МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В БАЛЕТАХ ХОРЕОГРАФА-ПОСТАНОВЩИКА АНВАРЫ САДЫКОВОЙ

Авторы

  • Айсулу Тани Қазақ ұлттық хореография академиясы (Астана, Қазақстан)
  • Бибигуль Нусипжанова Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i4.811

Аннотация

Сегодня культура представляется как сложный живой организм, синтезирующий элементы различных художественных направлений: jazz-folk, неоклассика, электронная музыка и т.д. В XXI веке в Казахстане происходит трансформация музыкального сопровождения балетных спектаклей и их сюжетных основ. Если ранее музыка для спектаклей создавалась композиторами, то сегодня наблюдается компилятивный характер, когда хореографы самостоятельно выбирают звуковое сопровождение своей постановки, основываясь на личных предпочтениях. Кроме того, значительные изменения затрагивают и сценографию. Цель статьи – исследование эволюции казахского балета в контексте современных культурных изменений, с акцентом на альтернативное прочтение мифологических образов, их включение в современный контекст. Данная работа является продолжением исследований Людмилы Жуйковой, Алимы Молдахметовой, Анвары Садыковой, посвященных изучению претворения мифологических образов в танце и балетных спектаклях, в частности. В процессе работы над исследованием были применены исторический, культурно-ретроспективный методы, а также метод сравнительного анализа и метод мифореставрации. В результате исследования были обоснованы ключевые аспекты изменений балетного спектакля, показано влияние мифологических образов на творчество Анвары Садыковой и современный казахский балет. Рассмотрено, каким образом эти образы обогащают казахский балет, делая его не только средством художественного самовыражения, но и важной частью культурного диалога между прошлым и настоящим. Работа значительно расширит представления международного сообщества о казахском балете, предоставит уникальный взгляд на эволюцию казахского балета как культурного феномена, который сочетает в себе традиционные казахские мотивы и современные художественные направления. Она демонстрирует, как балетное искусство Казахстана сохраняет свою самобытность в эпоху глобализации.

Ключевые слова:

миф, балет, эпос, жанр, композитор, балетмейстер, музыка, режиссер, хореограф, спектакль, история

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Айсулу Тани, Қазақ ұлттық хореография академиясы (Астана, Қазақстан)

Докторант 3 - курса кафедры «Искусствоведение и арт-менеджмент» Казахской национальной академии хореографии (Астана, Казахстан) 

Бибигуль Нусипжанова, Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

Кандидат педагогических наук, профессор, Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

Библиографические ссылки

Глинка. Щедрин. Чайковский. Прокофьев. [Электрондық ресурс] // Мариин театрының ресми сайты. – URL: https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2011/3/5/2_2000/

Михеева Л. Стравинский. «Весна священная» балеты. [Электрондық ресурс] // belcanto.ru ресми сайты – URL: https://www.belcanto.ru/ballet_printemps.html

Семченкова А.В., Шак Т.Ф. Медиамәтін құрылымындағы музыкалық цитата: талдау бағыттары. [Электрондық ресурс] // cyberleninka.ru ресми сайты https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-tsitata-v-strukture-mediateksta-napravleniya-analiza

Недлина В. 1980-2015 жж. Қазақстан балетінің музыкасы: тарихы, жанрлары, стилі // Arts Academy. – 2017 , No 2 (1).

Бельгибаева А.Б. Мүкарам Авахридің «Жусан» , «Махаббат тілі» атты ұлттық балеттеріндегі архетиптер // Arts Academy. – 2020, No 4 (17).

Безуглая Г.А. Сальваторе Виганоның музыкалық-редакторлық жұмысының әдістері: «Весталка» трагедия-балетінің музыкалық композициясы // А.Я.Ваганованың атындағы Орыс балеті Академиясының хабаршысы. – 2020, No 4 (69).

Красовская В. М. Батысевропалық балет театры. Тарихи очерктер. Преромантизм. – Ленинград: Искусство, 1986. - 432 б.

Мүкарам Авахримен автордың сұхпаты.

Қазақстан композиторлары. Анықтамалық. / Құраст.: Бағысбек Қуат. – Алматы: Sansam, 2011. – 216 б.

Халтаева Л. Түрік-монғол халықтарының космогондық түсінігіндегі бурдондық көпдауыстың генезисі мен эволюциясы: Автореф.дис.канд.иск. - Ташкент. 1993.

Бегалинова Г.А. Қазақтың музыкалық тілі. – Алматы, 2001. - 178 б.

Оспанова Т.У., Түлкібаева Ж.Ж., Арзиев З.З. Қазақстандық композиторлар шығармашылығының көпжанрлығы, Ғалымдардың Евразиялық одағы// ЕСУ. – 2019. - No 2 (59).

Харламова Т. Қазіргі Қазақстан композиторларының аспаптық шығармашылығындағы стильдік тенденциялар: зерттеу – Уфа, 2021 - 254 б.

Загрузки


Number of views: 37

Опубликован

2024-12-20

Как цитировать

Айсулу Тани, и Бибигуль Нусипжанова. «МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В БАЛЕТАХ ХОРЕОГРАФА-ПОСТАНОВЩИКА АНВАРЫ САДЫКОВОЙ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 4, 2024 г., с. 51-69, doi:10.47940/cajas.v9i4.811.
Лицензия Creative Commons