ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОЙЛОКА В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ КОСТЮМА

Авторы

  • Айгуль Абдикаева кафедра «Дизайн и индустрия моды» Таразского регионального университета имени М.Х. Дулати (Тараз, Казахстан
  • Анастасия Шенцова Таразский региональный университет имени М.Х. Дулати (Тараз, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i1.783

Аннотация

Согласно программы «Концепции развития креативных индустрий на 2021-2025 годы» культуре, искусству и творчеству отводится важное значение, позволяющие развивать креативные индустрии в Казахстане в качестве перспективного источника роста. Так, результаты творческой деятельности и самобытного подхода казахстанских дизайнеров к искусству делают наше государство более узнаваемым на мировой арене. Творческое осмысление роли культурного наследия в сфере модной индустрии в социокультурном пространстве дает интегративный эффект, позволяющий представлять духовные и эстетические ценности в современной художественной картине мира, где они являются творцами, популяризирующие изделия из национального нетканого полотна – войлока, что актуализирует этническую моду. Новое поколение казахстанских дизайнеров активно используют художественный войлок, позволяющий реализовывать авторские концепции, представлять коллекции, в том числе, и на Международном уровне, раскрывая   культуру, искусство и традиции Казахстана в глобальном мире.  Войлочные коллекции казахстанских дизайнеров отличаются уникальным сочетанием национального колорита с современным стилем. На примере войлочных моделей коллекции Дома моды «Асыл-Дизайн» исследовано искусство художественного войлока в костюме. В работе осуществлена проработка художественно-образной структуры костюма сквозь призму историко-культурных традиций кочевого народа. Выявлены сакрально-смысловое, семиотическое, колористическое и эстетическое наполнение костюма. Определена выразительность художественного войлока, идентифицируемого как национальный код этнокультурного наследия. Одной из важных частей работы является анализ художественно-композиционного решения сюжетно-орнаментальных мотивов в моделях войлочной коллекции в стиле «нео-фольклор». Определено образно-тематическое направление, архетип, произрастающий из анималистического символа, интерпретированного раститель­ными и геометрическими орнаментальными  формами в костюме. 

Ключевые слова:

искусство костюма, мировоззрение, индустрия моды, художественный войлок, нео-фольклор, орнаментальный мотив, этностиль

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Айгуль Абдикаева, кафедра «Дизайн и индустрия моды» Таразского регионального университета имени М.Х. Дулати (Тараз, Казахстан

Абдикаева Айгуль Калдыбековна - кандидат технических наук, ассоциированный профессор кафедры «Дизайн и индустрия моды» Таразского регионального университета имени М.Х. Дулати (Тараз, Казахстан)

Анастасия Шенцова, Таразский региональный университет имени М.Х. Дулати (Тараз, Казахстан)

Шенцова Анастасия Олеговна – магистрант Образовательной программы 7М02111 - «Дизайн» Таразского регионального университета имени М.Х. Дулати (Тараз, Казахстан)

Библиографические ссылки

Programma “Koncepciya razvitiya kreativnyh industrij na 2021 - 2025 gody” [The program “Concept development of creative industries for 2021–2025”] Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan №860 [Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan no 860], 30 November 2021, https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000860 Accessed: 05 March 2023. (In Russian)

Volodeva, Natalia. Hudozhestvennye tradicii kazahskogo nacional'nogo kostyuma v sovremennoj praktike dizajna odezhdy [Artistic traditions of the Kazakh national costume in the modern practice of fashion design]. 2010. Almaty, T. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts, PhD Thesis. (In Russian)

Andropov, Anatoly. “Brend “Aspara” “dvigatel” razvitiya etnicheskogo stilya “Neo-fol'klor”. “ [“The brand ”Aspara” is the “engine” of the development of the ethnic style “Neo-folklore.”] EL Embassy life, 2 June 2022, https://embassylife.ru/post/6806 Accessed: 10 Aprile 2023. (In Russian)

“Neofol'klor i dastarhan v Taraze: sintez nacional'nyh tradicij i sovremennosti”. [“Neo-folklore and Dastarkhan in Taraz: synthesis of national traditions and modernity.”] Kazinform, 18 June, 2016, https://www.inform.kz/ru/neofol-klor-i-dastarhan-v-taraze-sintez-nacional-nyh-tradiciy-i-sovremennosti-foto_a2915871 Accessed: 15 May 2023. (In Russian)

