К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ МИРОВОЙ И КАЗАХСТАНСКОЙ КИНОМУЗЫКИ: ЖАНРОВЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i1.815Аннотация
Мировой опыт написания музыки к кинофильмам насчитывает уже более чем стовековую историю, охватывающую создание картин различных жанров. За время своего существования киномузыка закрепила за собой место необходимой части данного вида искусства. Подобно любому специфическому жанру, она обрела собственные законы: силу воздействия, стилистику, формообразование, музыкальный язык, драматургию, инструментарий, принципы функционирования, способы сочетания с другими составляющими элементами кинофильма и т.д. Комплексная направленность исследования научного объекта обуславливает применение системного подхода с использованием многопрофильных методов. Осуществить намеченную цель позволяют историко-искусствоведческий, культурологический, аналитический методы, являющиеся в статье основополагающими. Также применены сложившиеся общенаучные методы: классификационный, типологический, сравнительно-сопоставительный. В связи с междисциплинарным подходом теоретическая база статьи представлена трудами философов, культурологов, искусствоведов, киноведов и музыковедов с целью наиболее всестороннего изучения проблемы. Киномузыка, выступающая колоссальным по объёму, но всё еще недостаточно изученным художественным пластом, представляет особый интерес для музыкознания и характеризуется значительным кругом вопросов, которые включают как научно-теоретические, так и практические проблемы. Проблематика данной статьи включает вопросы теоретических положений киномузыки: жанровые и художественно-стилистические особенности, способы взаимодействия с изображением, вопросы авторства, инструментария, соотношение звукового и зрительного рядов, проблемы формы, функционирования и др. При рассмотрении теоретических аспектов предмета исследования, становится очевидным, что музыка и звук стали одной из важнейших частей синтетического экранного искусства. Музыкальный строй кинопроизведения презентует его разноплановые особенности, способствуя максимально полному раскрытию замысла создателей. В работе определены основные терминологические категории феномена «киномузыка», проанализированы существующие системы зарубежных исследователей относительно классификации функций, дана жанровая характеристика музыки в основных видах фильмов, а также представлена обобщенная и дополненная классификация функций киномузыки по критерию ее драматургической роли.Ключевые слова:
киномузыка, кинофильм, кинокомпозитор, внутрикадровая музыка, закадровая музыка, формы киномузыки, функции киномузыкиСкачивания
Библиографические ссылки
Cheremukhin, Mikhail. Muzyka zvukovogo filma [Music of Sound Film]. Moscow,
Goskinoizdat, 1939.
Cooke, Mervyn. The Hollywood Film Music Reader. Great Britain, Oxford, Oxford University
Press, 2010. DOI: 10.1017/S0261143013000421.
Deaville, James. «Studying the Study of Television Music and Sound». American Music, no. 4
(37), 2019, pp. 400–418. DOI: 10.5406/americanmusic.37.4.0400.
Eisenstein, Sergei. Izbrannyye proizvedeniya. Teoreticheskiye issledovaniya i stati [Selected
works. Theoretical studies and articles]. Moscow, Iskusstvo, vol. 2, 1964.
Frid, Emiliya. Muzyka v sovetskom kino [Music in Soviet Cinema]. Leningrad, Muzyka, 1967.
Fuchs, Maria. «Hermann Kretzschmar’s Forgotten Heirs: Silent-Film Music as Applied
Hermeneutics». Music and the Moving Image, no. 3 (12), 2019, pp. 1–24. DOI: 10.5406/
musimoviimag.12.3.0003.
Goryunova, Nadezhda. Khudozhestvenno-vyrazitelnyye sredstva ekrana [Artistic-Expressive
Means of the Screen]. Moscow, IPK rabotnikov televideniya i radioveshchaniya, 2000.
Gran, Aleksandr. Muzyka filma: posobiye po kinomuzyke [Music of the Film: Guide to Film
Music]. Moscow, Teakinopechat, 1930.
Green, Jessica. «Understanding the Score: Film Music Communicating to and Influencing
the Audience». The Journal of Aesthetic Education, no. 4 (44), 2010, pp. 81–94. DOI: 10.1353/
jae.2010.0009.
Griffith, David Wark. Kino cherez 100 let [The Cinema in 100 years]. Moscow, Goskinoizdat,
Harper, Graeme, editor. Sound and Music in Film and Visual Media: Critical Overview. USA,
New York, Continuum, 2009.
Korganov, Tomas, and Ivan Frolov. Kino i muzyka [Film and Music]. Moscow, Iskusstvo, 1964.
Krakauer, Zigfrid. Priroda filma. Reabilitatsiya fizicheskoy realnosti [The Nature of the Film.
Rehabilitation of Physical Reality]. Moscow, Iskusstvo, 1974.
Lissa, Zofya. Estetika kinomuzyki [The Aesthetics of Film Music]. Moscow, Muzyka, 1970.
London, Kurt. Muzyka filma [Music of the Film]. Moscow, Iskusstvo, 1937.
Neumeyer, David P. Meaning and Interpretation of Music in Cinema. USA, Indiana, Indiana
University Press, 2015.
Porta, Amparo. «Music that Children Listen to in Movies, Series and TV Documentaries.
An Empirical Study on its Meaning». International Review of the Aesthetics and Sociology of
Music, no. 2 (49), 2018, pp. 311–332.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.