: тело, пространство, форма и сила (динамические свойства). Эта философия самосознания и самовыражения личности представляет собой систему, способствующую изображению и развитию движений человека и группы людей, раскрывая полное творческое самовыражение, индивидуальность, а также эффективное действие на сцене и в жизни. Исследование выразительного танца авторами основано на работах западноевропейских, российских исследователей, а также балетоведов Германии. Статья рассматривает жизнь создателя системы анализа движения Р. Лабана, его пути поиска и творчества, основные понятия и методы развития системы, а также понимание двигательной деятельности человека в целом и ее взаимодействия с пространством. Теория Рудольфа фон Лабана играет важную роль в методе развития пластического языка, актуализируя проблему поиска хореографа в разработке способов телесного выражения чувств, как процесса организации особого художественного текста. Как исследователь-модернист, Рудольф Лабан сосредоточился на изучении художественного самовыражения людей, что до сих пор находит отражение в творчестве хореографов и ученых всего мира. Статья основана на изучении опыта экспериментов практиков в области танца и их влиянии на материализацию лабановского дискурса сегодня.

Ключевые слова:

хореография, современный танец, Рудольф фон Лабан, движение, перформанс, искусство, театр, система

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ильзат Аухадиев, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова

Аухадиев Ильзат Ришатович – докторант PhD, магистр искусств, старший преподаватель, заведующий кафедрой «Педагогика хореографии», Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Мадина Абишева, Алматинский музыкальный колледж им. П. И. Чайковского (Алматы, Казахстан)

Абишева Мадина Бейсебаевна – магистр искусств, преподаватель, Алматинский музыкальный колледж им. П. И. Чайковского (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Дәйеккөздер тізімі

Britannica. Editors of Encyclopedia (2022, December 11). Rudolf Laban. Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/biography/Rudolf-Laban. Қарастырылған мерзімі 20 қазан 2023.

Fischer-Lichte, Erika. Эстетика перформативности / пер. с нем. Н. Кандинской; под общ. Ред. Д. В. Трубочкина. — М.: Международное театральное агенство Play & Play. — Издательство «Канон+» РООИ Реабилитация», 2021. — 384 с. – ISBN 978-5-88373-670-3.

Gómez, Miguel A., «Rudolf von Laban’s Labanotation: the origin of notational analysis methods in sport sciences». Semblanza – Volumen 11, Número 39 – Enero de 2015, pp. 96–99.

Hutchinson Guest, Ann. “Labanotation”. Encyclopedia Britannica, 27 Sep. 2013, https://www.britannica.com/art/labanotation. Қарастырылған мерзімі 20 қазан 2023.

Laemmli, Whitney Elaine, “The Choreography of Everday Life: Rudolf Laban and the Making of Modern Movement” (2016). Publicly Accessible Penn Dissertations. 1823.

Preston-Dunlop, Valerie. Trinity Laban is the UK’s only conservatoire of music and contemporary dance. https://www.trinitylaban.ac.uk/. Қарастырылған мерзімі 20 қазан 2023.

Scialom, Melina. Rudolf Laban in the 21st Century: A Brazilian Perspective, University of Roehampton, 2015.

Sutil, Salazar N. «Rudolf Laban and Topology: a Videographic Analysis». Space and Culture, 2013. №16 (2). pp. 173-193. ISSN 1206-3312

Воробьева, Оксана, Дёмина Ксения. «Современный танец в России». Мир науки, культуры, образования, №5 (72), 2018, C. 106–108.

Гренда, Елена. «Основные тенденции становления и развития танца модерн в Германии». Культура: теория и практика, vol. 5, №8, 2015, — С. 8.

Дерксен, Пол. «Парадокс Форсайта – Eidos: Telos». Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, no. 1, 2010, c. 245–256.

Максимов, Вадим. «Хореография и сценическое движение в театре экспрессионизма». Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, № 6 (65), 2019. С. 78–90.

Матушкина, Марина. «Танцевальная импровизация: истоки и история развития в начале ХХ века». Теория и практика общественного развития, №9, 2014, с. 98–101.

Мизько, Оксана. «Традиции арт-нуво и новые арт-технологии в современном танце». Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки, том. 9, №6, 2016, с. 1333–1344.

Митин, Виталий. «Хореографическая деятельность как способ сохранения и развития общечеловеческих ценностей в нравственном воспитании человека». Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, №4 (72), 2016, С. 151–158.

Никитин, Вадим. «Метод поэтапной композиции хореографического произведения». Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, №6 (71), 2020, с. 64–77.

Престон-Данлон, Валери. «Рудольф Лабaн сегодня и зaвтра». Танец в ХХ веке: сб. ст. — Волгоград, 1998, с. 66–75.

Соломкина, Татьяна. «Пластическая выразительность немецкого экспрессионистского актера на сцене и на экране 1914–1921 гг.». Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, №1 (36), 2015, с. 148–154.

Сюкe, Анни. «Сцeны. Танцующeе тeло: лаборатория восприятия». ХХ вeк. — Москва: НЛО, 2016. Т. 3, с. 351–370.

Усачёв, Юрий, и Бугаёв Александр. «Специфика техники Рудольфа фон Лабана в системе современного танца». Санкт-Петербургский образовательный вестник, №1–2 (29–30), 2019, с. 82–85.

Хардт, Ивонна. «Выразительный танeц в Гeрмaнии». Германия. ХХ век – Модернизм, авангард, постмодернизм. — Москва: РОССПЭН, 2008, с. 502–517.

