ВИЗУАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ КАЗАХСКОЙ АНИМАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Авторы

  • Адай Абельдинов Казахская национальная академия искусств им. Темирбека Жургенова
  • Нурсулу Жаманбаева Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i1.816

Аннотация

В научной статье визуальная трансформация персонажей казахской анимации, в условиях социокультурных изменений представлена на основе важнейшего аспекта развития анимационной индустрии. Это явление включает в себя стилистические тенденции анимации, национальные ценности, технологический прогресс и другие факторы, влияющие на восприятие зрительской аудитории. Цель исследования-выявить современные изменения национальных персонажей на основе влияния социокультурных явлений. За последние двадцать лет современные казахские мультфильмы наполнились образами героев - Ер Тoстика, Культегина, Алпамыса, Толагая, Керея, Жанибека, Кабанбая, Кобыланды, Наурызбая и др. Исходя из этого, Ер Тустик, Наурызбай, Керей и Жанибек были взяты в качестве основных объектов исследования данной статьи.Результатом этого исследования является трансформация персонажей актуализация традиционных элементов; универсальность и интернационализация; разнообразие представлений; отражение современной реальности; сочувствие и идентификация. В целом, визуальная трансформация персонажей казахской анимации в условиях социокультурных изменений направлена на создание образов, отражающих современность, актуализирующих традиции, учитывающих разнообразие культурных групп и вызывающих симпатию зрителей. В контексте социокультурной среды определяется, как изменяется визуальный образ персонажей, какие факторы влияют на эти изменения и какие инновации в дизайне персонажей произошли под влиянием данного процесса. В статье рассматривается комплекс методов, позволяющих охарактеризовать, проанализировать и объяснить результаты исследования как определенный художественно-эстетический и исследовательский опыт. Самый основной структурный метод: позволяет охарактеризовать реальные анимированные произведения как важный язык и предмет изображения при анализе. В изучении искусства анимации и образа фольклорных персонажей главными направляющими средствами стали теоретические труды теоретиков Сергея Асенина, Федора Хитрука. Кроме того, за основу взяты подходы из книг казахских исследователей Бауыржана Ногербека, Тамары Мукановой, Гульнары Мурсалимовой и др. В разделе обсуждения статьи, персонажи анализируются на основе четырех глав по обновлению внешнего вида; культурной адаптации; технологическим улучшениям; реконструкции и возрождению.

Ключевые слова:

искусство, анимация, персонаж, видео, герой, 2D, 3D эффекты, компьютерные технологии, трансформация, фолькло, культура, социум, экран

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Адай Абельдинов, Казахская национальная академия искусств им. Темирбека Жургенова

Магистр искусствоведения, преподаватель кафедры «Режиссуры экранных искусств» Казахской национальной академии искусств им. Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан

Нурсулу Жаманбаева, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова

магистр искусствоведения, преподаватель кафедры «История и теория кино» Казахской национальной академии искусств им. Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Арнольди, Эдгар. Жизнь и сказки Уолта Диснея. Ленинград, Искусство, 1968.

Асенин, Сергей. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной

мультипликации. Москва, Искусство, 1974.

Бертон, Гаэль. Вселенная Хаяо Миядзаки. Картины великого аниматора в деталях.

Москва, Эксмо, 2021.

Беркова, Надежда. Анимация как феномен культурного наследия (на примере

творчества режиссера-аниматора Т. Мукановой). Central Asian Journal of Art Studies, Том

, № 2, 2016, с. 47–54.

Джин, Энн Райт. Анимация: от А до Я. От сценария до зрителя. Москва, ГИТР, 2006.

Кэттиш, Смирнов, Че. «Дизайн персонажей. Концепт-арт для комиксов, видеоигр и

анимации», Серия «Компьютерная графика и мультимедиа». Питер, 2021

Норштейн, Юрий. Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусству анимации.

Москва, ВГИК, 2005.

Нөгербек, Бауыржан. Когда оживают сказки. Алма-Ата, Өнер, 1984.

Престон, Блэр. Мультипликационная анимация. Walter Foster Publishing, 1994.

Пропп, Владимир. Фольклор и действительность. Москва, Наука, 1976.

Соловьева, Маргарита. Функции гипер-персонажа в драматургии искусств. Экономика,

право, культура в эпоху общественных преобразований. Санкт-Петербург, 2011.

Смолянов, Геннадий. Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме:

Учебное пособие. Москва, ВГИК, 2005.

Саймон, Марк. Как создать собственный мультфильм. Анимация двухмерных

персонажей. Москва, Н Пресс, 2006.

