ВИЗУАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ КАЗАХСКОЙ АНИМАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i1.816Аннотация
В научной статье визуальная трансформация персонажей казахской анимации, в условиях социокультурных изменений представлена на основе важнейшего аспекта развития анимационной индустрии. Это явление включает в себя стилистические тенденции анимации, национальные ценности, технологический прогресс и другие факторы, влияющие на восприятие зрительской аудитории. Цель исследования-выявить современные изменения национальных персонажей на основе влияния социокультурных явлений. За последние двадцать лет современные казахские мультфильмы наполнились образами героев - Ер Тoстика, Культегина, Алпамыса, Толагая, Керея, Жанибека, Кабанбая, Кобыланды, Наурызбая и др. Исходя из этого, Ер Тустик, Наурызбай, Керей и Жанибек были взяты в качестве основных объектов исследования данной статьи.Результатом этого исследования является трансформация персонажей актуализация традиционных элементов; универсальность и интернационализация; разнообразие представлений; отражение современной реальности; сочувствие и идентификация. В целом, визуальная трансформация персонажей казахской анимации в условиях социокультурных изменений направлена на создание образов, отражающих современность, актуализирующих традиции, учитывающих разнообразие культурных групп и вызывающих симпатию зрителей. В контексте социокультурной среды определяется, как изменяется визуальный образ персонажей, какие факторы влияют на эти изменения и какие инновации в дизайне персонажей произошли под влиянием данного процесса. В статье рассматривается комплекс методов, позволяющих охарактеризовать, проанализировать и объяснить результаты исследования как определенный художественно-эстетический и исследовательский опыт. Самый основной структурный метод: позволяет охарактеризовать реальные анимированные произведения как важный язык и предмет изображения при анализе. В изучении искусства анимации и образа фольклорных персонажей главными направляющими средствами стали теоретические труды теоретиков Сергея Асенина, Федора Хитрука. Кроме того, за основу взяты подходы из книг казахских исследователей Бауыржана Ногербека, Тамары Мукановой, Гульнары Мурсалимовой и др. В разделе обсуждения статьи, персонажи анализируются на основе четырех глав по обновлению внешнего вида; культурной адаптации; технологическим улучшениям; реконструкции и возрождению.Ключевые слова:
искусство, анимация, персонаж, видео, герой, 2D, 3D эффекты, компьютерные технологии, трансформация, фолькло, культура, социум, экранСкачивания
Библиографические ссылки
Арнольди, Эдгар. Жизнь и сказки Уолта Диснея. Ленинград, Искусство, 1968.
Асенин, Сергей. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной
мультипликации. Москва, Искусство, 1974.
Бертон, Гаэль. Вселенная Хаяо Миядзаки. Картины великого аниматора в деталях.
Москва, Эксмо, 2021.
Беркова, Надежда. Анимация как феномен культурного наследия (на примере
творчества режиссера-аниматора Т. Мукановой). Central Asian Journal of Art Studies, Том
, № 2, 2016, с. 47–54.
Джин, Энн Райт. Анимация: от А до Я. От сценария до зрителя. Москва, ГИТР, 2006.
Кэттиш, Смирнов, Че. «Дизайн персонажей. Концепт-арт для комиксов, видеоигр и
анимации», Серия «Компьютерная графика и мультимедиа». Питер, 2021
Норштейн, Юрий. Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусству анимации.
Москва, ВГИК, 2005.
Нөгербек, Бауыржан. Когда оживают сказки. Алма-Ата, Өнер, 1984.
Престон, Блэр. Мультипликационная анимация. Walter Foster Publishing, 1994.
Пропп, Владимир. Фольклор и действительность. Москва, Наука, 1976.
Соловьева, Маргарита. Функции гипер-персонажа в драматургии искусств. Экономика,
право, культура в эпоху общественных преобразований. Санкт-Петербург, 2011.
Смолянов, Геннадий. Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме:
Учебное пособие. Москва, ВГИК, 2005.
Саймон, Марк. Как создать собственный мультфильм. Анимация двухмерных
персонажей. Москва, Н Пресс, 2006.
Уильямс, Ричард. Аниматор: набор для выживания. Секреты и методы создания
анимации, 3D-графики и компьютерных игр. Москва, Эксмо, 2019.