Dzyaloshinsky, Joseph. “Vospriyatie i ponimanie mediatekstov v sisteme kommunikativnoj kompetentnosti lichnosti.” [“Perception and understanding of media texts in the system of a person's communicative competence.”] Media. Information. Communication, no. 3, 2012, pp. 1–25 https://dzyalosh.ru/02-03-Vospriyatie-Ponimanie/Vospriyatie-i-Ponimanie.pdf Accessed: 25 May 2023. (In Russian)

Vorobyova, Olga. “Vojlokovalyanie: tradicii i sovremennost'.” [“Felting: traditions and modernity.”] “National idea in theory and practice of socio-cultural and educational activities”, materials of the Interregional scientific and practical conference. 21 May 2019, edited by T.I. Dolzhenkova, Kursk, V.M. Klykov SSAT, 2019, p. 47–51. (In Russian)

Tokhtabayeva, Shaizada. Hudozhestvennyj vojlok kazahov [The artistic felt of the Kazakhs]. Publishing House: Limited Liability Partnership “La grâce”, 2017. (In Russian)

Margulan, Alkey. Қazaқtyң ұlttyқ қoldanbaly өnerі [Kazakh National applied art]. Almaty, Art, 1994. (In Kazakh)

Kenzheakhmetuly, Seit. Қazaқ halқynyң tұrmysy men mәdenietі [Life and culture of the Kazakh people]. Almaty, Almaty book, 2018. (In Kazakh)

Torebaev, Borizhan, and Dzhakipbekova Mahabbat, et al. “Proizvodstvo vojlochnyh izdelij nomadov evrazii kak fenomen mirovoj kul'tury.” [“Manufacture of felt products of Eurasian nomads as a phenomenon of the world culture.”] Izvestiya VUZov. Tekhnologiya tekstil'noj promyshlennosti [News of universities. Textile industry technology], no 5 (389), 2020, pp. 122-127. (In Russian)

Sydykova, Zhannatkan. Razrabotka metoda proektirovaniya i izgotovleniya detalej odezhdy ob"emnoj formy iz vojloka [Development of a method for designing and manufacturing clothing parts of a voluminous shape made of felt]. 2011. Federal State Budgetary educational Institution of Higher Professional Education "Moscow State University of Design and Technology", abstract of dissertation of the Candidate of Technical Sciences. (In Russian)

Bektemirova, Lyudmila. Razrabotka metodov modifikacii detalej odezhdy iz vojloka na osnove kombinatornyh principov [Development of methods for modifying felt clothing parts based on combinatorial principles]. 2013. Federal State Budgetary educational Institution of Higher Professional Education "Moscow State University of Design and Technology", abstract of dissertation of the Candidate of Technical Sciences. (In Russian)

Firsova, Yuliya. Metod hudozhestvennogo proektirovaniya formoustojchivoj odezhdy iz valyal'no-vojlochnyh materialov [A method of artistic design of form-resistant clothing made of felting and felt materials]. 2015. Federal State Budgetary educational Institution of Higher Professional Education "Moscow State University of Design and Technology", abstract of dissertation of the Candidate of Technical Sciences. (In Russian)

Kazakbieva, Olga. Vojlochnye izdeliya nogajcev v XIX - nachale XX. [Felt products of the Nogais in the XIX - early XX centuries]. 2006. Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, abstract of dissertation of the Candidate of Historical Sciences. (In Russian)

Asanova, Balnur. Kazahskij hudozhestvennyj vojlok kak fenomen kochevoj kul'tury [Kazakh artistic felt as a phenomenon of nomadic culture]. 2009, Academy of Fashion and Business "Symbat", abstract of dissertation of the Candidate of Art Sciences. (In Russian)

Batyreva, Svetlana. “The Ornament in a Felt Decorative System: the Style of Kalmyk Applied Arts Revisited.” Mongolian Studies, vol.10, no 3, 2018, pp. 23–33.

