МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ЭСТРАДНЫХ ПЕСЕН ТОЛЕГЕНА МУХАМЕДЖАНОВА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i2.803Аннотация
Қазақстанның ән эстрадасы елдің әлеуметтік-саяси шындығын айқындай отырып, оның тарихи-мәдени келбетін қалыптастырады. Кеңестік кезеңде эстрадалық ән сол кезеңнің идеологиясын насихаттады. Тәуелсіздікке қол жеткізгеннен кейін эстрадалық әннің мәртебесі мен қызмет принциптері өзгерді. Белгілі композитор Төлеген Мұхамеджановтың шығармашылығы сол тарихи-мәдени парадигмалардың өзгеру кезеңіне дәл келді. Музыкатанушы Үмітжан Рахметулловна Жұмакова композитордың шығармашылығы «осы заман рухының ықпалының күшін өте дәл және айқын жеткізеді» деп атап өткен. Төлеген Мұхамеджановтың шығармашылығында ерекше орынға ие болатын эстрадалық әндері ғылыми зерттеулерде аз дәрежеде қамтылған. Сол себептен, бұл мақалада әндердің музыкалық тілін талдау тарихи-мәдени процесс тұрғысынан алғаш рет жүргізіліп, зерттеудің өзектілігін айқындап тұр. Зерттеудің мақсаты – Төлеген Мұхамеджановтың эстрадалық әндерінің музыкалық тілін тарихи-мәдени тұрғыдан қарастыру. Әдістері. Музыкатану ғылымының негізгі әдістерінің бірі ретінде тарихи әдісті қолдану – Төлеген Мұхамеджановтың эстрадалық ән шығармашылығын дәстүр мен заманауи бағытта қарастыруға мүмкіндік береді. Мәдениеттану әдісі – эстрадалық әнді музыкалық мәдениеттің объектісі ретінде кеңінен қарастыруға итермелейді. Музыкалық-аналитикалық әдіс композитордың эстрадалық әндерінің музыкалық тілінің компоненттерін анықтауға және олардың бейнелі-семантикалық мазмұнын ашуға көмектесті. Талдау барысында жаңа астананың бейнесіне баса назар аударылды, бұл композитордың лирика саласында пайда болған жаңа дүниетанымын атап өтуге ықпалын тигізді. Жұмыста салыстырмалы талдау әдісі де қолданылады. Зерттеу нәтижелері. Композитор Казахстанская песенная эстрада, отражая социально-политическую действительность страны, в тоже время формирует ее историко-культурный облик. В советский период эстрадная песня несла печать ее идеологии. С эпохой Независимости государства меняется ее статус, принципы функционирования. В смене историко-культурных парадигм находится творчество известного композитора Толегена Мухамеджанова, которое, как отмечает музыковед Джумакова Умитжан Рахметулловна «очень точно и ярко передает силу влияния духа этого времени». В научной литературе эстрадные песни Толегена Мухамеджанова, составляющие значительный пласт творчества композитора, освещены в малой степени. Попытка анализа музыкального языка песен с позиции историко-культурного процесса проводится впервые, что определяет актуальность исследования. Цель исследования – рассмотреть музыкальный язык эстрадных песен Толегена Мухамеджанова в историко-культурном контексте. Методы. Применение исторического метода, как одного из основополагающих в музыкознании, позволяет рассмотреть эстрадно-песенное творчество Толегена Мухамеджанова в единстве претворения традиций и современности. Культурологический метод, расширяет представление об эстрадной песне как объекте музыкальной культуры. Музыкально-аналитический метод помог выявить компоненты музыкального языка эстрадных песен композитора и раскрыть их образно-смысловое содержание. В ходе анализа имело место акцентирование на образе новой столицы, что позволило отметить новое мирощущение композитора, проявившегося в сфере лирики. Также в работе применяется метод сравнительного анализа. Результаты исследования. Сделан вывод о преемственности и трансформации творчества композитора, связанного с крахом тоталитарного советского строя и поиском новых образов и средств выразительности, связанных с новым жизненным содержанием. Причем, преемственность проявилась в продолжении музыкальной стилистики советской эстрадной песни. Трансформация исходит из музыкального мышления академического и национального композитора, его индивидуальности, а также связана с глубокими мировоззренческими изменениями эпохи. Статья дополняет существующие представления об эстрадно-песенном творчестве Толегена Мухамеджанова и расширяют научное знание об этой сфере искусства.Ключевые слова:
эстрадная песня, творчество, музыкальный язык, образное содержание, композитор Толеген МухамеджановСкачивания
Библиографические ссылки
Абдрахман, Гульнар. Современное самодеятельное песнетворчество в казахской музыкальной культуре. Алматы, Фонд Сорос-Казахстана, 2002.
Adam, Hart. «Microtonal Tunings in Electronic Dance Music: A Survey of Precedent and Potential». Contemporary Music Review, no 35(2), 2016, pp.242-262. DOI: 10.1080/07494467.2016.1221635.