Хитрук, Федор. Профессия – аниматор. Том 2. Москва, Гаярти, 2007.
Хитрук, Федор. Профессия – аниматор. Том 1. Москва, Гаярти, 2007.
Frank, Thomas and Ollie Johnston. The Illusion of Life: Disney Animation. Hyperion, 1995.
References
Arnoldi, Edgar. Zhizn i skazki Uolta Disneya [The Life and fairy tales of Walt Disney].
Leningrad, Iskusstvo, 1968. (In Russian)
Asenin, Sergej. Volshebniki ekrana. Esteticheskie problemy sovremennoj multiplikacii [Wizards
of the screen. Aesthetic problems of modern animation]. Moscow, Iskusstvo, 1974. (In Russian)
Berton, Gael. Vselennaya Xayao Miyadzaki. Kartiny velikogo animatora v detalyax [The
universe of Hayao Miyazaki. Paintings of the great animator in detail]. Moscow, Eksmo, 2021.
(In Russian)
C A J A S Volume 9. Issue 1. 2024
ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІ: ҚАЗІРГІ ЗАМАН ТҰРҒЫСЫНДАҒЫ ӨНЕРДЕГІ ТІЛ МЕН МӘТІН
Berkova, Nadejda. Animacia kak fenomen kulturnogo nasledia (na primere tvorchestva
rejissera-animatora T. Mukanovoi) [Animation as a phenomenon of the cultural heritage
(from the example of creativeness of the director and animator T.Mukanova)]. Central Asian
Journal of Art Studies, Том 1, № 2, 2016, pp. 47–54. (In Russian)
Frank, Thomas and Ollie Johnston. The Illusion of Life: Disney Animation. Hyperion, 1995.
Dzhin, Enn Rajt. Animaciya: ot A do Ya. Ot scenariya do zritelya [Animation: from A to Z. From
the script to the viewer]. Moscow, GITR, 2006. (In Russian)
Kettish, Smirnov, Che. «Dizajn personazhej. Koncept-art dlya komiksov, videoigr i animacii»,
Seriya «Kompyuternaya grafika i multimedia» [Character design. Concept art for comics, video
games and animation, the series Computer graphics and multimedia]. Piter, 2021. (In Russian)
Norshtejn, Yurij. Sneg na trave. Fragmenty knigi. Lekcii po iskusstvu animacii [Snow on the
grass. Fragments of the book. Lectures on the art of animation]. Moscow, VGIK, 2005. (In
Russian)
Nogerbek, Baurzhan. Kogda ozhivaut skazkiy [When fairy tales come to life]. Alma-Ata, Oner,
(In Russian)
Preston, Bler. Multiplikacionnaya animaciya [Animated animation]. Walter Foster Publishing,
(In Russian)
Propp, Vladimir. Folklor i dejstvitelnost [Folklore and reality]. Moscow, Nauka, 1976. (In
Russian)
Soloveva, Margarita. Funkcii giper-personazha v dramaturgii iskusstv. Ekonomika, pravo,
kultura v epoxu obshhestvennyx preobrazovanij [The functions of a hyper-character in the
dramaturgy of the arts. Economics, law, culture in the era of social transformations]. Saint
Petersburg, 2011. (In Russian)
Sajmon, Mark. Kak sozdat sobstvennyj multfilm. Animaciya dvuxmernyx personazhej [How to
create your own cartoon. Animation of two-dimensional characters]. Moscow, N Press, 2006.
(In Russian)
Smolyanov, Gennadij. Anatomiya i sozdanie obraza personazha v animacionnom filme:
Uchebnoe posobie [Anatomy and character image creation in an animated film: Study guide].
Moscow, VGIK, 2005. (In Russian)
Uilyams, Richard. Animator: nabor dlya vyzhivaniya. Sekrety i metody sozdaniya animacii,
D-grafiki i kompyuternyx igr [Survival kit. Secrets and methods of creating animation, 3D
graphics and computer games]. Moscow, Eksmo, 2019. (In Russian)
Xitruk, Fedor. Professiya – animator Vol.1. Moscow, Gayarti, 2007. (In Russian)
Xitruk, Fedor. Professiya – animator Vol.2. Moscow, Gayarti, 2007. (In Russian
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.