Уильямс, Ричард. Аниматор: набор для выживания. Секреты и методы создания

анимации, 3D-графики и компьютерных игр. Москва, Эксмо, 2019.

Хитрук, Федор. Профессия – аниматор. Том 2. Москва, Гаярти, 2007.

Хитрук, Федор. Профессия – аниматор. Том 1. Москва, Гаярти, 2007.

Frank, Thomas and Ollie Johnston. The Illusion of Life: Disney Animation. Hyperion, 1995.

References

Arnoldi, Edgar. Zhizn i skazki Uolta Disneya [The Life and fairy tales of Walt Disney].

Leningrad, Iskusstvo, 1968. (In Russian)

Asenin, Sergej. Volshebniki ekrana. Esteticheskie problemy sovremennoj multiplikacii [Wizards

of the screen. Aesthetic problems of modern animation]. Moscow, Iskusstvo, 1974. (In Russian)

Berton, Gael. Vselennaya Xayao Miyadzaki. Kartiny velikogo animatora v detalyax [The

universe of Hayao Miyazaki. Paintings of the great animator in detail]. Moscow, Eksmo, 2021.

(In Russian)

C A J A S Volume 9. Issue 1. 2024

ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІ: ҚАЗІРГІ ЗАМАН ТҰРҒЫСЫНДАҒЫ ӨНЕРДЕГІ ТІЛ МЕН МӘТІН

Berkova, Nadejda. Animacia kak fenomen kulturnogo nasledia (na primere tvorchestva

rejissera-animatora T. Mukanovoi) [Animation as a phenomenon of the cultural heritage

(from the example of creativeness of the director and animator T.Mukanova)]. Central Asian

Journal of Art Studies, Том 1, № 2, 2016, pp. 47–54. (In Russian)

Frank, Thomas and Ollie Johnston. The Illusion of Life: Disney Animation. Hyperion, 1995.

Dzhin, Enn Rajt. Animaciya: ot A do Ya. Ot scenariya do zritelya [Animation: from A to Z. From

the script to the viewer]. Moscow, GITR, 2006. (In Russian)

Kettish, Smirnov, Che. «Dizajn personazhej. Koncept-art dlya komiksov, videoigr i animacii»,

Seriya «Kompyuternaya grafika i multimedia» [Character design. Concept art for comics, video

games and animation, the series Computer graphics and multimedia]. Piter, 2021. (In Russian)

Norshtejn, Yurij. Sneg na trave. Fragmenty knigi. Lekcii po iskusstvu animacii [Snow on the

grass. Fragments of the book. Lectures on the art of animation]. Moscow, VGIK, 2005. (In

Russian)

Nogerbek, Baurzhan. Kogda ozhivaut skazkiy [When fairy tales come to life]. Alma-Ata, Oner,

(In Russian)

Preston, Bler. Multiplikacionnaya animaciya [Animated animation]. Walter Foster Publishing,

(In Russian)

Propp, Vladimir. Folklor i dejstvitelnost [Folklore and reality]. Moscow, Nauka, 1976. (In

Russian)

Soloveva, Margarita. Funkcii giper-personazha v dramaturgii iskusstv. Ekonomika, pravo,

kultura v epoxu obshhestvennyx preobrazovanij [The functions of a hyper-character in the

dramaturgy of the arts. Economics, law, culture in the era of social transformations]. Saint

Petersburg, 2011. (In Russian)

Sajmon, Mark. Kak sozdat sobstvennyj multfilm. Animaciya dvuxmernyx personazhej [How to

create your own cartoon. Animation of two-dimensional characters]. Moscow, N Press, 2006.

(In Russian)

Smolyanov, Gennadij. Anatomiya i sozdanie obraza personazha v animacionnom filme:

Uchebnoe posobie [Anatomy and character image creation in an animated film: Study guide].

Moscow, VGIK, 2005. (In Russian)

Uilyams, Richard. Animator: nabor dlya vyzhivaniya. Sekrety i metody sozdaniya animacii,

D-grafiki i kompyuternyx igr [Survival kit. Secrets and methods of creating animation, 3D

graphics and computer games]. Moscow, Eksmo, 2019. (In Russian)

Xitruk, Fedor. Professiya – animator Vol.1. Moscow, Gayarti, 2007. (In Russian)

Xitruk, Fedor. Professiya – animator Vol.2. Moscow, Gayarti, 2007. (In Russian

Загрузки


Number of views: 46

Опубликован

2024-03-20

Как цитировать

Адай Абельдинов, и Нурсулу Жаманбаева. «ВИЗУАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ КАЗАХСКОЙ АНИМАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 1, 2024 г., с. 163-75, doi:10.47940/cajas.v9i1.816.
Лицензия Creative Commons