Айдамирова, Иман. «Отечественная эстрадная песня: определение, разновидности». Вестник Краснодарского государственного института культуры: Электронный научный журнал, № 3(11), 2017. URL: vestnikkguki.esrae.ru/12-228 . www.elibrary.ru. Дата доступа 15 марта 2023.
Babizhan, Baglan, et al. «Contemporary Song Folklore of the Kazakhs of the South-West Zhetysu: The Experience of Musical and Regional Research» International Journal of Criminology and Sociology, Vol 10, 2021, pp. 120-132. DOI: doi.org/10.6000/1929-4409.2021.10.16
Бейсенова, Айгуль. «Толеген Мухамеджанов: «Музыка, которой дышу…», dknews.kz/ru/eksklyuziv-dk/267489-tolegen-muhamedzhanov-muzyka-kotoroy-dyshu. Дата доступа 23 декабря 2022.
Бурматов, Максим. «Эстрадная песня: к проблеме трактовки жанра в музыкальной науке». Актуальные проблемы высшего музыкального образования, №3 (49), 2018, с.82-86. eLIBRARY ID: 35670510
Бонфельд, Морис. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Санкт-Петербург, Композитор 2006.
Вареник, Наталья. «Миры Толегена Мухаметжанова». Литературная студия «Писатель в Интернет-пространстве», pisateli.co.ua/index.php/nashi-avtory/, Дата доступа 26 января 2023.
Джумакова, Умитжан. «Толеген Мухамеджанов». Очерки о композиторах Казахстана. Составитель, ответственный редактор Айзада Нусупова, Алматы, Алматы-Болашак, 2013, с. 5-27.
Federico, Reuben. «Imaginary Musical Radicalism and the Entanglement of Music and Emancipatory Politics», Contemporary Music Review, no 34(2), 2016, рр.232-246. DOI: 10.1080/07494467.2015.1094221.
Кайсиди, Иоаннис. Становление вокально-эстрадного исполнительства в современном искусстве Казахстана. РГУ «Казахская национальная академия искусств имени Т.К.Жургенова», диссертация доктора философии PhD, https://nabrk.kz/Documents/ DiserCand/ kaisidi _dissertation.pdf. Дата доступа 13 февраля 2020.
Крылов, Артем. «Толеген Мухамеджанов. Возможно, я утопист». Караван, 09 ноября 2012, www.caravan.kz/gazeta/tolegen-mukhamedzhanov-vozmozhno-ya-utopist. Дата доступа 2 февраля 2023
Маевская, Ирина. Жанрово-стилевые аспекты отечественной эстрадной песни второй половины 20 века. 2020. ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватории им. С. В. Рахманинова», кандидатская диссертация, rostcons.ru/assets/disser/2020/mayevskaya-dis.pdf./Documents/ DiserCand/ maevskaya _dissertation.pdf. Дата доступа 17 ноября 2020.
Майсеитова, Алия. «В песне – душа народа», Казахстанская правда, 24 октября 2018, https://kazpravda.kz/. Дата доступа 24 октября 2018.
Mukhitdenova, Bagym, et al. «Artistry as a phenomenon of artistic creativity». Fontes. Artis Musicat. Vol. 64/3, July-September, 2017. pp.222-234. www.researchgate.net. (In English)
Сегізбай, Нұрхат. Қазақстанның музыка өнері контекстіндегі Т.Мұхамеджановтың ән шығармашылығы. РММ «Т.К Жүргенов атындағы Қазақ ұлттық өнер академиясы», магистрлік диссертациясы, Алматы, 2020, 16 б.
Shevy, Mark. «Music genre as cognitive schema: extramusical associations with country and hip-hop music». Psychology of Music, no 36(4), 2008, pp. 477–498, doi.org/10.1177/0305735608089384.
References
Abdraxman, Gulnar. Sovremennoe samodeyatel`noe pesnetvorchestvo v kazaxskoj muzy`kal`noj kul`ture [Modern amateur songwriting in the Kazakh musical culture]. Almaty`, Fond Soros-Kazakhstan, 2002. (In Russian)
Adam, Hart. «Microtonal Tunings in Electronic Dance Music: A Survey of Precedent and Potential». Contemporary Music Review, no35(2), 2016, pp.242-262. DOI: 10.1080/07494467.2016.1221635.
