СПЕЦИФИКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ТАНЦАХ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ

Авторы

  • Бибигуль Нусипжанова Казахская национальная академия хореографии
  • Шерхан Мухамбетжанов Казахская национальная академия хореографии

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i1.829

Аннотация

На сегодняшний день современная картина культурного пространства представляет собой весьма многообразную, многоуровневую стилевую палитру. В этом смысле ХХI век пестрит красками сразу нескольких эпох, раскрывающихся последовательно и интенсивно. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена и тем, что в период глобализации и «захвата» умами современной молодежи изысками западноевропейской культуры, обращение к танцам тюркского мира еще одна возможность сохранения искомых народных традиций, что так же как и язык, танец является отражением менталитета, характера нации и даже его истории. Устремление в корни тюркской культуры, изучение и анализ танцевального искусства тюркоязычных, братских народов, его истории и собственно современной его интерпретации это своеобразный ответ на вызовы времени.  В статье обращается внимание на характерные черты общего и особенного в тюркских круговых танцах. Анализируя исследовательские работы следует отметить, что тюркские народы имеют общие корни, обладают общей культурой и ценностями. В работе проанализированы исторические взаимосвязи и обусловленность изменений между новейшим периодом и этапом культурного строительства в национальных танцах тюркских народов. Также на основе изученных материалов в сравнительном анализе рассматривается танцевальная культура представителей современных тюркских народов (казахов, башкир, узбеков, уйгуров, азербайджанцев). Объединяющими их схожими чертами являются не только общность языка, историко-географическое пространство, схожие топонимы, обычаи и традиции, народные промыслы, устное народное творчество, музыкальная культура, но и круговые танцы. Кроме того, в статье рассматривается специфика в музыке тюркоязычных народов. В статье подчеркивается, что выявление межрегиональных связей в музыкальной системе тюркоязычных народов происходит на нескольких уровнях исследования, позволяющих оптимально показать процессы связей, выявить их истоки. В статье рассматриваются особенности развития национальной хореографической культуры в исторической ретроспективе; анализируются характерные особенности формирования этнического танца, степень влияния природных факторов, цветовой символики, повседневной жизни на развитие национальной танцевальной культуры в целом.

Ключевые слова:

народ, танец, классификация, ритуал, групповой танец, мировоззрение, культура, образ жизни, тюркские народы, круговые танцы, поклонение солнцу, огню

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Бибигуль Нусипжанова, Казахская национальная академия хореографии

Кандидат педагогических наук, профессор, Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

Шерхан Мухамбетжанов, Казахская национальная академия хореографии

Мухамбетжанов Шерхан Мухамбетжанович - докторант 3 - курса кафедры «Искусствоведение и арт-менеджмент» Казахской национальной академии хореографии (Астана, Казахстан)

Библиографические ссылки

Moldakhmetova, Alima, & Zhumaseitova Gulnar. «Dance movements of baksy as a paradigm of development of the Kazakh dance art». Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, 10, 2018, pp. 38–57. DOI: 10.21659/rupkatha.v10n3.05.

Reichl, Karl. «Oral Epics Along the Silk Road: The Turkic Traditions of Xinjiang». Chinoperl, 38, 2019, pp. 45–63. DOI: 10.1080/01937774.2019.1633161.

Nedlina, Valeriya. «Neotraditionalism and Innovations in Kazakh Instruments and Music-Making». International peer-reviewed journal. 11. 2023. pp. 34–53. 10.59850/SARYN.4.11.2023.33.

Nurulla-Khodzhaeva, Nargis. “Dancing” Merchants beyond the Empires on The Silk Road. MGIMO Review of International Relations, 1, 2017, pp. 119–139. DOI: 10.24833/2071-8160-2017-1-52-119-139.

Kokisheva, Marlena, & Nedlina, Valeriya. “Kuy: Traditional genre in contemporary music of Soviet and Post-Soviet Kazakhstan.” ACTA HISTRIAE, 24, 2016, pp. 663–676. DOI: 10.19233/AH.2016.28.

Aydın, Emir. «The cultural significance of the Turkish rhythm: Timing, tradition, and identity». Journal of Human Sciences, 13, 2016, pp. 2268–2274. DOI: 10.14687/ijhs.v13i1.3785.

Kurbanova, Djamilya. «Genre Classification and the Current State of Turkmen Musical Folklor». Culture and Arts in the Modern World. 2023. pp.155-167. 10.31866/2410-1915.24.2023.287693.

Gullyev, Shakhym. «Muzyka tyurkskih narodov» [Music of the Turkic peoples]. – Almaty, 2021. (In Russian)

Romm, Mark. Tanec kak faktor evolyucii chelovecheskoj kultury. Dissertaciya doktora kulturologii [Dance as a factor of evolution of human culture. Dissertation of the doctor of culturology]. Barnaul, 2010. (In Russian)

Gulieva, Aynura. «Musical Culture of Nakhchivan in the Turkic World». Asian Social Science. 7. 2011. DOI: 10.5539/ass.v7n5p244.

Öztürkmen, Arzu. Politics of National Dance in Turkey: A Historical Reappraisal, Yearbook of Traditional Music, vol. 33: 2011, pp. 139–144.

Erdal, Gulsen. «The Heritage Central Asian Turkish Music Culture Left to Anatolian Music Culture: Similar Elements in Central Asian-anatolian Turkish Music Cultures». Procedia - Social and Behavioral Sciences, 174, 2015, pp. 2983–2988. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.1038.

Abzhet, Bakhyt. «Preservation of the Turkic culture and traditions of Central Asia, the formation and development of trilingual consciousness». Scientific work, 60, 2020, pp. 117–121. DOI:10.36719/2663-4619/60/117-121.

Lee, Joo-Yup. Turkic Identity in Mongol and post-Mongol Central Asia and the Qipchaq Steppe. In The Oxford Research Encyclopedia of Asian History. Ed. David Ludden, New York: Oxford University Press, 10, 2019. 1093 /acrefore/9780190277727.013.443.

Akyildiz, Sevket. «Traditional sports and games among Central Asia's Turkic Muslim peoples». Training, Hunting, and Festivals, 7, 2022, pp. 571–601.

Portnova, Tatiana. Folklore and choreography in the dialogue of cultural and national interaction». Perspectives of Science and Education, 59, 2022, pp. 53–65. DOI: 10.32744/pse.2022.5.4.

Lykesas, Georgios. «The Transformation of Traditional Dance from Its First to Its Second Existence: The Effectiveness of Music - Movement Education and Creative Dance in the Preservation of Our Cultural Heritage». Journal of Education and Training Studies, 6, 2018, pp. 105–112. DOI: 10.11114/jets.v6i1.2879.

Saitova, Gulnara, and Jumasseitova, Gulnara. « Creativity of Kazakh people in the context of kara jorga dance: preservation and development prospects of Kazakh cultural heritage». Creativity Studies. 16. 2023. pp. 726–739. DOI: 10.3846/cs.2023.16695.

Utegalieva, Saule. Zvukovoj mir muzyki tyurkskih narodov: teoriya, istoriya, praktika (na osnove instrumentalnyh tradicij Centralnoj Azii) [The sound world of music of the Turkic peoples: theory, history, practice (based on the instrumental traditions of Central Asia).] Monograph, "Kompozitor, " Moskow, 2013.

Загрузки


Number of views: 209

Опубликован

2024-03-20

Как цитировать

Бибигуль Нусипжанова, и Шерхан Мухамбетжанов. «СПЕЦИФИКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ТАНЦАХ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 1, 2024 г., с. 122-34, doi:10.47940/cajas.v9i1.829.
Лицензия Creative Commons