ТВОРЧЕСТВО СУГУРА АЛИУЛЫ: ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО СТИЛЯ

Авторы

  • Раушан Алсаитова Казахская национальная академия искусств им. Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)
  • Нартай Бекмолдинов Казахская национальная академия искусств им. Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v8i4.789

Аннотация

Аннотация. Показаны некоторые исполнительские особенности творчества Сугура, в контексте каратауской исполнительской школы. Одним из способов познания природы традиции шертпе является выявление региональных школ. Домбровая музыка Центрального, в том числе Южного Казахстана (Каратауский регион) имеет свои особенности. Своеобразие домбрового искусства этого региона, а также неизученность творчества Сугура Алиулы как основоположника Каратауской домбровой школы, обуславливают  актуальность избранной темы. В силу сложности обьекта исследования, мы ограничимся освещением лишь некоторых, на наш взгляд, наиболее интересных аспектов. На основе вышесказанного, авторы рассматривают некоторые особенности музыкального стиля Сугура Алиулы (1875-1961) – талантливого кюйши (у казахов – создатель и исполнитель в одном лице), жившего на рубеже XIX-XX вв. Кюи этого музыканта были сохранены и стали популярны благодаря деятельности его учеников и последователей. В анализе домбровой музыки авторы опираются на сравнительно-типологический и сравнительно-исторический методы, дающие возможность выявить черты сходства и различий как в исполнительских вариантах отдельных кюев Сугура (определение стиля), так и в сохранившихся сочинениях, созданных последователями. В соответствии с системно-этнофоническим методом (Игорь Мациевский), предполагающий синхронное изучение личности народного музыканта, а также инструментария и инструментальной музыки. Кюи уникального кюйши сохранились в репертуаре его учеников и последователей, впоследствии сделавших их нотные транскрипции созданные Жаппасом Каламбаевым («Кертолгау», «Бес жорға», «Шалқыма, «Тоғыз тарау» и т.д.),  Жангали Жузбаевым («Бес жорға» (5 вариантов), «Наз қоңыр» и т.д.). Стиль Сугура сформировался на стыке разных инструментальных традиций – домбровой (шертпе, токпе), кобызовой музыки. Его сочинения есть наиболее яркое воплощение каратауского (локального) домбрового стиля.

Ключевые слова:

домбра, кюй, кюйши, традиция шертпе, творчество Сугура Алиева, Каратауская домбровая школа, музыкальный стиль

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Раушан Алсаитова, Казахская национальная академия искусств им. Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Раушан Капышевна Алсаитова – кандидат искусствоведения, ассоциированный профессор (доцент) кафедры Традиционного музыкального искусства, Казахская национальная академия искусств имени Темирбекa Жургенова (Алматы, Казахстан)

Нартай Бекмолдинов, Казахская национальная академия искусств им. Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Нартай Сагмбекович Бекмолдинов – PhD, старший преподаватель кафедры Традиционного музыкального искусства, Казахская национальная академия искусств имени Темирбекa Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Список источников

Алексеев, Эдуард. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект. Москва, Советский композитор. 1986.

Алсаитова, Раушан. Сүгір күйлерінің ізбасарларының орындауындағы ерекшеліктері. Алматы, Эверо, 2019.

Аманов, Бакдаулет, и Асия Мухамбетова. Казахская традиционная музыка и ХХ век. 2-е изд., Алматы, Дайк-Пресс, 2022. с.544

Каракулов, Болат. «Перспективы развития музыкальной тюркологии в Казахстане». Музыка тюркских народов, материалы I Международного симпозиума. Алматы, Дайк-Пресс, 1994, с.161–165.

Каромат, Дилором. «Размышления Маулана Азада о музыке (на примере письма из «Души моей печали»). Традиции устно-музыкального профессионализма и современность, материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию доктора искусствоведения, профессора А. И. Мухамбетовой. 12–14 октября 2022, КазНАИ им.Темирбека Жургенова, Алматы, с. 35–45.

Недлина, Валерия. Пути развития музыкальной культуры Казахстана на рубеже XX–XXI столетий. 2017. ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского», кандидатская диссертация, www.mosconsv.ru/upload/images/Documents/DiserCand/nedlina_dissertation. pdf. Дата доступа 10 августа 2021.

Сарыбаев, Болат. Казахские музыкальные инструменты. Алматы, Жалын, 1978.

История казахской инструментальной музыки ХIХ века: учебное пособие, редактор-составитель Пернебек Шегебаев, Тараз, 2021.

Сузукей, Валентина. «Тюрко-монгольские музыкальные традиции в современном социокультурном пространстве». Новые исследования Тувы, № 4, Барнаул, 2010, с. 33–35.

Сузукей, Валентина. «Современность и музыка Великой степи». Традиции устно-музыкального профессионализма и современность, материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию доктора искусствоведения, профессора А. И. Мухамбетовой. 12–14 октября 2022, КазНАИ им.Темирбека Жургенова, с. 46–56.

Utegalieva, Saule, et al. «Kyl-kobyz and related musical Instruments of central Asian Turkic peoples». Opcion, Vol. 36, num. 91, 2020, pp. 491–504.

