КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОЙ МОДЫ В ДИЗАЙН ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i2.819Аннотация
Формирование экологического мышления и социальной ответственности стало за последние десятилетия важным аспектом профессиональной подготовки специалистов самых разных областей во всем мире. Неблагоприятная экологическая ситуация, усугубляемая ростом технологий и производства в модной индустрии, требует активных действий, направленных на выстраивание новой парадигмы в сознании общества и радикальных изменений в самой системе моды. Дизайнеры одежды играют ключевую роль в этой трансформации, что закономерно вызывает пересмотр профессионального образования специалистов этого направления. Актуальный вектор развития моды и потребность в следовании общемировым образовательным тенденциям остро ставят вопрос о разработке казахстанских программ подготовки дизайнеров одежды в интересах устойчивого развития, направленных на формирование компетенций, соответствующих требованиям изменяющейся отрасли. Цель исследования – оценить готовность казахстанского дизайн образования к внедрению концепций устойчивой моды, а также наметить перспективы и задачи трансформации образовательных программ в области дизайна одежды в интересах устойчивого развития. Критерии оценки были определены методом сравнительного анализа успешных мировых образовательных кейсов в области устойчивой моды. Оценка готовности казахстанского дизайн образования к грядущим переменам осуществлялась путем комплексного анализа образовательной программы «Мода и дизайн костюма» Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова, включая анализ учебных планов и образовательной среды, анализ преподавательского потенциала, анализ сотрудничества со сторонними организациями и предприятиями, возможностей, предоставляемых рынком труда. В ходе исследования определены главные условия заявленной интеграции: адаптивность образовательной программы, целостный подход к обучению на основе междисциплинарных знаний и проблемно-ориентированного обучения, профессиональное развитие преподавателей, сотрудничество с заинтересованными внешними партнерами, ориентация на цифровые технологии, возможности практического применения полученных компетенций в процессе обучения и после его завершения. Ориентация на установленные условия позволила выявить ряд проблем в системе казахстанского дизайн образования и наметить перспективные пути трансформации образовательной программы для подготовки выпускников к реальным вызовам индустрии. Основными положениями исследования стали: комплекс условий успешной интеграции концепций устойчивой моды в дизайн образование, а также направленность действий, необходимых для их создания. Результаты исследования могут быть использованы в качестве базовых ориентиров при оценке и разработке образовательных программ в области моды и дизайна одежды в интересах устойчивого развития и формирования новой парадигмы модной индустрии.Ключевые слова:
Индустрия моды, Устойчивая мода, Дизайн одежды, Дизайн образование, Образование в интересах устойчивого развития, мода и экология, оценка образовательной программы, интеграция концепций устойчивой моды в дизайн образованиеСкачивания
Библиографические ссылки
“A new Circular Economy Action Plan For a cleaner and more competitive Europe.” Communication from The Commission to The European Parliament, The Council, The European Economic and Social Committee and The Committee of The Regions, 2020, eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1583933814386&uri=COM:2020:98:FIN. Дата доступа 12 января 2024.
“A New Textiles Economy: Redesigning Fashion's Future.” The Ellen MacArthur Foundation's report, 2017, www.ellenmacarthurfoundation.org/a-new-textiles-economy. Дата доступа 18 января 2024.
D'Itria, Erminia, and Vacca, Federica. “Fashion Design for Sustainability. A transformative challenge across the European fashion education system.” 7th International Conference on Higher Education Advances (Head'21), JUN 22–23, 2021, p. 679–686. DOI:10.4995/HEAd21.2021.13029.
“Fashion Industry Charter for Climate Action. Climate Action Playbook”, 2020, www.readkong.com/page/fashion-industry-charter-for-climate-action-climate-3684880. Дата доступа 12 января 2024.
“Fashion on Climate. How the fashion industry can urgently act to reduce its greenhouse gas emissions.” McKinsey & Company and Global Fashion Agenda’s report, 2020, www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Retail/Our%20Insights/Fashion%20on%20climate/Fashion-on-climate-Full-report.pdf. Accessed 18 January 2024.
Hall, Nicholas, and Velez-Colby, Fiona. “AMFI's Reality School: A circular economy agenda for fashion education”. Art, Design & Communication in Higher Education, vol. 17 (1), 2018, p. 11–24. DOI: 10.1386/adch.17.1.11_1.
“How Much Do Our Wardrobes Cost to the Environment?” The World Bank, September 23, 2019, www.worldbank.org/en/news/feature/2019/09/23/costo-moda-medio-ambiente. Дата доступа 10 января 2024.
Murzyn-Kupisz, Monika, and Holuj, Dominika. “Fashion Design Education and Sustainability: Towards an Equilibrium between Craftsmanship and Artistic and Business Skills?” Education Sciences, Vol. 11 (9), 531, 2021. DOI: 10.3390/educsci11090531.