Guzevatova, Elena, and Kishteeva Oksana. “Tekhnologii hudozhestvennogo vojloka kak otrazhenie ekologicheskih tradicij kochevnikov Sayano-Altaya.” [“Technologies of artistic felt as a reflection of the Ecological Traditions of the Sayano-Altai Nomads.”] N.F.Katanov Khakass State University, Abakan, Russia. International Research Journal, no 11 (101), 2020, pp. 87–89. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.101.11.086. (In Russian)

Alzhanova, Elmira. “Tradicii v proizvodstve vojloka naseleniya yuga kazahstana vtoroj poloviny XIX veka. ” [“Traditions in the production of felt of the population of the South of Kazakhstan in the second half of the XIX century”.] Section ethnic processes in the traditional culture of the peoples of Eurasia. Peoples and Religions of Eurasia, no 3–4 (12–13), 2017, pp. 52–60. (In Russian)

Oktyabrskaya, Irina, and Suraganova Zubaida, and Suraganov Sergali. “Tradicionnye uzornye vojloki kazahov i sovremennoe kovrodelie.” [“ Traditional patterned felt of Kazakhs and modern carpet making.”] Bulletin of Surgut State Pedagogical University, no 4, 2012, pp. 189–199. (In Russian)

Berilsu, Tarcan. “Change and Transformation of Functions in Turkey’s Felt Objects. ” Form Akademisk, vol.16, no 4, 2023, pp.1–13.

Musat, Raisa. Hudozhestvennaya kartina mira v duhovnom universume sovremennoj epohi [An artistic picture of the world in the spiritual universe of the modern era]. 2016. Federal State Budgetary educational institution of Higher Education “Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev”, abstract diss. candidate of Pedagogical Sciences. (In Russian)

Makarov, August. “Hudozhnik po tekstilyu iz SSHA lomaet granicy s vojlokom, tradicionnym materialom kazahskih kochevnikov”. [“A textile artist from the USA breaks the boundaries with felt, the traditional material of the Kazakh nomads.”] BizMedia.kz, 12 February 2023,

https://bizmedia.kz/2023/02/12/hudozhnik-po-tekstilyu-iz-ssha-lomaet-graniczy-s-vojlokom-tradiczionnym-materialom-kazahskih-kochevnikov/ Accessed: 06 June 2023. (In Russian)

Volodeva, Natalia. “K voprosu ob ispol'zovanii tradicij kazahskogo nacional'nogo kostyuma v sovremennom dizajne odezhdy". [“On the issue of using the traditions of the Kazakh national costume in modern clothing design.”] https://www.researchgate.net/profile/Natalya-Volodeva/publication/378129724_K_voprosu_ob_ispolzovanii_tradicij_kazahskogo_nacionalnogo_kostuma_v_sovremennom_dizajne_odezdy/links/65c8926c1bed776ae33f786e/K-voprosu-ob-ispolzovanii-tradicij-kazahskogo-nacionalnogo-kostuma-v-sovremennom-dizajne-odezdy.pdf Accessed: 18 November 2023. (In Russian)

Garifullina, Gulnara, and Murtazina Svetlana. “Izgotovlenie pechatnyh risunkov na polimernyh tkanyah metodom sublimacionnoj pechati.” [“Production of printed drawings on polymer fabrics by sublimation printing.”] Bulletin of Kazan Technological University, no 3, 2012, pp. 73-75. (In Russian)

Kaliev, Aidarkhan, and Shentsova Anastasiya. “Sposob izgotovleniya mnogoslojnyh poloten tkanej v tekhnike nunofelting dlya sozdaniya unikal'nyh modelej odezhdy.” [“A method of manufacturing multilayer fabrics in the nunofelting technique to create unique clothing models.”] Copyright certificate for the invention no 33389, Astana, 2017. (In Russian)

Shevtsova, Anna. Kazahskij narodnyj ornament kak etnograficheskij istochnik: na materialah XIX-nachala XX vv. [Kazakh folk ornament as an ethnographic source: Based on the materials of the XIX-early XX centuries]. 2004. Moscow, Lomonosov Moscow State University, PhD Thesis, https://www.dissercat.com/content/kazakhskii-narodnyi-ornament-kak-etnograficheskii-istochnik-na-materialakh-xix-nachala-xx-vv/read Accessed: 12 December 2023. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 154

Опубликован

2024-03-20

Как цитировать

Айгуль Абдикаева, и Анастасия Шенцова. «ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОЙЛОКА В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ КОСТЮМА». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 1, 2024 г., с. 86-101, doi:10.47940/cajas.v9i1.783.
Лицензия Creative Commons