Шульц, Диана. «Зарождение и развитие импровизации как метода танцевального мышления в современном танце: культурологические и методологические аспекты». Вестник культуры и искусств, №2 (66), 2021, с. 108–115.

References

Britannica. Editors of Encyclopedia (2022, December 11). Rudolf Laban. Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/biography/Rudolf-Laban Accessed October 20, 2023.

Derksen, Paul. Paradoks Forsajta – Eidos: Telos (Forsythe Paradox - Eidos: Telos) Bulletin of the Vaganova Academy of Russian Ballet, no. 1, 2010, pp. 245–256. (In Russian).

Fisher-Lihte, Erika. «Estetika performativnosti» (The aesthetics of performativity) / Ed. by N. Kandinskaya. Ed. by D. Trubochkin. — Moscow: International theatrical agency Play & Play. — Kanon+ROOI Rehabilitation, 2021. — 384 p. – ISBN 978-5-88373-670-3. (In Russian)

Gómez, Miguel A. «Rudolf von Laban’s Labanotation: the origin of notational analysis methods in sport sciences». Semblanza, Volumen 11, Número 39, – Enero de 2015, pp. 96–99.

Grenda, Elena. «Osnovnye tendencii stanovleniya i razvitiya tanca modern v Germanii» (The main trends of formation and development of modern dance in Germany). Culture: Theory and Practice, vol. 5, no. 8, 2015, p. 8. (In Russian)

Hutchinson Guest, A. Labanotation. Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/art/labanotation. Accessed October 20, 2023.

Laemmli, Whitney Elaine. The Choreography of Everday Life: Rudolf Laban and the Making of Modern Movement (2016). Publicly Accessible Penn Dissertations. 1823. https://repository.upenn.edu/edissertations/1823. Accessed October 20, 2023.

Maksimov Vadim. «Horeografiya i scenicheskoe dvizhenie v teatre ekspressionizma» (“Choreography and Stage Movement in Expressionist Theater”). Bulletin of the Vaganova Academy of Russian Ballet, no. 6 (65), 2019, pp. 78–90. (In Russian)

Matushkina, Marina. «Tanceval'naya improvizaciya: istoki i istoriya razvitiya v nachale XX veka» (“Dance Improvisation: Origins and History of Development in the Early Twentieth Century”). Theory and Practice of Social Development, no. 9, 2014, pp. 98–101. (In Russian)

Mitin, Vitaly. «Horeograficheskaya deyatel'nost' kak sposob sohraneniya i razvitiya obshchechelovecheskih cennostej v nravstvennom vospitanii cheloveka» (Choreographic activity as a way to preserve and develop human values in the moral education of man). Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, no. 4 (72), 2016, pp. 151–158. (In Russian)

Mizko, Oksana. «Art Nouveau Traditions and New Art-Technologies in Modern Dance» (Traditsii art-nuvo i novyye art-tekhnologii v sovremennom tantse). Journal of the Siberian Federal University. Humanities, vol. 9, no. 6, 2016, pp. 1333–1344. (In Russian)

Nikitin, Vadim. «Innovacionnyj podhod k professional'nomu obucheniyu baletmejsterov sovremennogo tanca» (“Innovative approach to professional training of contemporary dance choreographers”). Monograph, Мoscow, Moscow State Institute (University) of Culture, 2006. (In Russian)

Scialom, Melina. «Rudolf Laban in the 21st Century: A Brazilian Perspective» (Doctoral thesis), University of Roehampton, 2015.

Shulc, Diana. «Zarozhdenie i razvitie improvizacii kak metoda tanceval'nogo myshleniya v sovremennom tance: kul'turologicheskie i metodologicheskie aspekty» (The Origin and Development of Improvisation as a Method of Dance Thinking in Contemporary Dance: Cultural and Methodological Aspects). Bulletin of Culture and Arts, no. 2 (66), 2021, pp. 108–115 (In Russian)

Solomkina, Tatiana. «Plasticheskaya vyrazitel'nost' nemeckogo ekspressionistskogo aktera na scene i na ekrane 1914–1921» (“The plastic expressiveness of the German expressionist actor on stage and screen 1914–1921”). Bulletin of the Vaganova Academy of Russian Ballet, no. 1 (36), 2015, pp. 148–154. (In Russian)

Sutil, Salazar N. “Rudolf Laban and Topology: a Videographic Analysis.” Space and Culture, 16 (2), 2013, pp. 173–193.

Usachyov, Yuri, i Bugayov Alexey. «Specifika tekhniki Rudol'fa fon Labana v sisteme sovremennogo tanca» (The Specificity of Rudolf von Laban's Technique in the System of Contemporary Dance). St. Petersburg Educational Newsletter, no. 1-2 (29-30), 2019, pp. 82–85. (In Russian)

Preston-Dunlop, Valerie. Trinity Laban is the UK’s only conservatoire of music and contemporary dance. https://www.trinitylaban.ac.uk. Accessed October 20, 2023.

Vorobeva Oksana, Demina Ksenia. «Sovremennyj tanec v Rossii» (“Modern Dance in Russia”). The World of Science, Culture, and Education, no. 5 (72), 2018, pp. 106–108. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 736

Опубликован

2024-01-05

Как цитировать

Ильзат Аухадиев, и Мадина Абишева. «МЕТОД АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЙ РУДОЛЬФА ФОН ЛАБАНА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, СПЕЦИФИКА». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 4, 2024 г., с. 221-38, doi:10.47940/cajas.v8i4.774.

Выпуск

Раздел

Педагогика в гуманитарном образовании
Лицензия Creative Commons