Utegalieva, Saule, et al. «About Two Types Of Universalism In The Musical Instruments Of The Kazakhs». Opción, Volume 35, Issue 88, 2019, рр. 567–583.

Утегалиева, Сауле. Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика (на материале инструментальных традиций Центральной Азии). Москва, Композитор, 2013.

Зелинский, Роман. «Об интонационной природе микроформ в башкирском инструментальном мелосе». Музыкальная академия, Москва, 2005, №4, с. 143–146.

References

Alekseyev, Eduard. Rannefolklornoye intonirovaniye: zvukovysotnyy aspect [Early folklore intonation: the pitch aspect]. Moskva, Sovetskiy kompozitor. 1986.. (In Russian)

Alsaitova, Raushan. Sүgіr kүylerіnің іzbasarlarynyң oryndauyndaғy yerekshelіkterі [Kyui of Sugur in the interpretations of his followers]. Almaty, Evero, 2019. (In Kazakh)

Amanov, Bakdaulet, end Asiya Mukhambetova. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i XX vek [Kazakh traditional music and the ХХ century]. 2-nd Edition, Almaty, Dayk-Press, 2022. (In Russian)

Sarybayev, Bolat. Kazakhskiye muzykalnyye instrumenty» [Kazakh Musical Intstruments]. Almaty, Zhalyn, 1978. (In Russian)

Istoriya kazakhskoy instrumentalnoy muzyki ХІХ veka [History of Kazakh instrumental music of the 19th century]. Uchebnoye posobiye. Redaktor-sostavitel Pernebek Shegebayev, Taraz, 2021. (In Russian)

Suzukey, Valentina «Tyurko-mongolskiye muzykalnyye traditsii v sovremennom sotsiokulturnom prostranstve» [«Turkic-Mongolian musical traditions in the modern sociocultural space».] Novyye issledovaniya Tuvy, №4 Barnaul, 2010, pp. 33–35. (In Russian)

Suzukey, Valentina. «Sovremennost i muzyka Velikoy stepi» [«Modernity and music of the Great Steppe»]. Traditsii ustno-muzykalnogo professionalizma i sovremennost, materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 80-letiyu doktora iskusstvovedeniya, professora A. I. Mukhambetovoy. 12–14 oktyabrya Temirbek Zhurgenov KaZNAI, Almaty, 2022, pp. 47–56. (In Russian)

Karakulov, Bolat. «Perspektivy razvitiya muzykalnoy tyurkologii v Kazakhstanе». [«Prospects for the development of musical Turkology in Kazakhstan»]. Muzyka tyurkskikh narodov, materialy I Mezhdunarodnogo simpoziuma, Almaty, Dayk-Press, 2009, рр.161–165. (In Russian)

Karomat, Dilorom. “Maulana Azad’s reflections on music (using the example of a letter from “The Soul of My Sorrow”). Traditions of oral musical professionalism and modernity, materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 80th anniversary of Doctor of Art History, Professor A. I. Mukhambetova, October 12–14, 2022, KazNAI named after Temirbek Zhurgenov, Almaty, pp. 35–45. (In Russian)

Nedlina, Valeriya. Puti razvitiya muzykal'noj kul'tury Kazahstana na rubezhe XX–XXI stoletij [Ways of Development of the Musical Culture of Kazakhstan at the Turn of the 20th–21th Centuries]. 2017. Moscow, Moscow State Concervatory, PhD Thesis, www.mosconsv.ru/upload/images/Documents/

DiserCand/nedlina_dissertation.pdf. Accessed 10 August 2021. (In Russian)

Utegalieva, Saule et al. «Kyl-kobyz and related musical Instruments of central Asian Turkic peoples». Opcion, Vol. 36, num. 91 (2020), pp. 491-504 ISSN: 1012-1587; e-ISSN: 2477-9385.

Utegalieva, Saule et al. «About Two Types of Universalism In The Musical Instruments of The Kazakhs». Opción, Volume 35, Issue 88, (2019), pp. 567–583 ISSN 1012-1587 / ISSNe: 2477-9385.

Utegaliyeva, Saule. Zvukovoy mir muzyki tyurkskikh narodov: teoriya, istoriya, praktika (na materiale instrumentalnykh traditsiy Tsentralnoy Azii) [The sound world of music of the Turkic peoples: theory, history, practice (based on the instrumental traditions of Central Asia)]. Moskva, Kompozitor, 2013. (In Russian)

Zelinskiy, Roman. «Ob intonatsionnoy prirode mikroform v bashkirskom instrumentalnom melose» [«On the intonational nature of microforms in Bashkir instrumental melodies»] Muzykalnaya akademiya, Moskva, 2005, № 4, рр. 143–146. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 110

Опубликован

2024-01-05

Как цитировать

Раушан Алсаитова, и Нартай Бекмолдинов. «ТВОРЧЕСТВО СУГУРА АЛИУЛЫ: ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО СТИЛЯ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 4, 2024 г., с. 117-32, doi:10.47940/cajas.v8i4.789.
Лицензия Creative Commons