ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Авторы

  • Дмитрий Севостьянов Новосибирский государственный медицинский университет

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i1.806

Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена теми изменениями, которые претерпело изобразительное искусство на протяжении новейшей истории. Разнообразие ранее созданных изображений практически не оставляет возможностей для создания чего-либо принципиально нового. В связи с этим наступило время для осмысления и анализа существующих произведений. Требуется выявить психофизиологические особенности создания художественных изображений. Такова цель данного исследования. Художественное изображение рассматривается как совокупность следов определенных движений на плоскости. Эти движения подчиняются определенным общесистемным законам, которые и следует здесь раскрыть. В данном исследовании реализуется междисциплинарный подход: методы психофизиологического исследования, с одной стороны, и метод системного анализа – с другой. Психофизиологический подход базируется на концепции выдающегося российского ученого Николая Бернштейна, описавшего иерархическую систему человеческой активности. Эта концепция применена в данном случае для анализа художественных изображений. Системный подход позволяет выявить в системе активности инверсии, при которых низший уровень активности приобретает в данной системе главенствующее значение. Эта особенность иерархических систем проявляется в художественных изображениях особенно ярко и наглядно. Для каждого направления в современном изобразительном искусстве может быть выработан собственный подход к анализу изображений, исходя из исследования запечатленных в них следов определенных двигательных актов. Применяемый здесь комплексный подход позволяет определить, каким способом исполняются функции, присущие изобразительному искусству. Эти функции могут исполняться по-разному в зависимости от структуры художественных изображений. Та или иная структура изображений присуща различным направлениям в изобразительном искусстве. Методы исследования изобразительного искусства, примененные в данной работе, несомненно доказали свою состоятельность и могут считаться весьма перспективными в дальнейшей научной деятельности.

Ключевые слова:

живопись, графика , иерархия моторных уровней, системная инверсия, отношения ордера, структура изображения

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Дмитрий Севостьянов, Новосибирский государственный медицинский университет

Дмитрий Анатольевич Севостьянов - философия ғылымдарының докторы, Новосібір мемлекеттік медицина университетінің Педагогика және психология кафедрасының доценті (Новосібір, Ресей Федерациясы)

Библиографические ссылки

Бернштейн, Николай. Физиология движений и активность. Москва, Наука, 1990.

Борейшо, Алексей и Цветков Алексей. «Латентное качество менеджмента: инверсность иерархий». Век качества, № 1, 2020, c. 67–80.

Каган, Моисей. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Ленинград, Искусство, 1972.

Сараф, Михаил. «Инверсии ценностей как основной показатель системных изменений культурного пространства». Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество, № 1-2, 2018, c. 644–646.

Bryson, Norman. Vision and painting. The Logic of the Gaze. New Haven and London, Yale University Press, 1983.

Gamallia, Kateryna et al. “Synergy of design, culture, and innovation in pedagogy: New horizons for education”. Research Journal in Advanced Humanities, vol. 4, no. 4, 2023, pp. 175–190. DOI: https://doi.org/10.58256/rjah.v4i4.1131

Ji, Sungchul. “Semiotic and category-theoretical considerations of the Golden Ratio and Fibonacci Numbers”. Symmetry: Culture And Science, vol. 33, no. 3, 2022, pp. 267–287.

Nicholas, Ganz. Graffiti World. Street Art From Five Continents. London, Thames & Hudson, 2004.

Prieto, Pablo et al. “I like it elegant: imprinting personalities into product shapes”. International Journal of Design Creativity and Innovation, vol. 8, no. 1, 2020, pp. 5–20. DOI:10.1080/21650349.2019.1673825

Thompson, Margo. American Graffiti. New York, Parkstone Press International, 2012.

Van Alphen, Ernst. “Affective operations of art and literature” // Res: Anthropology and Aesthetics, March, 2008, pp. 20–30. DOI: 10.1086/RESvn1ms25608806

Vollgraff Matthew. “The origins of art around 1900: Gesture, drawing, and the ethnographic imagination”. Res: Anthropology and Aesthetics. March, 2022, pp. 15–30. DOI:10.1086/722290

Whitelaw, Mitchell. Metacreation. Art and Artificial Life. Cambridge, The MIT Press, 2004.

References

Bernshteyn, Nikolay. Fiziologiya dvizheniy i aktivnost [Physiology of movements and activity]. Moscow, Nauka, 1990. (In Russian)

Boreysho, Aleksey and Tsvetkov Aleksey. “Latentnoye kachestvo menedzhmenta: inversnost iyerarkhiy” [“Latent quality of management: inversion of hierarchies”]. Vek kachestva [The Century of Quality], no. 1, 2020, pp. 67–80. (In Russian)

Kagan, Moisey. Morfologiya iskusstva: Istoriko-teoreticheskoye issledovaniye vnutrennego stroyeniya mira iskusstva [Morphology of art: Historical and theoretical study of the internal structure of the art world]. Leningrad, Iskusstvo, 1972. (In Russian)

Saraf, Mikhail. “Inversii tsennostey kak osnovnoy pokazatel sistemnykh izmeneniy kulturnogo prostranstva”» [“Inversions of values as the main indicator of systemic changes in cultural space.”]. Bolshaya Yevraziya: razvitiye, bezopasnost, sotrudnichestvo [Greater Eurasia: Development, Security, Cooperation], no. 1-2, 2018, pp. 644–646. (In Russian)

Bryson, Norman. Vision and painting. The Logic of the Gaze. New Haven and London, Yale University Press, 1983.

Gamallia, Kateryna et al. “Synergy of design, culture, and innovation in pedagogy: New horizons for education”. Research Journal in Advanced Humanities, vol. 4, no. 4, 2023, pp. 175–190. DOI: https://doi.org/10.58256/rjah.v4i4.1131

Ji, Sungchul. “Semiotic and category-theoretical considerations of the Golden Ratio and Fibonacci Numbers”. Symmetry: Culture And Science, vol. 33, no. 3, 2022, pp. 267–287.

Nicholas, Ganz. Graffiti World. Street Art From Five Continents. London: Thames & Hudson, 2004.

Prieto, Pablo et al. “I like it elegant: imprinting personalities into product shapes”. International Journal of Design Creativity and Innovation, vol. 8, no. 1, 2020, pp. 5–20. DOI:10.1080/21650349.2019.1673825

Thompson, Margo. American Graffiti. New York: Parkstone Press International, 2012.

Van Alphen, Ernst. “Affective operations of art and literature” // Res: Anthropology and Aesthetics, March, 2008, pp. 20–30. DOI: 10.1086/RESvn1ms25608806

Vollgraff Matthew. “The origins of art around 1900: Gesture, drawing, and the ethnographic imagination”. Res: Anthropology and Aesthetics. March, 2022, pp. 15–30. DOI:10.1086/722290

Whitelaw, Mitchell. Metacreation. Art and Artificial Life. Cambridge: The MIT Press, 2004.

Загрузки


Number of views: 117

Опубликован

2024-03-20

Как цитировать

Дмитрий Севостьянов. «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 1, 2024 г., с. 16-31, doi:10.47940/cajas.v9i1.806.
Лицензия Creative Commons