Purnama, Rahayu, et al. “A Preliminary Study of Sustainable Fashion Design Curriculum.” International Virtual Colloquium on Multi-disciplinary Research Impact (1st Series), proceedings of the international scientific-practical conference, 15 October 2021, Univ Teknologi MARA, Shah Alam, Malaysia, E-BPJ, 6 (SI6), 2021, pp. 83–88. DOI:10.21834/ebpj.v6iSI6.3044.
Radclyffe-Thomas, Natascha. “Designing a sustainable future through fashion education.” Clothing Cultures, vol. 5, no. 1, 2018, pp. 183–188. DOI: 10.1386/cc.5.1.183_1.
Shen, Lei, and Sethi, Muhammad Hussnain. “Sustainable Fashion and Young Fashion Designers: Are Fashion Schools Teaching Sustainability?” Fibres & Textiles in Eastern Europe, Vol. 29, no. 5(149), 2021, pp. 9–13. DOI: 10.5604/01.3001.0014.8036.
“The State of Fashion 2023.” McKinsey & Company report, 2023, www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/retail/our%20insights/state%20of%20fashion/2023/the-state-of-fashion-2023-holding-onto-growth-as-global-clouds-gathers-vf.pdf. Дата доступа 18 января 2024.
Блэк, Сэнди. «Устойчивое развитие и диджитализация». Конец моды. Одежда и костюм в эпоху глобализации, под редакцией Адама Гечи и Вики Краминас, пер. с англ. Т. Пирусской. Москва, Новое литературное обозрение, 2021, с. 148–169.
Володева, Наталья. «Интеграция цифровых технологий в учебный процесс специальности “Мода и дизайн костюма”: актуальность, особенности, проблемы и пути решения». Цифровизация в индустрии моды и дизайн-образовании: актуальные проблемы и перспективы, материалы Республиканской научно-практической конференции, 23 апреля 2021, КазНАИ им. Т. Жургенова, Алматы, 2021, с. 19–24.
Володева, Наталья. «Формирование конкурентоспособной модели специалиста в области дизайна костюма в условиях цифровизации модной индустрии». Высшая школа: научные исследования, материалы Межвузовского международного конгресса, 21 декабря 2023, Москва, 2023, с. 24–29. DOI: 10.34660/INF.2023.32.86.168.
Ибраева, Айгуль. «Опыт формирования экологического мышления и социальной ответственности в процессе подготовки дизайнеров одежды». Глобальная наука и инновация 2023: Центральная Азия, серия «Педагогические науки», № 1 (19), 2023, c. 3–6.
«Легкая промышленность: январь-декабрь 2022 г.». Дайджест АО Казахстанский центр индустрии и экспорта “Qazindustry”, qazindustry.gov.kz/docs/otchety//1675941788.pdf. Дата доступа 24 декабря 2023.
Шингисова, Асель. «Влияние производства натурального меха на экосистему и современные альтернативные решения в проектировании верхней одежды». Дизайн одежды: проблемы и перспективы, материалы международной научно-практической конференции, 19 апреля 2019, КазНАИ им. Т. Жургенова, Алматы, 2023, с. 28–37.
Шингисова, Асель, и Ибраева, Айгуль. «Экологическая направленность и принципы устойчивой моды в проектировании коллекции одежды». Цифровизация в индустрии моды и дизайн-образовании: актуальные проблемы и перспективы, материалы научно-практической конференции КазНАИ им. Т. Жургенова, под редакцией Володевой Н.А., Алматы, 2021, с. 74–79.
References
“A new Circular Economy Action Plan For a cleaner and more competitive Europe.” Communication from The Commission to The European Parliament, The Council, The European Economic and Social Committee and The Committee of The Regions, 2020, eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1583933814386&uri=COM:2020:98:FIN. Accessed 12 January 2024.
“A New Textiles Economy: Redesigning Fashion's Future.” The Ellen MacArthur Foundation's report, 2017, www.ellenmacarthurfoundation.org/a-new-textiles-economy. Accessed 18 January 2024.
Black, Sandy. «Ustoychivoye razvitiye i didzhitalizatsiya» [Sustainable development and digitalization]. The End of Fashion: Clothing and Dress in the Age of Globalization, edited by Adam Geczy and Vicki Karaminas, translated from English by T. Pirusskaya. Moskva, Novoye literaturnoye obozreniye, 2021, pp. 148–169. (In Russian)
D'Itria, Erminia, and Vacca, Federica. “Fashion Design for Sustainability. A transformative challenge across the European fashion education system.” 7th International Conference on Higher Education Advances (Head'21), JUN 22–23, 2021, p. 679–686. DOI:10.4995/HEAd21.2021.13029.
“Fashion Industry Charter for Climate Action. Climate Action Playbook”, 2020, www.readkong.com/page/fashion-industry-charter-for-climate-action-climate-3684880. Accessed 12 January 2024.