Aidamirova, Iman. «Otechestvennaya e`stradnaya pesnya: opredelenie, raznovidnosti» [Homeland pop song: definition, varieties]. Vestnik Krasnodarskogo gosudarstvennogo instituta kul`tury`: E`lektronny`j nauchny`j zhurnal, № 3(11), 2017. URL: vestnikkguki.esrae.ru/12-228. www.elibrary.ru. Access date March 15, 2023. (In Russian)
Babizhan, Baglan, et al. «Contemporary Song Folklore of the Kazakhs of the South-West Zhetysu: The Experience of Musical and Regional Research» International Journal of Criminology and Sociology, Vol 10, 2021, pp. 120-132. DOI: doi.org/10.6000/1929-4409.2021.10.16
Beisenova, Ajgul. «Tolegen Muxamedzhanov: «Muzy`ka, kotoroj dy`shu…» [«Tolegen Mukhamedzhanov: "The music I breathe»] dknews.kz/ru/eksklyuziv-dk/267489-tolegen-muhamedzhanov-muzyka-kotoroy-dyshu. Access date December 23, 2022. (In Russian)
Burmatov, Maksim. «E`stradnaya pesnya: k probleme traktovki zhanra v muzy`kal`noj nauke» [«Pop Song: on the problem of genre interpretation in Music Science»]. Aktual`ny`e problemy` vy`sshego muzy`kal`nogo obrazovaniya, №3 (49), 2018, s.82-86. eLIBRARY ID: 35670510. (In Russian)
Bonfeld, Moris. Muzy`ka: Yazy`k. Rech`. My`shlenie. Opy`t sistemnogo issledovaniya muzy`kal`nogo iskusstva [«Music: Language. Speech. Mind. Experience of systematic research of musical art»] Sankt-Peterburg, Kompozitor 2006. (In Russian)
Varenik, Natalya. «Miry` Tolegena Muxametzhanova» [«The world of Tolegen Mukhametzhanov»] Literaturnaya studiya «Pisatel` v Internet-prostranstve», pisateli.co.ua/index.php/nashi-avtory. Access date January 26, 2023. (In Russian)
Dzhumakova, Umitzhan. «Tolegen Muxamedzhanov». Ocherki o kompozitorax Kazaxstana. [Tolegen Mukhametzhanov. Essays on composers of Kazakhstan]. Sostavitel`, otvetstvenny`j redaktor Ajzada Nusupova, Almaty`, Almaty`-Bolashak, 2013, s. 5-27. (In Russian)
Federico, Reuben. «Imaginary Musical Radicalism and the Entanglement of Music and Emancipatory Politics», Contemporary Music Review, no 34(2), 2016, рр.232-246. DOI: 10.1080/07494467.2015.1094221.
Kaisidi, Ioannis. Stanovlenie vokal`no-e`stradnogo ispolnitel`stva v sovremennom iskusstve Kazaxstana [The formation of vocal and pop performance in the contemporary art of Kazakhstan] 2018. Almaty, RGU «Kazaxskaya nacional`naya akademiya iskusstv imeni T.K.Zhurgenova», dissertaciya doktora filosofii PhD, https://nabrk.kz/ /Documents/ DiserCand/ kaisidi _dissertation.pdf. Access date February 13, 2020 (In Russian)
Krylov, Artem. «Tolegen Muxamedzhanov. Vozmozhno, ya utopist» [«Tolegen Mukhamedzhanov. Maybe I'm a Utopian»] Karavan, 09 noyabrya 2012, www.caravan.kz/gazeta/tolegen-mukhamedzhanov-vozmozhno-ya-utopist. Access date February 2, 2023. (In Russian)
Maevskaya, Irina. Zhanrovo-stilevy`e aspekty` otechestvennoj e`stradnoj pesni vtoroj poloviny` 20 veka [ Genre and style aspects of the Russian pop song of the second half of the 20th century] 2020. Rostov-on-Don, FGBOU VO «Rostovskaya gosudarstvennaya konservatorii im. S. V. Raxmaninova», kandidatskaya dissertaciya, rostcons.ru/assets/disser/2020/mayevskaya-dis.pdf. /Documents/ DiserCand/ Maevskaya _dissertation.pdf. Access date November 17, 2020. (In Russian)
Maiseitova, Aliya. «V pesne – dusha naroda», [«The soul of the people is in the song»]. Kazaxstanskaya pravda, 24 oktyabrya 2018, https://kazpravda.kz/. Accessed October 24, 2018. (In Russian)
Mukhitdenova, Bagym, et al. «Artistry as a phenomenon of artistic creativity». Fontes. Artis Musicat. Vol. 64/3, July-September, 2017. pp.222-234. www.researchgate.net. (In English)
Segіzbaj, Nurhat. Қazaқstanny`ң muzy`ka өnerі kontekstіndegі T.Mұxamedzhanovty`ң әn shy`ғarmashy`ly`ғy` [Songwriting of T. Mukhamedzhanov in the context of musical art of Kazakhstan]. RMM «T.K Zhүrgenov aty`ndaғy` Қazaқ ұltty`қ өner akademiyasy`», magistrlіk dissertaciyasy`, Almaty`, 2020, 16 b. (in Kazakh)
Shevy, Mark. «Music genre as cognitive schema: extramusical associations with country and hip-hop music». Psychology of Music, no 36(4), 2008, pp. 477-498, doi.org/10.1177/0305735608089384.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.