“Fashion on Climate. How the fashion industry can urgently act to reduce its greenhouse gas emissions.” McKinsey & Company and Global Fashion Agenda’s report, 2020, www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Retail/Our%20Insights/Fashion%20on%20climate/Fashion-on-climate-Full-report.pdf. Accessed 18 January 2024.
Hall, Nicholas, and Velez-Colby, Fiona. “AMFI's Reality School: A circular economy agenda for fashion education. Art, Design & Communication in Higher Education, vol. 17 (1), 2018, p. 11–24. DOI: 10.1386/adch.17.1.11_1.
“How Much Do Our Wardrobes Cost to the Environment?” The World Bank, September 23, 2019, www.worldbank.org/en/news/feature/2019/09/23/costo-moda-medio-ambiente. Accessed 10 January 2024.
Ibrayeva Aigul. «Opyt formirovaniya ekologicheskogo myshleniya i sotsialnoy otvetstvennosti v protsesse podgotovki dizaynerov odezhdy» ["The experience of forming ecological thinking and social responsibility in the process of training fashion designers"]. Global Science and Innovation 2023: Central Asia, Pedagogical Sciences series, № 1 (19), 2023, pp. 3–6. (In Russian)
«Legkaya promyshlennost: yanvar–dekabr 2022» ["Light industry: January–December 2022".]. Digest of Kazakhstan Industry and Export Center JSC “Qazindustry”, qazindustry.gov.kz/docs/otchety//1675941788.pdf. Accessed December 24, 2023. (In Russian)
Murzyn-Kupisz, Monika, and Holuj, Dominika. “Fashion Design Education and Sustainability: Towards an Equilibrium between Craftsmanship and Artistic and Business Skills?” Education Sciences, Vol. 11 (9), 531, 2021. DOI: 10.3390/educsci11090531.
Purnama, Rahayu, et al. “A Preliminary Study of Sustainable Fashion Design Curriculum.” International Virtual Colloquium on Multi-disciplinary Research Impact (1st Series), proceedings of the international scientific-practical conference, 15 October 2021, Univ Teknologi MARA, Shah Alam, Malaysia, E-BPJ, 6 (SI6), 2021, pp. 83–88. DOI:10.21834/ebpj.v6iSI6.3044.
Radclyffe-Thomas, Natascha. “Designing a sustainable future through fashion education.” Clothing Cultures, vol. 5, no. 1, 2018, pp. 183–188. DOI: 10.1386/cc.5.1.183_1.
Shen, Lei, and Sethi, Muhammad Hussnain. “Sustainable Fashion and Young Fashion Designers: Are Fashion Schools Teaching Sustainability?” Fibres & Textiles in Eastern Europe, Vol. 29, no. 5(149), 2021, pp. 9–13. DOI: 10.5604/01.3001.0014.8036.
Shingisova, Assel. «Vliyaniye proizvodstva naturalnogo mekha na ekosistemu i sovremennyye alternativnyye resheniya v proyektirovanii verkhney odezhdy» ["The impact of natural fur production on the ecosystem and modern alternative solutions in the design of outerwear"]. Fashion design: problems and prospects, proceedings of the international scientific-practical conference. April 19, 2019, T. K. Zhurgenov KazNAA, Almaty, 2023, pp. 28–37. (In Russian)
Shingisova, Assel, and Ibrayeva Aigul. «Ekologicheskaya napravlennost i printsipy ustoychivoy mody v proyektirovanii kollektsii odezhdy» [“Environmental orientation and principles of sustainable fashion in the design of a clothing collection”]. Digitalization in the fashion industry and design education: current problems and prospects, proceedings of the scientific-practical conference, T. K. Zhurgenov KazNAA, edited by Volodeva N.., Almaty, 2021, pp. 74–79. (In Russian)
“The State of Fashion 2023.” McKinsey & Company report, 2023, www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/retail/our%20insights/state%20of%20fashion/2023/the-state-of-fashion-2023-holding-onto-growth-as-global-clouds-gathers-vf.pdf. Accessed 18 January 2024.
Volodeva, Natalya. «Integratsiya tsifrovykh tekhnologiy v uchebnyy protsess spetsialnosti “Moda i dizayn kostyuma”: aktualnost, osobennosti, problemy i puti resheniya» [«Integration of digital technologies into the educational process of the specialty “Fashion and costume design”: relevance, features, problems and solutions»]. Digitalization in the fashion industry and design education: current problems and prospects, proceedings of the international scientific-practical conference. 23 April 2021, T. K. Zhurgenov KazNAA, Almaty, 2021, pp. 19–24. (In Russian)
Volodeva, Natalya. «Formirovaniye konkurentosposobnoy modeli spetsialista v oblasti dizayna kostyuma v usloviyakh tsifrovizatsii modnoy industrii» [“Formation of a competitive model of a specialist in the field of costume design in the context of digitalization of the fashion industry”]. Higher school: scientific research, proceedings of the Interuniversity International Congress, December 21, 2023, Moscow, 2023, pp. 24–29. (In Russian). DOI: 10.34660/INF.2023.32.86.168.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.